Ситуация 1
Белорусская транспортно-экспедиционная компания (заказчик) заключила договор с другим резидентом РБ на доставку его сотрудников частным рейсом на самолете за рубеж. Для этого заказчик заключил договор с авиакомпанией-нерезидентом, по которому должен заплатить 100 000 долл. США предоплаты.
Вправе ли заказчик заплатить предоплату нерезиденту?
Вправе.
Заказчик заключил импортный внешнеторговый договор с нерезидентом на оказание услуг.
Проведение импортером платежей в пользу нерезидента со счета, открытого в банке РБ, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг запрещено, за исключением наличия у импортера разрешения Нацбанка (п. 1 постановления Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 "О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт" (далее – постановление № 165)).
Разъяснения по порядку применения постановления № 165 содержатся в письме Нацбанка РБ от 18.12.2008 № 53-21/1802 "Разрешение на проведение транспортными и экспедиционными предприятиями авансовых платежей по внешнеторговым операциям". В нем сказано, что Нацбанк в соответствии с п. 1 постановления № 165 разрешает проведение платежей в пользу нерезидентов со счетов, открытых в банках РБ, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг следующим импортерам:
– резидентам, имеющим специальные разрешения (лицензии) на осуществление перевозок пассажиров и грузов, – по расходам, связанным с транспортировкой грузов и пассажиров, а также уплатой налогов и сборов при проезде по территориям иностранных государств;
– транспортно-экспедиционным организациям – по расходам, связанным с импортом услуг, осуществляемых железнодорожным, воздушным и морским транспортом.
Таким образом, заказчик вправе заплатить предоплату нерезиденту.
Ситуация 2
Имеет ли право белорусская организация без разрешения Нацбанка произвести оплату нерезиденту (резиденту РФ) по импортному внешнеторговому договору, не предусматривающему поступление товара на территорию Республики Беларусь?
Имеет при наличии разрешения Нацбанка.
Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, осуществляют на основании разрешений Нацбанка, выдаваемых по ходатайству Совета Министров либо иного государственного органа (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178)).
Справочно: территория Республики Беларусь составляет единую таможенную территорию Республики Беларусь (далее – таможенная территория). Пределы таможенной территории являются таможенной границей. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Республики Беларусь (ст. 3 Таможенного кодекса РБ).
С 16 ноября 2011 г. резиденты обязаны обеспечить при импорте товаров их поступление на территорию Республики Беларусь
Ситуация 3
Белорусская организация командирует работников в Латвию. Для этого она оплачивает резиденту Латвии бронирование гостиницы для своих сотрудников авансовым платежом.
Правомерны ли данные расчеты? Можно ли купить иностранную валюту для указанных целей?
Расчеты правомерны. Купить иностранную валюту можно.
Проведение импортером платежей в пользу нерезидента со счета, открытого в банке РБ, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг запрещено, за исключением наличия у импортера разрешения Нацбанка (п. 1 постановления № 165).
В письме Нацбанка РБ от 22.01.2010 № 31-14/30 "О применении норм отдельных актов валютного законодательства" разъяснено, что ограничение, установленное постановлением № 165 в отношении проведения авансовых платежей по импорту, не распространяется на внешнеторговые операции, на которые не распространяется действие Указа № 178.
Обратимся к Указу № 178. Его действие не распространяется на внешнеторговые операции, проводимые по внешнеторговым договорам, по условиям которых фактическими получателями охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, услуг выступают физические лица – резиденты либо физические лица – нерезиденты (подп. 1.2 п. 1 Указа № 178). Данную норму Указа № 178 следует применять в случае, когда во внешнеторговом договоре (приложениях к внешнеторговому договору) указаны конкретные физические лица – получатели охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, услуг (письмо Нацбанка РБ от 14.07.2009 № 53-14/5505 "О внешнеторговых операциях").
Рассмотрим, можно ли приобрести валюту для осуществления данной операции.
Субъект валютных операций – резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для проведения расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки (подп. 20.1 п. 20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112).
Таким образом, если во внешнеторговом договоре (приложении к нему) указаны конкретные физические лица, то резидент вправе осуществить авансовый платеж нерезиденту за бронирование гостиницы и приобрести иностранную валюту на данную цель.
Д-т 57 – К-т 51
– перечислены средства для покупки валюты;
– перечислены средства для покупки валюты;
Д-т 52 – К-т 57
– поступила приобретенная валюта;
Д-т 25, 26 и др. – К-т 57
– отражены расходы по покупке валюты в виде разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка;
Д-т 60 – К-т 52
– перечислены валютные средства для бронирования мест в гостинице*.
___________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Ситуация 4
Резидент РБ – юридическое лицо по экспортному внешнеторговому договору поставил товар резиденту Польши (зарегистрировал сделку, отгрузил товар). Договором предусмотрена ответственность поставщика за некачественный товар, упаковку, маркировку и т.п. Нерезидент выставил резиденту штраф для уплаты. Резидент представил в банк подписанный сторонами документ, подтверждающий размер штрафа, платежное поручение на перечисление штрафа и уведомление о проведении валютной операции, связанной с движением капитала. В платежном поручении нет ссылки на внешнеторговый договор, не указан регистрационный номер сделки. Банк отказал резиденту в проведении сделки.
К какой валютной операции относится уплата штрафа нерезиденту? Правомерен ли такой отказ?
Правомерен.
Текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами по осуществлению расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг (ст. 5 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле").
Уплата штрафа происходит в рамках экспортного внешнеторгового договора. Следовательно, имеет место текущая валютная операция.
Д-т 92 – К-т 52
– произведена уплата штрафа по экспортному внешнеторговому договору поставки товара.
– произведена уплата штрафа по экспортному внешнеторговому договору поставки товара.
Особенности оформления платежных инструкций приведены в п. 25 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46). Документы, представляемые в банк при проведении платежей (платежная инструкция) и при поступлении денежных средств (сведения), должны содержать следующую информацию о проводимых (поступивших) платежах по внешнеторговым договорам:
– учетный номер плательщика – экспортера (импортера) или структурного подразделения экспортера (импортера);
– регистрационный номер сделки (если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством);
– предыдущий регистрационный номер сделки (в случае перерегистрации сделки);
– дату и номер внешнеторгового договора и приложения к договору;
– признак оплаты:
"0" – при проведении (поступлении) платежа до даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту);
"1" – при проведении (поступлении) платежа после даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту), при возврате денежных средств или поступлении денежных средств в иных случаях, предусмотренных подп. 1.7 и 1.9 п. 1 Указа № 178.
Когда по одному платежу одновременно необходимо указать разные признаки оплаты, признак оплаты следует проставить по каждой части данного платежа отдельно;
– код поступления товаров:
"2" – при проведении платежа за товары, поступающие на таможенную территорию Республики Беларусь;
"3" – при проведении платежа за товар, не поступающий на таможенную территорию Республики Беларусь.
Когда одним платежом оплачивают частично товар, поступающий и не поступающий на таможенную территорию Республики Беларусь, код поступления товаров нужно указать по каждой части данного платежа отдельно;
– дату и номер разрешения Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции (при поступлении денежных средств и при наличии разрешения).
Банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случае непредставления в банк документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям пп. 25 и 27 Инструкции № 46 (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств в безналичном порядке) (подп. 28.2 п. 28 Инструкции № 46).
Таким образом, уплата штрафа нерезиденту в рамках экспортного внешнеторгового договора является текущей валютной операцией.
В случае отсутствия в платежном поручении ссылки на внешнеторговый договор и регистрационный номер сделки клиент не вправе заплатить нерезиденту. Банк должен отказать в проведении валютной операции.
Ситуация 5
Белорусская организация заключила импортный внешнеторговый договор с нерезидентом на поставку оборудования. Договор рамочный на 200 000 евро. Существенные условия договора указаны в приложениях, являющихся неотъемлемой его частью. Оборудование входит в перечень товаров согласно приложению к постановлению Совета Министров и Нацбанка РБ от 25.02.2011 № 240/5 "О расчетах по импорту некоторых товаров". Договор заключен в ноябре 2010 г. Условия расчета – по факту. Регистрация сделки не производилась. По приложению 1 и приложению 2 к договору нерезидент в феврале 2011 г. поставил товар в полном объеме на общую сумму 162 000 евро.
Вправе ли был резидент приобрести иностранную валюту в августе 2011 г. для проведения расчетов с поставщиком-нерезидентом?
Сразу отметим, что с 20 сентября 2011 г. постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 25.02.2011 № 240/5 "О расчетах по импорту некоторых товаров" (далее – постановление № 240/5) утратило силу (постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 20.09.2011 № 1250/21).
Ранее постановлением № 240/5 (вступило в силу с 2 марта 2011 г.) было определено, что до 1 марта 2012 г. проведение импортером расчетов с нерезидентом по внешнеторговому договору, общая сумма денежных обязательств импортера по которому превышает 50 000 евро в эквиваленте и предусматривающему импорт товаров согласно приложению, осуществляется исключительно:
1) за счет имеющейся в распоряжении импортера выручки в иностранной валюте;
2) за счет имеющейся в распоряжении импортера иностранной валюты, полученной им в качестве:
– вкладов в уставный фонд;
– иностранной безвозмездной помощи;
– дивидендов и иных доходов от инвестиций;
– процентов по договорам займа, заключенным с нерезидентами;
– процентов за размещение иностранной валюты на счетах, открытых в банках;
– процентов по обязательствам банков;
3) за счет иностранной валюты, полученной по договорам займа (кредитным договорам), заключенным с нерезидентами на срок не менее 1 года;
4) за счет иностранной валюты, полученной по кредитным договорам, заключенным с банками РБ на срок не менее 1 года;
5) в иных случаях при наличии разрешения Нацбанка.
Действие постановления № 240/5 не распространялось на расчеты по внешнеторговым договорам, исполнение обязательств по которым:
– начато до вступления его в силу;
– осуществляется в соответствии с инвестиционными договорами, заключенными Республикой Беларусь до вступления в силу постановления № 240/5.
Такое разъяснение было приведено в п. 4 постановления № 240/5.
Для проведения платежей, предусмотренных п. 4 постановления № 240/5, импортер дополнительно должен был представить в банк:
– подписанный импортером документ, содержащий сведения о том, что исполнение обязательств по данному внешнеторговому договору начато до вступления в силу постановления № 240/5;
– либо документ, содержащий сведения о том, что исполнение обязательств осуществляется в соответствии с инвестиционным договором, заключенным Республикой Беларусь до вступления в силу постановления № 240/5 (п. 5 письма Нацбанка РБ от 01.03.2011 № 21-18/32 "О применении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь").
Субъект валютных операций – резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для проведения расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки (подп. 20.1 п. 20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112).
Таким образом, резидент имел право приобрести иностранную валюту и рассчитаться с нерезидентом.
Ситуация 6
Белорусское предприятие в течение 1 месяца заключило 2 импортных внешнеторговых договора на поставку оборудования с одним нерезидентом. Общая сумма 2 договоров – более 50 000 евро. Однако стоимость товара, входящего в перечень товаров по приложению к постановлению № 240/5, по 2 договорам составляла менее 50 000 евро.
Вправе ли был резидент приобрести иностранную валюту и рассчитаться с нерезидентом?
Вправе.
Положения постановления № 240/5 приведены в ответе на предыдущий вопрос. В рамках выполнения подп. 1.1 п. 1 этого постановления импортер был вправе без ограничений осуществлять расчеты с нерезидентом по внешнеторговому договору независимо от его суммы в случае, если предусмотренная условиями данного договора стоимость импортируемых товаров согласно приложению к постановлению № 240/5 не превышает 50 000 евро в эквиваленте (п. 3 письма Совета Министров и Нацбанка РБ от 14.03.2011 № 39/28/31-16/65 "О применении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 240/5" (далее – совместное письмо)).
Заключение импортером в течение месяца 2 и более внешнеторговых договоров с одним и тем же нерезидентом на импорт товаров согласно приложению к постановлению № 240/5, сумма каждого из которых в отдельности не превышает 50 000 евро в эквиваленте (дробление суммы обязательств), рассматривается как несоблюдение условий данного постановления по второму и последующим внешнеторговым договорам и, следовательно, влечет отказ банка в проведении расчетов по таким внешнеторговым договорам (п. 5 совместного письма).
В отношении дробления суммы обязательств необходимо было учитывать, что если специфика работы клиента банка подразумевала заключение и исполнение в течение календарного месяца нескольких внешнеторговых договоров с одним и тем же нерезидентом, предусматривающих импорт товаров по приложению к постановлению № 240/5, но сумма обязательств импортера по каждому из них незначительна и в совокупности по всем внешнеторговым договорам не превышала 50 000 евро в эквиваленте, то банкам не следовало расценивать это как несоблюдение требований постановления № 240/5 (письмо Нацбанка РБ от 18.04.2011 № 31-16/153 "О применении норм валютного законодательства").
Таким образом, резидент был вправе приобрести иностранную валюту и рассчитаться с нерезидентом.