Заключение договора купли-продажи билета (далее – договор продажи) – первый шаг в правоотношениях авиакомпании и организации, намеревающейся воспользоваться услугами авиаперевозчика.
Согласно письму Нацбанка РБ от 01.09.2010 № 31-14/244 "Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей" разрешается проведение импортерами платежей до даты прекращения нерезидентами своих обязательств передними (далее – авансовые платежи) по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт, общая сумма денежных обязательств импортера по которым не превышает 5 000 евро в эквиваленте. Для определения эквивалента используется официальный курс белорусского рубля к соответствующим иностранным валютам, установленный Нацбанком РБ на день представления импортером в банк платежной инструкции на проведение авансового платежа.
Неправильно отождествлять договор продажи непосредственно с договором перевозки.
В договоре перевозки обязательство одного – перевезти, второго – заплатить.
В договоре продажи обязательство одного – продать перевозку, второго – за нее заплатить.
При этом стороной договора продажи может являться не сам перевозчик, а его агент, чего не может быть в договоре перевозки.
Отсюда вытекает и разграничение этих договоров по цели их заключения.
При невыполнении расчетных обязательств перевозчик или его агент (сторона по договору) вправе аннулировать билет, т.е. договор перевозки может быть не заключен. Цель договора продажи – заключить договор перевозки. Цель договора перевозки – перевезти.
Договор продажи билета не является основанием для осуществления авиаперевозки и не может сам по себе подтверждать авиаперевозку.
Если стороны исполнили договор продажи билета, это не означает, что будет исполнен договор перевозки. Могут помешать отказ пассажира, опоздание, недопуск к полету и т.д. Последствия в таких случаях возникнут не по договору продажи, а по договору перевозки.
Это полезно знать о тарифе
Первым ориентиром в таких случаях является, как правило, цена билета, или так называемый "тариф". Но тариф – это не только цена перевозки, но и условия применения такой цены.
При этом необходимо помнить, что на основании Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция о командировках), расходы по авиаперевозке возмещаются по тарифу "эконом-класса", в исключительных случаях с предварительного разрешения нанимателя – "бизнес-класса".
В пределах каждого из классов возможны варианты, например "эконом-флекс" и т.п.
Поэтому при выборе тарифа следует обращать внимание не только на цену, но и на условия ее применения с точки зрения целесообразности расходов:
1) разрешен ли по данному тарифу бесплатный провоз багажа и какова его норма?
Если нет, то провоз багажа должен быть оплачен дополнительно сверх цены билета. По Инструкции о командировках расходы по провозу багажа свыше норм бесплатного провоза или при отсутствии возможности бесплатного провоза по условиям тарифа возмещаются в случае выполнения служебного поручения по его провозу. Таким образом, если приобретен тариф, не предусматривающий бесплатный провоз багажа, а командированный работник взял с собой одежду, предметы первой необходимости и т.п., которые не могут провозиться как ручная кладь, он должен сдать их в багаж и оплатить его провоз на свой финансовый риск. Согласно Инструкции о командировках такие расходы не могут быть ему возмещены, поскольку багаж не будет являться служебным;
2) возможен ли возврат платы за перевозку в случае ее неиспользования и при наличии каких обстоятельств: уважительность причин, наличие вины пассажира, перевозчика и т.д.?
Авиакомпании, как правило, предусматривают возможность возврата платы за перевозку по тарифу "бизнес-класса" и невозможность для "эконом-класса";
3) тариф может предусматривать уплату штрафов за перебронирование билетов, возмещение расходов перевозчика по неиспользованной перевозке и другие условия, которые могут повлиять на затратную часть командировки.
Что такое авиабилет?
Авиабилет – это еще не договор авиаперевозки, а лишь доказательство заключения и условий такого договора. Отсутствие билета само по себе не означает отсутствия между сторонами договора перевозки. Однако его наличие необходимо доказывать, и, в первую очередь, пассажиру. Он должен представить все исходные данные: имя, маршрут и др.
Договор авиаперевозки – это не только авиабилет, ведь в качестве условий договор может содержать правила перевозки авиакомпании, правила применения тарифа и другую информацию, которой нет в билете.
Форма, язык (английский) билета международной авиаперевозки, порядок его оформления установлены резолюциями IATA (Международной ассоциации авиационного транспорта) № 720 и № 722.
Законодательство предусматривает возможность приобретения и использования билетов в 2 формах: бумажной (документарной) и электронной (бездокументарной).
Бумажный билет – это документ, оформленный, как правило, на фирменном бланке авиаперевозчика и скрепленный его печатью (так называемым "валидатором").
Билет международной авиаперевозки может не являться бланком строгой отчетности. Регулируется это национальным законодательством страны перевозчика либо его правилами. В Республике Беларусь пассажирский билет и багажная квитанция национальных авиакомпаний "BELAVIA" и "GOMELAVIA" включены Департаментом по авиации Минтранса РБ в Государственный реестр бланков строгой отчетности.
Электронный билет законодатель определяет как метод документирования продажи перевозки и ее контроля, не требующий оформления бумажного документа, при котором все связанные с перевозкой действия вносятся в компьютерный файл записи документа и хранятся в нем в электронно-цифровой форме.
Обобщив требования нормативных актов, регулирующих международные авиаперевозки, можно сделать вывод, что билет (как бумажный, так и электронный) должен включать в себя условия договора перевозки и другие важные уведомления, но в обязательном порядке содержать следующие сведения:
1) имя (имя и фамилию) пассажира;
2) пункт отправления, остановки, назначения;
3) тариф;
4) уведомление о том, что если пассажиры совершают поездку в пределах стран – участниц Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., то финансовая ответственность перевозчика перед пассажиром будет ограничена нормами этой конвенции.
Багажная квитанция удостоверяет соответственно договор перевозки багажа и выдается только на зарегистрированный багаж. Багажная квитанция, как правило, включена в билет, но может быть и в виде отдельного документа. Она должна содержать сведения, обязательные для указания в билете, о количестве мест и весе багажа.
На багаж сверх нормы бесплатного провоза или на предметы, перевозка которых подлежит обязательной оплате, а также в подтверждение оплаты сборов за объявленную ценность багажа дополнительно выдается квитанция платного багажа или ордер разных сборов.
Особенности электронного билета как документа
Если с бумажным билетом все более-менее ясно, то электронный билет имеет некоторые особенности. Они определены постановлением Минтранса РБ от 28.06.2008 № 76 "Об утверждении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации".
При оформлении электронного билета в компьютерной системе бронирования ему автоматически присваивается уникальный номер документа, по которому осуществляются учет и контроль за использованием билета. При этом электронный билет используется таким же образом, как и билет, оформленный на бумажном бланке, но не является бланком строгой отчетности.
Электронный билет включает в себя маршрут-квитанцию, электронные купоны (для перевозчика и агентов) и посадочный талон.
Обратим внимание на маршрут-квитанцию и посадочный талон, поскольку они являются документами, подтверждающими авиаперевозку.
Маршрут-квитанция выдается пассажиру по его требованию перевозчиком или его агентом, продавшим билет, на бумажном носителе либо может быть распечатана самостоятельно из системы бронирования, но только до начала полета. Маршрут-квитанция является составной частью электронного билета, поэтому сама по себе не дает права на полет. Наличие маршрут-квитанции обязательно для регистрации в аэропорту.
Электронный билет (все купоны) и маршрут-квитанция должны содержать:
– название агентства или авиакомпании, выдавших электронный билет, и место выдачи;
– дату оформления перевозки;
– номер, класс и код статуса бронирования;
– фамилию, имя пассажира;
– все передаточные надписи и ограничения, относящиеся к условиям примененного тарифа, в т.ч. и срок действия;
– наименование и (или) коды пунктов (аэропортов) отправления и назначения для каждого рейса;
– наименование или код перевозчика;
– номер, дату и время отправления рейса;
– тариф;
– норму бесплатного провоза багажа;
– таксы и сборы по всему маршруту;
– итоговую сумму по билету;
– валюту, форму и эквивалент оплаты;
– уведомление об ограничении ответственности перевозчика по Варшавской конвенции.
Электронный билет и маршрут-квитанция также могут содержать другую дополнительную информацию об условиях перевозки или особенностях обслуживания пассажиров и багажа.
Посадочный талон выдается пассажиру при регистрации. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, маршрут, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку, номер посадочного места на борту воздушного судна, количество мест, вес зарегистрированного багажа и номер электронного билета. Посадочный талон является документом, подтверждающим регистрацию пассажира на соответствующий рейс, и служит доказательством того, что пассажир воспользовался билетом на определенный рейс. Поэтому всегда необходимо сохранять посадочный талон после полета, поскольку его следует представить в бухгалтерию предприятия.
Следует ли заверять электронный билет?
На практике неоднозначно решается вопрос о том, обязательно ли заверять маршрут-квитанцию у перевозчика (подпись и печать). Представляется, что такая позиция имеет право на жизнь. Хотя есть как аргументы "за", так и "против".
Авиационные правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденные постановлением Минтранса РБ от 12.08.2009 № 70 (далее – Авиаправила), содержат однозначное указание – необходимо заверять. Но этот документ устанавливает типовые нормы, регулирующие порядок перевозки пассажиров, багажа, грузов авиационными организациями РБ, и распространяется на юридические лица РБ, осуществляющие перевозку. Он не регулирует вопросы бухгалтерского учета.
Применительно к вопросам бухгалтерского учета анализ аргументов можно начать с Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон № 3321-XII). Статья 9 Закона № 3321-XII предписывает, что факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Здесь содержится аргумент "за": нет ответственного исполнителя, поскольку составляется документ автоматизированной системой, но система эта не без управления. Ею управляет и осуществляет контроль перевозчик (его уполномоченный сотрудник).
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров РБ, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. Здесь аргумент "против" – форма установлена постановлением Минтранса РБ. При отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:
– наименование, номер документа, дату и место его составления (содержит; аргумент "против");
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях (содержит; аргумент "против");
– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи (не содержит; аргумент "за"; Авиаправила требуют наличия не подписи, а только печати).
Первичные учетные документы, составленные на иностранных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык (аргумент "за", хотя даже заверенная печатью перевозчика маршрут-квитанция не имеет перевода).
Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации (аргумент "против").
Таким образом, можно сделать вывод, что Закон № 3321-XII не требует наличия печати.
Обратимся к Инструкции о командировках. В п. 13 установлено, что расходы по проезду к месту командирования и обратно возмещаются при обязательном представлении работником подтверждающих документов в оригинале (проездные билеты, счета, квитанции и посадочные талоны при приобретении электронных билетов на проезд и т.д.). Требуется оригинал элек-тронного билета. А является ли маршрут-квитанция оригиналом электронного билета?Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что электронный билет – это электронный документ. Общие требования, предъявляемые к электронным документам, установлены Законом РБ от 10.01.2000 № 357-З "Об электронном документе" (далее – Закон об электронном документе) (с января 2011 г. будет действовать новый Закон РБ от 28.12.2009 № 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи"). Согласно ст. 9 и 10 Закона об электронном документе оригинал электронного документа существует только на машинном носителе. Копии электронного документа создаются путем удостоверения в установленном законодательством порядке формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, должны содержать указание на то, что они являются копиями соответствующего электронного документа.
К тому же нельзя забывать о том, что маршрут-квитанция является только составной частью электронного билета.
С учетом этого можно предположить, что распечатанная на бумажном носителе маршрут-квитанция не является оригиналом электронного билета.
Кроме того, Закон об электронном документе содержит норму, являющуюся весьма веским аргументом: электронный документ на машинном носителе приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу (ст. 11 Закона об электронном документе). Если законодательство РБ требует, чтобы документ был оформлен письменно либо представлен в письменном виде или письменной форме, то электронный документ считается соответствующим этим требованиям. Поэтому маршрут-квитанция на бумажном носителе вообще может не прилагаться как подтверждающий перевозку документ.
Но в силу нестыковки норм законодательства рекомендуем иметь все документы о перевозке в совокупности, поскольку каждый из них в отдельности подтверждает только определенный этап:
Только наличие одновременно всех нижеуказанных документов подтверждает замкнутый цикл перевозки от момента ее приобретения до момента окончания:
– независимо от формы билета и формы расчетов – пассажирский купон посадочного талона, копия паспорта с визой;
– бумажный билет – неиспользованная часть бумажного билета – пассажирский полетный купон;
– электронный билет – заверенная печатью перевозчика распечатка маршрут-квитанции;
– при безналичных расчетах – договор продажи билета или счет-фактура, заявка с указанием данных о пассажире и перевозке в соответствии с договором, платежные документы.
Должен ли быть оформлен акт выполненных работ?
Бухгалтерии некоторых предприятий требуют от перевозчиков или их агентов представления акта выполненных работ (оказанных услуг). Нам представляется, что необходимость наличия акта оказанных услуг определяется тем, где приобретался билет и предусмотрено ли условие его представления договором продажи билета.
При приобретении билета в туристической фирме, как правило, заключается договор на оказание туристических услуг, по которому турфирма продает не свою транспортную услугу. В связи с этим в силу п. 85 Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости туристических услуг, утвержденных постановлением Минспорта РБ от 23.01.2009 № 2, составление 2-стороннего акта оказанной услуги, не связанной с реализацией тура, необходимо для цели подтверждения даты ее оказания.
Если билет приобретен у авиаперевозчика, законодательством такая обязанность не предусмотрена.
Авиаправила и Инструкция о командировках требуют для подтверждения перевозки представления перевозочных документов.
Определенные сомнения могут вызвать требования отдельных нормативных актов.
Так, Указ № 178 определяет, что:
– внешнеторговая операция – это каждый этап оказания услуг в рамках одного внешнеторгового договора, оформленный актом о приемке-сдаче оказанных услуг либо иным документом, предусмотренным законодательством РБ или государства, являющегося местом нахождения нерезидента-контрагента;
– дата оказания услуг – это дата подписания сторонами акта о приемке-сдаче оказанных услуг либо иного документа, предусмотренного законодательством РБ либо государства, являющегося местом нахождения нерезидента-контрагента, подтверждающего факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции.
Статья 100 Налогового кодекса РБ устанавливает, что днем оказания услуг признается дата передачи оказанных услуг в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы).
Видно, что прямого указания об обязательности составления и представления перевозчиком плательщику акта оказанных услуг в законодательстве нет.
Для оформления перевозочных документов и документов об оплате платежей могут применяться собственные документы перевозчика или его агента, если он уполномочен на это перевозчиком. Например, перевозчик по запросу самого пассажира на основании документа, удостоверяющего личность, может выдать информационное письмо по месту требования о том, что у него был приобретен билет по такому-то тарифу на имя такого-то пассажира на такой-то рейс в такую-то дату, пассажир был зарегистрирован на рейс. При этом следует учитывать, что авиаперевозчик не имеет права сообщать подобные сведения по запросу третьих лиц (за исключением компетентных органов), в т.ч. организации, направившей работника в командировку.
Нужно ли оформлять командировочное удостоверение?
Инструкция о командировках не предусматривает выдачу командировочного удостоверения при загранкомандировках.
На практике часто возникает вопрос: необходимо ли оформлять командировочное удостоверение при загранкомандировках и как? Постановка вопроса вызвана, с одной стороны, отсутствием однозначного ответа в законодательстве, с другой – требованиями налоговых органов, с третьей – реакцией иностранцев и отсутствием объективной возможности соблюсти правила.
Статья 93 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) предусматривает выдачу удостоверения установленной формы.
Форма командировочного удостоверения предусмотрена только при поездках в пределах Республики Беларусь постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35 "Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь".
Для загранкомандировок такая форма не установлена.
День выбытия в командировку и день прибытия обратно уже привязываютcя не к отметкам в командировочном удостоверении, как ранее, а ко времени отправления и прибытия транспорта (ст. 94 ТК).
Вопрос о фиксации времени убытия и прибытия возникает обычно при использовании автотранспорта. В связи с этим организации РБ используют при загранкомандировках командировочные удостоверения по форме, установленной для внутренних командировок в пределах Республики Беларусь. Но здесь возникает другая сложность: отметка иностранной организации. Многие иностранные организации не имеют печати вообще. Если печать есть, то ее реквизиты указаны на иностранном языке. Как идентифицировать такую печать? А как быть, если работник командирован в несколько организаций?
В связи с этим следует помнить, что работник обязан представить нанимателю письменный отчет по результатам командировки. Форму отчета устанавливает сам наниматель. Поэтому такой отчет может и должен содержать сведения, которые указываются в командировочном удостоверении: о времени прибытия, посещенных организациях и др. В случае недоверия предприятия к работнику, контролирующих органов к предприятию необходимо представлять дополнительные доказательства соответствующих обстоятельств. Например, если цель командировки – заключить контракт и она реализована, таким доказательством будет подписанный бумажный вариант контракта.
Поэтому можно порекомендовать организациям разработать внутренний локальный акт и самим определить в нем правила направления в загранкомандировки, формы отчетности по ним и т.д. в условиях данной конкретной организации с учетом особенностей ее деловых партнеров.
Правильно подтверждаем расходы
Наниматель обязан в пределах норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу, утвержденных постановлением Минфина РБ от 30.01.2001 № 7, возместить работнику расходы:
1) по проезду к месту командирования и обратно (о подтверждающих такие расходы документах уже упоминалось выше), в т.ч. по проезду в аэропорт и обратно на внутренних линиях пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) – в пределах стоимости билета.
Транспортные расходы в пределах пункта командирования оплачиваются за счет суточных и возмещению не подлежат;
2) по найму жилого помещения, в т.ч. расходы по бронированию мест в гостиницах, а также стоимость завтрака, включенного в стоимость номера, – в пределах суточных норм;
3) по проживанию вне места основного жительства (суточные) со временем пребывания.
Если принимающая сторона берет на себя какие-либо расходы по пребыванию работника, выплата суточных осуществляется только по не покрытым принимающей стороной расходам в размерах, установленных Инструкцией о командировках.
При направлении в командировку работников для участия в международных мероприятиях, проводимых на условиях предварительного внесения взносов, наниматель осуществляет оплату таких взносов путем безналичного перечисления на основе подтверждающих документов (уведомления соответствующих организаций, ответственных за проведение международных мероприятий, о сумме взносов).
В случае если принимающая сторона возместит какие-либо расходы, авансированные нанимателем, работник обязан возвратить их на основании документов, подтверждающих такие возмещение и возврат.
За время задержки в пути без уважительных причин, произошедшей по вине командированного работника, заработная плата (денежное довольствие) не сохраняется, суточные не выплачиваются и расходы по найму жилого помещения не возмещаются;
4) иные, произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя: комиссионные по обмену в банке чека или валюты, за совершение операций с использованием банковских пластиковых карточек, расходы по получению служебного паспорта, виз, страхованию от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу, по оплате обязательного сбора (пошлины), взимаемого с граждан в аэропортах, и др.
Законодатель не указывает, когда должно быть получено такое разрешение, когда наниматель должен быть поставлен в известность о таких расходах (до их совершения или после) и в какой форме. "С ведома нанимателя" в буквальном смысле означает одобрение нанимателем уже произведенных расходов. Представляется, что целесообразно было бы запрашивать разрешение до расходования денежных средств, потому как наниматель может не одобрить расходы после их совершения, не возместить суммы этих расходов работнику или удержать их, если они авансированы. Но, с другой стороны, не всегда есть физическая возможно запросить разрешение нанимателя. Учитывая это, можно рекомендовать нанимателям локальным нормативным актом определить примерный перечень таких расходов с учетом требований законодательства. Это могут быть: отдельный локальный акт (приказ, перечень и т.п.), один из пунктов приказа на командировку конкретного работника, расчет аванса или расписка. Рекомендуемая форма – письменная.
Подтверждающие командировочные расходы документы должны представляться в оригинале (счета, квитанции и т.п.), за исключением паспорта и визы (копия).
В силу Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных совместным постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются: затраты на командировки в пределах норм, фактические расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов, уплате государственной пошлины, сборы иностранных представительств, комиссионные при обмене чеков в банках на иностранную валюту; взносы, уплачиваемые международным организациям, если уплата этих взносов предусмотрена законодательством и является обязательным условием для осуществления деятельности организациями – плательщиками таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения организацией – плательщиком данных взносов указанной деятельности; затраты, связанные с обучением кадров. Данные затраты отражаются в элементе "Прочие затраты".
И наконец, не стоит забывать, что размер командировочных расходов может увеличить несоблюдение пассажиром установленных правил перевозки. Так, пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Перевозчик вправе не возвращать опоздавшему пассажиру плату за перевозку.
При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка. Поскольку пассажир готовит документы для поездки сам, перевозчик никакой ответственности за их отсутствие либо несоответствие не несет.
В случае отсутствия у пассажира необходимых документов либо несоответствия их установленным требованиям перевозчик вправе отказать в перевозке без возмещения платы за перевозку.
При отказе пассажиру во въезде в страну прилета (транзита) перевозчик также не возмещает пассажиру плату за перевозку до пункта назначения в стране, где было отказано во въезде. Но перевозчик несет ответственность за допуск к перевозке пассажиров с ненадлежаще оформленными паспортно-визовыми документами перед соответствующими службами стран прилета, транзита и т.п. Перевозчики имеют право обратного требования (регресса) к непосредственному нарушителю – пассажиру, который в таких случаях обязан возместить перевозчику уплаченные последним штрафы и (или) другие расходы. Размеры таких штрафов внушительны – 3–4 тыс. евро за каждого пассажира.
Кроме того, за нарушение паспортно-визовых, таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил пассажир несет ответственность по законодательству РБ, законодательству страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.