Какие расходы признают расходами будущих периодов
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, с учетом последних изменений от 20.12.2012 № 77 (далее – Инструкция № 50)
Расходами будущих периодов признают расходы, которые произведены в отчетном периоде, но относятся к будущим периодам (п. 76).
Полный перечень таких расходов законодательно не определен. Более того, п. 76 Инструкции № 50, в котором ранее был означен их состав, исключен.
Учет расходов будущих периодов ведется на счете 97 "Расходы будущих периодов", к нему могут быть открыты субсчета по видам расходов.
Главой 5 данной Инструкции определен порядок бухгалтерского учета расходов.
При определении состава расходов будущих периодов следует учитывать, что расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 32).
Если расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то указанные расходы признаются в бухгалтерском учете путем их соответствующего распределения между отчетными периодами (п. 33).
Необходимо учитывать, что расходы, относящиеся к отчетному периоду, не допускается включать в расходы будущих периодов, отражаемые на счете 97.
Нормативное регулирование состава расходов будущих периодов
Инструкция о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10, с учетом последних изменений от 27.05.2011 № 30
Формирование затрат по объекту незавершенного капитального строительства начинается с даты начала строительства. Расходы, произведенные до начала выполнения указанных работ, учитываются по дебету счета 97. С даты начала выполнения работ произведенные расходы включаются в состав затрат по незавершенному строительству записью по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" в корреспонденции с кредитом счета 97 (п. 11).
Пунктом 64 гл. 7 "Бухгалтерский учет затрат заказчика, застройщика по сносу объектов" предусмотрено, что учет всех видов затрат и стоимости работ по сносу объекта недвижимости (в т.ч. основных средств) производится по дебету счета 08 или 97.
Постановление Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте", с учетом последних изменений от 07.02.2012 № 126
С 24 мая 2011 г. коммерческие организации вправе относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте:
– по дебиторской задолженности за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги, по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам на приобретение сырья, материалов, товаров, работ, услуг, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.;
– по кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также по кредитам, займам и процентам по ним, авансам, полученным от покупателей и заказчиков, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и в сроки, определенные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.
В бухгалтерском учете суммы, учтенные на счете 97, списываются в состав доходов и расходов по финансовой деятельности (счет 91 "Прочие доходы и расходы"). Решение о применении данного способа учета курсовых разниц закрепляется в учетной политике.
По дебету счета 97 и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" показывают сумму НДС, исчисленную в случаях, когда выручка от реализации товаров, работ, услуг определенное время не могла быть признана в бухгалтерском учете. Такая ситуация имела место до 1 января 2013 г., если организация применяла метод отражения выручки "по оплате" и в течение 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) оплата не поступила. При признании в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров, работ, услуг сумма НДС списывается с кредита счета 97 в дебет счетов 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", 91 (подп. 3.5 п. 3).
Фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены (п. 20).
Если в результате научно-технической деятельности нематериальные активы не созданы, то сумма фактических затрат на их создание за вычетом фактических затрат на изготовление материальных объектов отражается по дебету счета 91 и кредиту счета 08 (п. 28 гл. 5).
Отметим, что действовавшей до 1 января 2013 г. Инструкцией по бухгалтерскому учету результатов научно-технической деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.06.2006 № 75, было предусмотрено отражение таких затрат по дебету счета 97 и кредиту счета 08 с последующим списанием с кредита счета 97 таких сумм в дебет счетов учета затрат.
Инструкция о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.04.2004 № 75, с учетом последних изменений от 02.07.2010 № 84
Расходы по доставке, монтажу и установке, а также другие расходы, связанные с приобретением и созданием основных средств в соответствии с законодательством, если такие расходы по условиям договора лизинга несет лизингополучатель, отражаются по дебету счета 97 и кредиту счетов 10 "Материалы", 23 "Вспомогательные производства", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 68 "Расчеты по налогам и сборам" и других при условии, что по истечении договора лизинга лизингополучатель возвращает лизингодателю предмет лизинга. После принятия предмета лизинга в эксплуатацию указанные расходы списываются с кредита счета 97 в дебет счетов 20 "Основное производство", 44 "Расходы на реализацию" равномерно в течение срока договора лизинга (подп. 13.2).
Лизингополучатель в соответствии с принятым порядком отражения обязательств по договору лизинга начисление лизингового платежа, за исключением сумм, возмещающих контрактную стоимость предмета лизинга, может осуществлять по дебету счетов 97, 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет "Обязательства по лизингу", на всю сумму причитающегося по договору лизинга платежа и по мере наступления срока, указанного в договоре, списывает соответствующую сумму лизингового платежа с кредита счета 97 в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 (подп. 14.4).
Сельскохозяйственные организации осуществляют расходы, которые относятся к нескольким производственным циклам и включаются в себестоимость производимой продукции на протяжении нескольких отчетных периодов. Такие расходы составляют особую группу затрат и называются расходами будущих периодов (п. 80).
К ним относятся:
– затраты на мероприятия по улучшению земель, осуществляемые за счет собственных средств и включаемые в себестоимость продукции в течение ряда лет исходя из определенных для отдельных мероприятий сроков их действия и использования;
– затраты по устройству некапитальных сооружений и временных приспособлений для нужд производства (летние лагеря и загоны для животных, расходы по устройству сооружений для силосования, сенажирования и других сооружений и приспособлений), используемых в течение нескольких лет;
– затраты по заготовке сельскохозяйственных продуктов в межсезонный период (ворганизациях, заготавливающих сельскохозяйственную продукцию), а также накладные расходы по промышленной переработке сырья в соответствии с плановыми расчетами по их распределению;
– затраты, связанные с подготовкой и освоением производств новых видов продукции и технологических процессов (пусковые расходы) в тех случаях, когда они не финансируются за счет специальных источников (освоение новых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, освоение новых технологий в промышленных производствах, в крупных животноводческих комплексах);
– лизинговые платежи;
– затраты финансового характера: оплата услуг телефонной связи и радиосвязи за последующие периоды; оплата расходов на подписку специальной литературы и изданий периодической печати; арендная плата за использование объектов основных средств или их отдельных частей (помещений) в соответствии с договором за последующие периоды и др., которые в последующем списываются в течение срока их действия и включаются в состав общепроизводственных или общехозяйственных расходов в доле, приходящейся на соответствующий отчетный период (п. 81).
В каких случаях используется счет 97
Наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за 2 дня до начала отпуска (ст. 176).
В практике возникают ситуации, при которых трудовой отпуск приходится на 2 и более (в отдельных случаях) календарных месяца. В таком случае часть суммы среднего заработка, сохраняемого за время отпуска, приходящегося на следующий календарный месяц, и страховые отчисления от таких сумм учитываются в месяце начисления на счете 97.
На основании ст. 26 данного Закона определенные виды продукции (товаров, работ, услуг) подлежат обязательной сертификации.
Реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без прохождения всех необходимых процедур подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются. Порядок подтверждения наличия документов об оценке соответствия определяется правилами подтверждения соответствия, утверждаемыми Госстандартом.
Сертификат может выдаваться на определенный срок или на конкретную партию товара, что позволяет рассматривать затраты на проведение сертификации как расходы будущих периодов.
Расходы на сертификацию следует учитывать на счете 25 "Общепроизводственные затраты", либо на счете 26 "Общехозяйственные затраты", либо на счете 97. В последнем случае расходы на сертификацию будут списаны на затраты равномерно в течение срока действия сертификата. Порядок списания расходов на сертификацию следует закрепить в учетной политике организации.
Мнение экспертов по данному вопросу
1. Рыбак Т., Дынник С. Изменения и дополнения в типовой план счетов бухгалтерского учета // Гл. бухгалтер. – 2013. – № 4. – С. 36
Авторами поясняется, что постановлением Минфина РБ от 20.12.2012 № 77 часть третья п. 76 Инструкции № 50 о видах расходов, учитываемых на счете 97, исключена. Понесенные организацией затраты относят к расходам будущих или отчетных периодов исходя из норм Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102.
В статье анализируется переходящее сальдо по счету 97.
С 2013 г. затраты на приобретение компьютерных программ и баз данных при соблюдении установленных критериев следует учитывать в составе нематериальных активов (пп. 4, 6, 7 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 25).