Из вопроса в редакцию:
«Может ли организация по договоренности с работником возложить на него обязанность по стирке используемых им СИЗ в домашних условиях, если СИЗ не загрязнены потенциально опасными загрязнениями?
Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить выдачу работнику моющих средств, а также стоимость самостоятельно приобретенных им моющих средств для стирки СИЗ?
Ирина Васильевна, бухгалтер»
Как обеспечить должное содержание СИЗ
Наниматель обязан:
1) обеспечивать охрану труда работников путем выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами (п. 8 ст. 55, п. 5 ст. 226 ТК [1]).
Справочно: СИЗ – средства защиты, надеваемые на тело человека или его части и (или) используемые им, предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и при работе в неблагоприятных температурных условиях (абз. 16 п. 3 Инструкции № 209 [2]);
2) организовать надлежащий уход за СИЗ: своевременно осуществлять химчистку, стирку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и обеспыливание в порядке, установленном п. 57 Инструкции № 209 (п. 55 Инструкции № 209). В случаях производственной необходимости в структурных подразделениях организации (в цехах, на участках) устраиваются сушилки для специальной одежды и специальной обуви, камеры для обеспыливания специальной одежды и установки для дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ (п. 57 Инструкции № 209). Если в организации нет возможности производить, например, стирку и химчистку самостоятельно, она может передать СИЗ для этих целей сторонним специализированным организациям.
* О продлении сроков носки СИЗ
Ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников СИЗ, организацию контроля за правильностью их применения работниками возлагается на нанимателя. Если работники вынуждены приобретать СИЗ и осуществлять уход за ними за свой счет, наниматель обязан компенсировать работникам расходы на приобретение СИЗ и осуществление ухода за ними (пп. 60, 61 Инструкции № 209).
Таким образом, у организации есть 3 варианта ухода за СИЗ:
1) передавать СИЗ для стирки, химчистки и т.д. сторонним специализированным организациям;
2) самостоятельно осуществлять уход за ними;
3) по договоренности с работником возложить на него обязанности по стирке выданных ему СИЗ.
Работник может самостоятельно осуществлять уход за СИЗ в определенных случаях
Наниматель вправе передавать работнику обязанности по стирке СИЗ, если СИЗ не загрязнены потенциально опасными загрязнениями. В ином случае, чтобы привести СИЗ в пригодное для носки и использования состояние, необходимо производить стирку и химчистку СИЗ на специальном оборудовании во избежание влияния вредных веществ на здоровье работника.
Нормы выдачи моющих средств на стирку СИЗ законодательно не определены, поэтому наниматель самостоятельно разрабатывает такие нормы, которые целесообразно закрепить в ЛНПА. В соответствии с данными нормами работнику в нужном количестве выдаются моющие средства либо компенсируются расходы на их приобретение.
В приобретении работниками моющих средств проблем нет, поскольку допускается использование их личных денежных средств в белорусских рублях для приобретения товаров, а также по иным обязательствам в интересах нанимателя (п. 75 Инструкции № 117 [3]).
Работники вправе не позднее 15 рабочих дней со дня приобретения товаров, исключая день приобретения, представить отчет об израсходованных суммах с приложением подтверждающих документов для возмещения использованных ими денежных средств (абз. 3 п. 89 Инструкции № 117).
* О расчетах с подотчетными лицами
Бухгалтерский учет моющих средств
Средства, закупленные за наличный расчет:
– приходуют на основании документов, подтверждающих покупку (товарных и кассовых чеков, квитанций к приходному кассовому ордеру и др.), которые прилагаются к авансовому отчету (п. 31 Инструкции № 133 [4]);
– отражают записью: Д-т 10 – К-т 71 и других счетов. К счету 10 можно открыть субсчет, на котором будут учитываться приобретенные работником моющие средства (п. 16 Инструкции № 50 [5]).
На основании представленных документов на приобретение моющих средств организация после оприходования на счете 10 списывает их далее с кредита счета 10 в дебет счетов затрат: 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и др. (пп. 60, 61 Инструкции № 133, пп. 23, 26, 27, 28, 30, 35 Инструкции № 50).
Моющие средства списывают на счета затрат на основании акта на списание материалов (п. 66 Инструкции № 133).
Обложение НДС и налогом на прибыль приобретенных моющих средств
«Входной» НДС по моющим средствам, приобретенным работником за наличный расчет, принимают к вычету на основании:
1) платежных документов, формируемых кассовым оборудованием продавца, если в таких документах ставка и сумма НДС указаны в качестве реквизита платежного документа или выделены плательщиком, реализующим товары по розничным ценам, по требованию покупателя с заверением печатью (штампом) продавца и подписью руководителя или главного бухгалтера организации-продавца;
2) ЭСЧФ, полученных в установленном порядке от продавцов, при условии их подписания покупателем ЭЦП (подп. 5.8 п. 5 ст. 132 НК [6]).
При желании «входной» НДС по моющим средствам можно отнести на увеличение их стоимости (п. 11 ст. 132 НК).
Для целей исчисления налога на прибыль стоимость моющих средств, выданных работникам либо приобретаемых ими самостоятельно для стирки СИЗ в домашних условиях, организация вправе учесть в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, как расходы организации по охране труда, а также как расходы, непосредственно связанные с эксплуатацией СИЗ в процессе производства (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170 НК).
Искренне Ваша, Ольга Павловна