С 1 июня 2019 г. – новый порядок расчетов наличными белорусскими рублями
Он распространяется на расчеты резидентов и нерезидентов при выполнении двух условий:
1) соблюдение очередности платежей, установленной законодательными актами. Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями (далее – организации) должны осуществляться при соблюдении очередности платежей, установленной законодательными актами (п. 68 Инструкции № 107, п. 96 Инструкции № 117) |*|.
В настоящее время такая очередность определена Порядком расчетов № 359 [4];
2) соблюдение предельно допустимого размера расчетов.
Расчеты наличными деньгами между организациями могут проводиться за счет следующих источников:
– наличные деньги, полученные с текущих (расчетных) банковских счетов, счетов клиентов, к которым выданы корпоративные (личные) дебетовые карточки;
– наличные деньги, поступившие в кассу организации;
– личные денежные средства физических лиц, используемые в интересах организаций, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях.
Соблюдение очередности платежей
Организации при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов* в белорусских рублях обязаны соблюдать следующую очередность:
___________________
* Исключение – текущие счета, открытые для учета средств организаций, поступающих из республиканского и местных бюджетов (в т.ч. из государственных целевых бюджетных фондов), из государственных внебюджетных фондов. Порядок расчетов с указанных счетов определяется Минфином по согласованию с Нацбанком.
1) вне очереди производить платежи в счет:
– неотложных нужд в размере до 20 % средств, поступивших на указанные счета (за исключением сумм банковских кредитов) за предыдущий месяц;
– погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование на эти суммы в ФСЗН, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению. При отсутствии или недостаточности средств в белорусских рублях на текущих (расчетных) счетах указанные платежи осуществлять за счет средств, полученных от продажи (в т.ч. обязательной) иностранной валюты |*|. В этом случае продажа средств, поступивших на текущие (расчетные) счета в иностранной валюте, должна производиться до исполнения предъявленных к данным счетам платежных требований или иных платежных инструкций;
* Изменения, произошедшие в сфере ответственности за нарушения валютного законодательства, см.: www.gb.by/2018-39-13
– погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы;
2) в первоочередном порядке производить платежи:
– в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (налоги, неналоговые платежи, ссуды, займы, обязательства, возникшие в случае осуществления Правительством Республики Беларусь, областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии, выданные областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами, и проценты по ним);
– по исполнительным документам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также в случае потери кормильца, сумм по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, о выплате авторского вознаграждения, сумм по обязательному страхованию, сумм по возмещению ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением, сумм по государственному социальному страхованию граждан;
– за реализованное (переданное для собственного либо иного использования) имущество, обращенное в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, а также за реализованное имущество, освобожденное от ареста органом, ведущим уголовный процесс, в целях возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, уплаты дохода, полученного преступным путем, других имущественных взысканий;
– за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного материальных резервов;
– по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством. Данные платежи имеют приоритет перед иными платежами, указанными в подп. 2.2 и абз. 3 подп. 2.6 п. 2 Порядка расчетов № 359;
– в счет погашения задолженности по кредитам, выданным банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним;
– в счет погашения задолженности по активам, приобретенным открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» в соответствии с перечнем таких активов и порядком, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь, у банков Республики Беларусь, и по кредитам, предоставленным данным обществом на финансирование проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом и (или) Правительством Республики Беларусь;
– в счет погашения задолженности по кредитам, включенным в перечень активов, переданных открытому акционерному обществу «Агентство по управлению активами» в соответствии с Указом № 268 [5].
Ответственность за осуществление вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в суммах, превышающих пределы, установленные законодательством, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, установлена ч. 2 ст. 12.19 КоАП [6];
3) во вторую очередь осуществлять иные платежи, не указанные выше.
! Платежи в пределах одной и той же очереди следует производить в порядке календарного поступления расчетных документов в банк плательщика. Исключение составляют случаи, указанные в подп. 2.6 п. 2 Порядка расчетов № 359.
Соблюдение предельно допустимого размера расчетов
Организация независимо от наличия у нее текущего (расчетного) банковского счета осуществляет расчеты наличными деньгами с другими организациями на территории Республики Беларусь, в т.ч. путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей, в общей сумме не более 100 базовых величин на протяжении одного дня (далее – предельно допустимый размер расчетов), за исключением случаев, определенных Инструкциями № 107 и № 117 и иными актами законодательства |*|.
Важно! Количество юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми организация может проводить расчеты наличными деньгами в общей сумме не более предельно допустимого размера расчетов, не ограничивается.
Без ограничения размеров (как для плательщика, так и для получателя) расчеты наличными деньгами могут осуществляться по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды.
Особые правила (исключения) для отдельных категорий организаций (видов деятельности) предусмотрены п. 72 Инструкции № 107 и п. 99 Инструкции № 117.
Справочно:
1) для получателей наличные деньги, принятые в вышеуказанных случаях, в фактический размер расчетов наличными деньгами не включаются;
2) проведение иных расчетов наличными деньгами (не указанных выше) вышеперечисленными получателями с юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями должно осуществляться с соблюдением предельно допустимого размера расчетов, за исключением случаев, указанных в п. 75 Инструкции № 107 (п. 102 Инструкции № 117).
В этих пунктах перечислены виды платежей, которые в силу их специфики не включаются в фактический размер расчетов наличными, в частности, суммы, зачисленные на текущие (расчетные) банковские счета получателей за товары (работы, услуги), а также по иным обязательственным правоотношениям путем внесения юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями (плательщиками) наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей |*|.