С 1 августа 2019 г. Декрет № 16 [3] предусматривает применение отсрочки по уплате НДС в отношении ввозимого на территорию Беларуси технологического оборудования и запасных частей к нему
В отношении ввозимого на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему (их перечень сохранен), по которым применяется ставка ввозной таможенной пошлины 0 %, организациям и индивидуальным предпринимателям вместо ранее предусмотренной рассрочки уплаты НДС с уплатой ежемесячно 1/12 суммы начисленного налога предоставляется отсрочка по его уплате на срок не более 6 месяцев.
Как и в отношении рассрочки, при предоставлении отсрочки не будут взиматься проценты и не потребуется обеспечение уплаты НДС.
Новый механизм, безусловно, упростит налоговое администрирование как для плательщиков, так и для таможенных органов.
Так, если прежние нормы Декрета № 16 в силу необходимости ежемесячной уплаты 1/12 суммы начисленного НДС обязывали субъектов хозяйствования представлять в таможенные органы форму корректировки декларации на товары 12 раз, то теперь ее следует представлять только 1 раз через полгода после выпуска товаров в таможенной процедуре.
Кроме того, не придется с первого месяца заботиться об уплате части налога. Ведь это можно будет сделать единовременным платежом спустя полгода.
Дополнительно отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 6 ТК ЕАЭС [4] новые нормы Декрета № 16 вступают в силу с 1 августа 2019 г.
При этом корректировка положений Декрета № 16 не ограничит субъектов хозяйствования в продолжении использования предоставленной до 1 августа 2019 г. рассрочки в оставшийся период ее действия.
От редакции
Отсрочка (рассрочка) по уплате «ввозного» НДС предоставляется:
– в соответствии с Декретом № 16, ТК ЕАЭС, Законом Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;
– в отношении товаров, классифицируемых согласно ТК ЕАЭС в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402–8408, 8410–8431, 8433–8443, 8444 00, 8445–8448, 8449 00 000 0, 8450–8466, 8468, 8471–8475, 8477–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504–8508, 8514–8517, 8523, 8528–8531, 8535–8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010–9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030–9032, по которым применяется ставка ввозной таможенной пошлины 0 %.
Устранена коллизия между нормами НК и Декрета № 12 [5] |*|, касающаяся уплаты дивидендов
С 1 января 2019 г. в ст. 184 НК установлены для резидентов Республики Беларусь ставки подоходного налога в отношении доходов в виде дивидендов в следующих размерах:
– 6 % – если в течение 3 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации;
– 0 % – если в течение 5 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь.
То есть НК предусмотрено существенное снижение уровня налоговых изъятий из такого рода доходов.
В то же время порядок взимания подоходного налога с доходов в виде дивидендов, полученных от резидента Парка высоких технологий участником (акционером) такого резидента Парка по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям), доли (части долей) в уставных фондах, паи (части паев) в имуществе юридических лиц (в т.ч. зарегистрированных за рубежом), регулировался п. 31 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом № 12. Согласно этой норме указанные доходы облагаются по ставке 9 %.
Комментируемый Декрет № 4 устранил данную коллизию. Ставка 9 % будет применяться, если законодательством не установлены более льготные условия налогообложения. Кроме того, им предусмотрены корректировки, направленные на приведение положений Декрета № 12 в соответствие с нормами НК и изменение ссылок на его структурные элементы |*|.
Для инвесторов и (или) организаций, реализующих инвестиционные проекты, стало больше оснований для вычета НДС
Инвесторам, организациям, реализующим инвестиционный проект, подп. 3.1 п. 3 Декрета № 10 [6] предоставляет право на вычет в полном объеме сумм НДС, признаваемых в соответствии с законодательством налоговыми вычетами (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету), предъявленных при приобретении на территории Республики Беларусь (уплаченных при ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором, независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Такой вычет осуществляется не позднее отчетного периода по НДС, на который приходится дата окончания реализации инвестиционного проекта, предусмотренная инвестиционным договором.
К вышеизложенной норме добавлено подстрочное примечание, которое уточняет такие предъявленные суммы НДС.
При этом расширены нормы, устанавливающие основание для осуществления такого вычета инвестором (инвесторами) и (или) организацией, реализующей инвестиционный проект |*|*|.
В новом предложении, которым дополнен подп. 3.1 п. 3 Декрета № 10, уточнено, что при указании реквизитов первичных учетных документов для уплаченных сумм НДС отражаются также реквизиты документов, подтверждающих оплату. Также необходимо будет указывать реквизиты электронных счетов-фактур по НДС.
Кроме того, из подп. 3.2 п. 3 Декрета № 10 исключены специальные положения, которые предусматривали освобождение у инвестора (инвесторов) и (или) организации, реализующей инвестиционный проект, от налогообложения земельных участков (частей земельного участка), занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства.
Такая корректировка согласуется с отсутствием с 1 января 2019 г. норм о повышенном налогообложении земельных участков, занятых зданиями, сооружениями и передаточными устройствами сверхнормативного незавершенного строительства.
Справочно: в связи с корректировкой Декрета № 10 будет приведено в соответствие Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10».
В целях применения налоговых льгот в сельской местности и малых городах уточнены объекты обложения налогом на недвижимость
С 1 января 2019 г. машино-места не выделены в качестве самостоятельного объекта обложения налогом на недвижимость, а в силу норм подп. 5.2 и 5.3 п. 5 ст. 227 НК представляют собой капитальное строение (здание, сооружение). Соответственно понятие «машино-место» исключено из п. 1 Декрета № 6 [7].
В связи с исключением с 1 января 2019 г. из объектов обложения налогом на недвижимость зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства, а также капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, включенных в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), нормы о неприменении освобождения от налогообложения стоимости соответствующих объектов (абз. 6 и 7 части четвертой подп. 1.4 п. 1 Декрета № 6) стали неактуальны и также исключены |*|.
Положения Декрета № 7 [8] приведены в соответствие с нормами НК
С 1 января 2018 г. субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазин, оказывающие (предоставляющие) посредством информационного ресурса в Интернете услуги (права), связанные с размещением на ресурсе информации о субъекте торговли или о продаже им товаров, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина или адресацию (гиперссылку) на него, получили право применять упрощенную систему налогообложения (подп. 5.2 п. 5 Декрета № 7).
В новой редакции НК соответствующее ограничение не предусмотрено. Так как необходимость данной нормы в Декрете № 7 отпала, соответствующие положения были исключены комментируемым Декретом № 4.
Также в новую редакцию НК были включены положения:
– об исчислении подлежащей уплате нарастающим итогом суммы налога, сбора (пошлины) по итогам налогового периода с учетом выявленных в этом налоговом периоде фактов неуплаты и излишней уплаты налога, сбора (пошлины) независимо от истечения 5 лет от установленных налоговым законодательством сроков его уплаты (п. 2 ст. 36);
– об учете в составе внереализационных расходов отдельных видов затрат заказчика (застройщика, дольщика) (подп. 3.40 и 3.41 п. 3 ст. 175).
По этой причине соответствующие структурные элементы Декрета № 7 – подп. 5.5, предложение третье части первой и часть вторая подп. 5.10 п. 5 – также исключены |*|.
* Практику прокурорского надзора в сфере защиты прав предпринимателей
Важно! Новые нормы Декретов № 12, 10, 6 и 7, регулирующие вопросы налогообложения, вступают в силу после официального опубликования Декрета № 4, но распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.