Ситуация 1
Организация осуществляет розничную торговлю через сеть своих магазинов, а также путем выездной ярмарочной торговли (автолавка).
Обязана ли организация устанавливать кассовое оборудование для приема наличных денежных средств при реализации сигарет через автолавку?
Не обязана.
Порядок реализации табачных изделий на территории республики определяет Положение о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденное Декретом Президента РБ от 17.12.2002 № 28 (далее – Положение).
Так, юридические лица при осуществлении розничной торговли табачными изделиями, в т.ч. в принадлежащих им объектах торговли и общественного питания, должны обязательно использовать кассовые суммирующие аппараты или специальные компьютерные системы, если иное не установлено законодательством (п. 3 Положения).
Иное установлено подп. 31.3 п. 31 Положения № 924/16*: при осуществлении разносной и развозной торговли товарами юридические лица вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16 и постановление № 924/16).
Определение развозной торговли содержит государственный стандарт РБ СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения". Развозная торговля – это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.
Таким образом, организация при реализации табачных изделий посредством развозной торговли (автолавка) может осуществлять прием наличных денежных средств без применения кассового оборудования.
Ситуация 2
Предприятие производит для физических и юридических лиц по индивидуальным заказам деревянные окна и дома. Иногда возникают ситуации, когда расчеты за выполненные работы (услуги) осуществляются путем внесения наличных денежных средств в кассу предприятия либо представителю предприятия в месте нахождения заказчика.
Как в этих ситуациях надо правильно принимать наличные денежные средства?
Следует оформить определенные документы.
Услуги по изготовлению столярных строительных деталей и изделий относятся к бытовым услугам под кодом 016305 7 (см. Общегосударственный классификатор РБ 015-2003 "Услуги населению").
Порядок реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет определен Положением № 924/16.
Из него следует, что юридические лица при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр должны:
– принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассового оборудования и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов;
– использовать те модели (модификации) оборудования, которые включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Госреестр).
Каждое правило имеет исключение. В изложенной ситуации оно определено подп. 31.12 п. 31 Положения № 924/16. Так, юридические лица вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности. В этом случае юридическое лицо должно каждый факт приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) без применения кассового оборудования оформить документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД) (п. 32 Положения № 924/16).
Перечень таких документов утвержден постановлением Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912. В него входят в т.ч. приходный кассовый ордер и квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов (далее – квитанция). Эти документы следует заполнять:
– приходный кассовый ордер КО-1 – при поступлении в кассу юридического лица наличных денег в белорусских рублях.
Форма и порядок его заполнения определены постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38;
– квитанцию – в момент приема наличных денежных средств в других случаях (например, при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности).
Форма квитанции утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34 (далее – постановление № 34).
Важно! Порядок приема наличных денежных средств, предусмотренный в п. 32 Положения № 924/16, не распространяется на юридические лица, зарегистрировавшие в налоговом органе кассовое оборудование для использования в случаях, перечисленных в п. 31 Положения № 924/16.
Таким образом, если предприятие принимает наличные денежные средства за оказание услуги по изготовлению столярных строительных деталей и изделий (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) вне постоянного места осуществления деятельности (любое оговоренное с заказчиком место, за исключением адреса регистрации организации, ее офиса, производственных помещений, каких-либо аналогичных объектов организации), то оно вправе не применять кассовое оборудование, но обязано оформить каждый факт приема наличных денежных средств квитанцией (при оплате услуг вне предприятия) или приходным кассовым ордером (при оплате услуг в кассу предприятия).
Справочно: кассовое оборудование можно не применять и в постоянном месте осуществления деятельности предприятия, если деятельность предприятия подпадает под норму подп. 31.16 п. 31 Положения № 924/16. Данная норма касается оказания бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену.
Как видим, при определении необходимости применения кассового оборудования при приеме наличных денежных средств за оказание услуг следует учитывать количество работников, непосредственно оказывающих такие услуги в одну смену. То есть необходимо учитывать тот персонал предприятия, который тем или иным образом задействован в оказании услуги (лица, подготавливающие и заключающие договоры подряда (директор, его помощники и заместители, юристы), бухгалтеры, кассиры, приемщики заказов, мастера, рабочие, а также иные лица, участвующие в оказании услуги).
Так, если наличные денежные средства принимаются в объектах предприятия с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену, то предприятие вправе оформлять каждый факт приема наличных денежных средств квитанцией или приходным кассовым ордером. При количестве работников свыше 3 человек в одну смену необходимо применять кассовое оборудование.
Ситуация 3
Организация использует в своей деятельности весы по измерению веса людей, а также музыкальные аппараты для воспроизведения музыки. И весы, и музыкальные аппараты оборудованы купюроприемниками, позволяющими производить расчеты в режиме самообслуживания.
Надо ли в них устанавливать средство контроля налоговых органов?
На весы надо, на музыкальный аппарат – нет.
Юридические лица с 1 июля 2012 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг должны принимать наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов (далее – СКНО) (подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16). С указанной даты юридическим лицам запрещено применять указанные аппараты и автоматы без встроенного кассового оборудования либо без использования СКНО (п. 29 Положения № 924/16).
Автоматический электронный аппарат, торговый автомат – это устройство, оснащенное купюроприемником для приема наличных денежных средств и (или) платежным терминалом для осуществления расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в режиме самообслуживания (п. 2 Положения № 924/16).
Из данного определения следует, что весы для оказания услуги по измерению веса людей, оснащенные купюроприемником, с использованием которого осуществляются расчеты в режиме самообслуживания, относятся к автоматическим электронным аппаратам, подлежащим оснащению СКНО либо кассовым оборудованием.
Таким образом, если организация не оснастила эти весы СКНО либо встроенным кассовым оборудованием, то она не имеет права использовать их в работе, причем с 1 июля 2012 г. и до дня установки на них требуемого оборудования.
Что касается музыкальных аппаратов для воспроизведения музыки, оборудованных купюроприемником, то здесь необходимо руководствоваться подп. 31.22 п. 31 Положения № 924/16, которым предусмотрен иной порядок приема наличных денежных средств при эксплуатации детских развлекательно-призовых аппаратов (кран-машин), оснащенных купюроприемником, с выигрышем призов без денежного выигрыша. К таким аппаратам могут быть отнесены в т.ч. музыкальные аппараты для воспроизведения музыки (устанавливаемые в кафе, баре).
В указанном случае прием наличных денежных средств осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) (п. 33 Положения № 924/16).
Таким образом, детские развлекательно-призовые аппараты (кран-машины), оснащенные купюроприемником, как и иные аналогичные аппараты, услуги которых носят развлекательный характер, не подлежат оснащению СКНО или кассовым оборудованием.
С учетом изложенного обязательное требование в виде применения музыкальных аппаратов для воспроизведения музыки со встроенным кассовым оборудованием либо с СКНО законодательством не установлено.
Ситуация 4
У организации вышел из строя кассовый аппарат. Неисправный аппарат организация сдала на ремонт центру технического обслуживания и ремонта кассового оборудования (далее – ЦТО). С учетом того что у организации нет запасных КСА, такой аппарат на время ремонта ей предоставил ЦТО из своего резервного фонда.
Как должно быть запрограммировано используемое торговой организацией кассовое оборудование из резервного фонда ЦТО?
Юридическим лицам запрещено использовать кассовое оборудование, которое не обеспечивает наличие на платежном документе информации, предусмотренной государственными стандартами РБ (п. 24 Положения № 924/16).
Как следует из п. 15 табл. 1 (подп. 5.3.1 п. 5) государственного стандарта РБ СТБ 1364.0-2007 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия", на платежном документе (чеке) должно быть наименование продавца. Следовательно, в выдаваемых покупателям платежных документах (чеках) должно печататься наименование торгового объекта, в котором осуществляется торговля.
В целях исключения ситуации, при которой возможно нарушение вышеуказанных требований норм п. 24 Положения № 924/16, следует в программируемый заголовок платежного документа вместе с указанием владельца кассового оборудования (т.е. ЦТО) и информационным сообщением "Резервный фонд ЦТО" дополнительно указывать текущее место использования кассового оборудования (наименование продавца) и при необходимости другие сведения о продавце (например УНП продавца, адрес объекта торговли/сферы услуг и т.п.).
Данным правилом необходимо руководствоваться всем субъектам торговли либо сферы оказания услуг населению, у которых возможны такие ситуации.
Важно! Кассовое оборудование, выданное организации на замену ЦТО на время ремонта вышедшего из строя кассового оборудования, должно быть зарегистрировано в инспекции МНС по месту постановки ЦТО на учет. Данная норма определена п. 9 Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования, квитанций формы КВ-1, квитанций для приема наличных денежных средств при оплате юридической помощи, оказанной физическому лицу адвокатами, и снятия их с регистрации, утвержденной постановлением МНС РБ от 05.09.2011 № 44.
То есть в данном случае перерегистрация в инспекции МНС выдаваемого из резервного фонда ЦТО кассового оборудования на замену на время ремонта вышедшего из строя кассового оборудования субъекта торговли не производится.
Ситуация 5
Организация осуществляет 2 вида деятельности: деятельность в области архитектуры, инженерные услуги (код 74201) и деятельность дизайнеров, художников-оформителей (код 74870).
Данные услуги оказываются вне места осуществления деятельности организации.
5.1. Как осуществлять прием наличных денежных средств при оказании услуг физическим лицам?
Каждый факт приема денег надо оформлять квитанцией.
При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК).
Как мы уже ранее упоминали, указанный порядок регулирует Положение № 924/16 и предусматривает:
– общее правило – организации должныпринимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования и (или) платежных терминалов, модели (модификации) которых включены в Госреестр;
– исключения – случаи, когда наличныеденьги можно принимать без кассового оборудования и (или) платежных терминалов (они указаны в п. 31 Положения № 924/16).
К таким исключениям относится выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности организации (подп. 31.12 п. 31 Положения № 924/16). При этом каждый факт приема наличных денежных средств должен быть оформлен квитанцией, форма которой утверждена постановлением № 34.
5.2. Могут ли физические лица за оказанные услуги перечислять денежные средства на расчетный счет организации через кассу банка?
Могут.
Если физическое лицо рассчитывается с организацией за выполненные работы, оказанные услуги путем внесения в кассу банка наличных денежных средств с последующим их зачислением на расчетный счет организации, то в данном случае в соответствии со ст. 231 Банковского кодекса РБ денежные средства будут поступать в организацию в безналичном порядке, что не противоречит законодательству.