Как в 2019 г. торговые организации распределяют расходы на реализацию для целей бухгалтерского учета и для налогообложения прибыли?
Как и до 2019 г., подлежат распределению только транспортные затраты, связанные с приобретением товаров, если данные транспортные затраты не включаются в стоимость приобретения товаров.
В состав расходов на реализацию включаются:
– в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, – расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» |*| и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-6 «Расходы на реализацию»);
– в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, – расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 (за вычетом управленческих расходов) и списываемые в полной сумме (за исключением транспортных затрат, связанных с приобретением товаров и относящихся к товарам, оставшимся на конец месяца нереализованными, если данные транспортные затраты не включаются в стоимость приобретения товаров) в дебет счета 90 (субсчет 90-6) (п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).
В налоговом учете при определении прибыли от реализации произведенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а также приобретенных товаров принимаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары (работы, услуги), рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета, если такое распределение предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете и отчетности (часть вторая п. 3 ст. 169 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)).
Таким образом, в 2019 г. подлежат распределению только транспортные затраты, связанные с приобретением товаров, если данные затраты не включаются в стоимость приобретения товаров.
Напомним, что организации торговли по окончании каждого месяца производят распределение издержек обращения пропорционально двум объектам:
– товарам реализованным (издержки, относящиеся к отчетному периоду);
– товарам, оставшимся непроданными (издержки, относящиеся к следующему отчетному периоду) (подп. 5.3 п. 5 Методических указаний по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденных приказом Минторга Республики Беларусь от 20.09.2002 № 86).
Основным условием для обеспечения пропорционального распределения издержек обращения является сопоставимость цен реализованных и нереализованных товаров. Организация вправе предусмотреть в учетной политике порядок распределения издержек обращения пропорционально стоимости товаров по продажным или покупным ценам, по ценам с учетом НДС или без него, но при обязательном соблюдении принципа одинаковой оценки реализованных товаров и товаров, оставшихся нереализованными на конец месяца.