Формирование годовой консолидированной отчетности по МСФО должны будут обеспечивать общественно значимые организации: банки, страховые организации, открытые акционерные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах организаторов торговли ценными бумагами.
Введение такой обязанности позволит обеспечить выход белорусских организаций на первичный публичный выпуск акций (IPO).
Аналогичный круг организаций, обязанных применять МСФО, установлен в законодательстве стран Таможенного союза и многих зарубежных стран.
Такую отчетность представляют всем заинтересованным пользователям. В проекте Закона предусмотрен следующий порядок представления отчетности по МСФО:
– банками – в Нацбанк;
– страховыми организациями, открытыми акционерными обществами, – в Минфин.
Срок представления отчетности по МСФО определен не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Данная отчетность подлежит публикации путем размещения на сайте общественно значимой организации в Интернете либо в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.
В настоящее время Правительством утвержден перечень из 23 открытых акционерныхобществ, обязанных составлять отчетность по МСФО за 2011 г. Он размещен на официальном сайте Минфина www.minfin.gov.by. Если организация будет составлять отчетность по МСФО впервые, этапы трансформации отчетности будут определяться с учетом требований международного стандарта, который специально регулирует вопросы составления отчетности по МСФО в первый раз (МСФО (IFRS) 1 "Применение МСФО впервые"). Данный стандарт содержит особые требования по формированию и применению учетной политики в отношении первой отчетности организации, составленной по МСФО. Эти требования отличаются от обычных требований МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки". Стандарт первого применения регулирует также порядок формирования вступительного баланса.
Организация должна подготовить и представить вступительный баланс по МСФО на дату перехода на МСФО – это начальная точка для подготовки финансовой отчетности организации согласно МСФО.
При подготовке вступительного баланса по МСФО и в течение всех периодов, представленных в первой финансовой отчетности по МСФО, организация должна использовать одинаковую учетную политику.
Учетная политика организации должна соответствовать версии МСФО, вступившей в силу на отчетную дату формирования ее первой финансовой отчетности.
Организация не должна применять иные версии МСФО, которые действовали на более ранние даты. Она может применять новый МСФО, который еще не стал обязательным, если его положениями допускается раннее применение.
Пример
Отчетная дата первой финансовой отчетности по МСФО – 31 декабря 2011 г. Организация решает представить сравнительную информацию в финансовой отчетности только за 1 год. Соответственно ее дата перехода на МСФО – 1 января 2010 г. Организация представляла финансовую отчетность, руководствуясь ранее применяемыми национальными правилами, ежегодно к 31 декабря за каждый год.
В этом случае от организации требуется применять правила МСФО, вступившие в силу за периоды, оканчивающиеся 31 декабря 2011 г.:
– при подготовке вступительного баланса по МСФО на 1 января 2010 г.;
– подготовке и представлении бухгалтерского баланса на 31 декабря 2011 г. (включая сравнительные данные за 2010 г.), отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств за год, оканчивающийся 31 декабря 2011 г. (включая сравнительные данные за 2010 г.), а также при раскрытии информации (в т.ч. сравнительной информации за 2010 г.).
Алгоритм действий организации представлен в виде следующей схемы:
При представлении первой финансовой отчетности по МСФО от организации согласно МСФО 1 требуется обеспечить соответствие каждому МСФО, вступившему в силу на отчетную дату. При подготовке вступительного баланса по МСФО 1 организация должна выполнить следующие действия:
1) осуществить признание всех активов и обязательств, признание которых требуется по МСФО;
2) не признавать статьи в качестве активов или обязательств, если МСФО не допускают такое признание;
3) изменить классификацию статей баланса, которые были признаны в соответствии с ранее применяемыми национальными правилами в качестве одного вида актива, обязательства или составляющей капитала в соответствии с МСФО;
4) применять МСФО при оценке всех признанных активов и обязательств.
Законопроект вводит новый вид нормативного правового акта – национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности, в которых будут закреплены правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов и раскрытия информации о них в отчетности организации. Это будет способствовать постепенному переходу от детального регулирования процесса ведения бухгалтерского учета к усилению требований к содержанию отчетности, понятной инвесторам и менеджерам и необходимой им для принятия управленческих решений.
В проекте Закона установлены основополагающие принципы (непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности), на основе которых в дальнейшем будет строиться система бухгалтерского учета и отчетности.
На основе одного из принципов – начисления – основано использование в бухгалтерском учете только метода "по отгрузке".
Применение данного метода означает, что организация учитывает доходы в том периоде, в котором они имели место, независимо от того, когда фактически поступила оплата. Такой подход значительно упростит ведение бухгалтерского учета.
2012 г. является переходным, когда можноприменять 2 метода признания выручки: "по отгрузке" (метод начисления) и "по оплате". Однако после вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете и отчетности необходимо будет применять один метод – "по отгрузке".
В проекте Закона закреплены положения об учетной оценке активов и обязательств – главного аспекта бухгалтерского учета, от которого в наибольшей степени зависит достоверность отчетности.
Введен новый вид оценки – дисконтированная стоимость. Это текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства. Данный вид оценки необходим главным образом для реальной оценки в отчетности долгосрочных активов и обязательств.
Изменен подход в законопроекте к отражению курсовых разниц по авансам выданным и полученным. При перечислении аванса в иностранной валюте для покупки товара не надо будет переоценивать сумму аванса. Поступивший товар необходимо будет принимать к учету по официальному курсу на дату перечисления аванса (и аналогично при поступлении аванса от покупателя). Выручка будет определяться по официальному курсу на дату получения аванса.
Организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством, и излагает ее в положении об учетной политике. Данный локальный документ должен быть подписан главным бухгалтером (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтером) либо руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем), оказывающего услуги по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению отчетности, и утвержден руководителем организации.
Учетная политика организации должна обеспечивать соблюдение принципов бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных законодательством, и включать в себя следующие положения:
1) применяемые организацией виды учетной оценки активов и обязательств;
2) план счетов бухгалтерского учета организации;
3) самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов при их применении в организации;
4) применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
5) регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
6) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
7) иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
Изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случаях:
– изменения законодательства Республики Беларусь;
– изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности информации;
– принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
В проекте Закона соблюдены положения Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов":
– о существенном сокращении обязательных для применения форм первичных учетных документов (в настоящее время их 9);
– о сокращении до минимума обязательных сведений, которые должны содержаться в любом первичном учетном документе.
Формы первичных учетных документов, за исключением обязательных для применения, организации вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно.
В Законе предусмотрена также возможность составления первичного учетного документа в форме электронного документа.
Да.
Отчетность организаций (за исключением Нацбанка, некоммерческих организаций) будет состоять из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении собственного капитала, отчета о движении денежных средств, примечаний к отчетности.
Состав отчетности некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций) – бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств, примечания к отчетности.
Состав отчетности бюджетных организаций будет определен Минфином; состав отчетности Нацбанка установлен законодательными актами.
В проекте Закона разделены понятия "индивидуальная отчетность", "консолидированная отчетность", "сводная отчетность".
Индивидуальную отчетность необходимо будет составлять в организации без учета отчетности дочерних, зависимых хозяйственных обществ, дочерних унитарных предприятий, иных юридических лиц, с которыми организация объединена в хозяйственную группу или холдинг, либо в организации, не имеющей дочерних, зависимых хозяйственных обществ, дочерних унитарных предприятий.
Консолидированную отчетность будут составлять по группе организаций (хозяйственной группе, холдингу, юридическому лицу и его дочерним, зависимым хозяйственным обществам, юридическому лицу и его дочерним унитарным предприятиям) как отчетность единой организации.
Сводную отчетность следует составлять по группе организаций, подчиненных республиканскому органу государственного управления, или входящих в состав государственной организации, подчиненной Правительству, или входящих в состав государственного объединения, или по другой группе организаций, предусмотренной белорусским законодательством.
Методики составления индивидуальной, консолидированной и сводной отчетности будут различаться.
Применение МСФО потребует увеличения количества высококвалифицированных бухгалтеров, поэтому в проекте предложено повысить требования к ним. Начиная с 1 января 2016 г. предусмотрена национальная сертификация специалистов, претендующих на должность главного бухгалтера общественно значимой организации. Исключение – кандидаты на указанную должность в банках, квалификационные требования к которым определит Нацбанк.
Будут изменены требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим на договорных началах услуги по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению отчетности. Так, оказание этих услуг должно будет осуществляться не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор и который соответствует требованиям, предъявляемым к главным бухгалтерам, в зависимости от того, какой организации предоставляются услуги.