В основу республиканского бюджета на 2019 г. заложен консервативный сценарий развития экономики:
– рост ВВП к 2018 г. (в сопоставимых ценах) – 104,0 %;
– рост производительности труда по ВВП – 103,8 %;
– рост экспорта товаров и услуг – 105,4 %;
– сальдо внешней торговли товарами и услугами к ВВП – (–)0,8 %;
– прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) – 1,6 млрд. долл. США;
– рост реальных располагаемых денежных доходов населения – 103,4 %;
– инфляция на 1 января 2020 г. – не более 5 %;
– прирост средней широкой денежной массы (декабрь 2019 г. к декабрю 2018 г.) – 9–12 %;
– международные резервные активы Республики Беларусь на 1 января 2020 г. – не менее 7,1 млрд. долл. США.
Бюджетно-финансовая и налоговая политика Республики Беларусь в 2019 г. направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, своевременное и полное исполнение долговых обязательств, достижение параметров финансовой безопасности страны, а также на повышение эффективности использования бюджетных расходов и их концентрацию на приоритетных направлениях социально-экономического развития.
Основным инструментом повышения эффективности бюджетных средств являются государственные программы. Финансирование в рамках государственных программ позволяет обеспечивать увязку расходов бюджета с конкретными программными мероприятиями, а также дает возможность оценить поставленные цели и запланированные результаты реализации государственных программ.
Динамика доходов
Доходы республиканского бюджета утверждены в объеме 23 683 млн. руб. (18,3 % ВВП), или 100,8 % к 2018 г. и 119,8 % к 2017 г.
Планируется, что поступление налоговых доходов по отношению к прошлому году составит 102,0 %, в т.ч. налогов на товары (работы, услуги) – 106,7 %, из них НДС и акцизов соответственно 108,6 % и 101,5 %. Объем налогов на доходы и прибыль прогнозируется с ростом 119,1 %. В то же время динамика налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности предусмотрена на уровне 86,6 %, в т.ч. вывозных таможенных пошлин – 74,3 %.
Неналоговые доходы должны составить 108,8 % к уровню 2018 г., в т.ч. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 118,5 %.
Безвозмездные поступления прогнозируются ниже уровня 2018 г. – 85,9 %.
Структура доходов
Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета занимают налоговые доходы – 77,6 % (18 383 млн. руб.). Из них 49,5 %, или 11 713 млн. руб., доходов бюджета составляют налоги на товары (работы, услуги), в т.ч. 36,5 % (8 652 млн. руб.) и 10,2 % (2 412 млн. руб.) – соответственно НДС и акцизы. Поступление акцизов на табачные изделия планируется в размере 843 млн. руб., на водку и ликероводочные изделия – 567 млн. руб., на автомобильное топливо – 541 млн. руб.
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности обеспечат 18,4 % доходов бюджета (4 357 млн. руб.). Основная их часть приходится на вывозные таможенные пошлины – 10,8 % (2 554 млн. руб.), в т.ч. на нефтепродукты – 1 390 млн. руб.; калийные удобрения – 846 млн. руб.
Удельный вес налогов на доходы и прибыль – 7,28 % (1 724 млн. руб.).
На долю неналоговых доходов приходится 11,8 % (2 792 млн. руб.), из них 7,1 %, или 1 682 млн. руб., – доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности.
Удельный вес безвозмездных поступлений прогнозируется на уровне 10,6 % доходов бюджета (2 508 млн. руб.), в т.ч. безвозмездные поступления от иностранных государств – 7,2 %, или 1 698 млн. руб.
Распределение бюджетных средств
Расходы республиканского бюджета на 2019 г. определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета, необходимости реализации государством своих функций, социально-экономического развития страны и ее регионов.
Расходы бюджета утверждены в объеме 21 981 млн. руб. (17 % ВВП), или 105,1 % к 2018 г. и 123,1 % к 2017 г.
Общегосударственная деятельность
Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета занимают расходы по разделу «Общегосударственная деятельность» – 47,1 % (10 360 млн. руб.), или 101 % к прошлому году.
Объем расходов по подразделу «Государственные органы общего назначения» запланирован в объеме 671 млн. руб., из них на финансовые и налоговые органы направляется 311 млн. руб., органы государственного управления и другие органы исполнительной власти общего назначения – 132 млн. руб.
На международную деятельность выделяется 293 млн. руб., в т.ч. на открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений – 147 млн. руб.; отчисления в бюджет Союзного государства – 59 млн. руб.
На обслуживание государственного долга направляется 2 977 млн. руб. – 125,8 % к 2018 г. Из этой суммы 2 349 млн. руб. (78,9 %) пойдет на обслуживание внешнего государственного долга (130,7 % к 2018 г.).
На реализацию государственной научно-технической политики предусмотрены ассигнования в объеме 284 млн. руб., в т.ч. на фундаментальные научные исследования – 111 млн. руб.; финансирование прикладных исследований по государственным и научно-техническим программам – 68 млн. руб.; развитие материально-технической базы государственных научных организаций – 20 млн. руб.
Дополнительным источником инновационного развития являются также средства республиканского централизованного инновационного фонда (173 млн. руб.).
Резервные фонды на 2019 г. прогнозируются в объеме 234 млн. руб. (25,4 % к уровню 2018 г.), из них Резервный фонд Президента Республики Беларусь – 210 млн. руб. (23,3 %).
Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г. Минска, а также сбалансированности внебюджетного ФСЗН в 2019 г. из республиканского бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты в объеме 5 111 млн. руб. (107,9 % к 2018 г.), из них 3 821 млн. руб. – трансферты бюджетам других уровней; 1 290 млн. руб. – трансферты государственным внебюджетным фондам.
Всего на общегосударственную деятельность из консолидированного бюджета направляется 9 183 млн. руб.
Социальная политика
В текущем году в социальную сферу из республиканского бюджета направляется 4 659 млн. руб., или 21,2 % его расходов.
Наибольший удельный вес в расходах на социальную сферу занимают ассигнования на социальную политику – 1 958 млн. руб., или 8,9 % расходов бюджета 2019 г. на социальную сферу и 113,4 % к 2018 г. Из них средства, направляемые на пенсионное обеспечение служащих силовых структур, составляют 1 057 млн. руб. (4,8 %); помощь семьям, воспитывающим детей, – 343 млн. руб.; помощь в обеспечении жильем (в основном – компенсация потерь банкам) – 304 млн. руб.
Расходы консолидированного бюджета на социальную политику составят 2 983 млн. руб.
Образование
В 2019 г. из республиканского бюджета на образование направляется 1 048 млн. руб. (114,7 % к прошлому году), из них 753 млн. руб. – на высшее и послевузовское образование, 85 млн. руб. – на среднее специальное образование.
На финансирование мероприятий, направленных на обеспечение заказа отраслей экономики и социальной сферы на подготовку специалистов с высшим образованием, выделяется 752 млн. руб.; развитие общего среднего образования – 75 млн. руб., в т.ч. на функционирование учреждений общего среднего образования республиканской формы собственности – 32 млн. руб.; издание новых учебников и пособий для учащихся учреждений общего среднего образования – 30 млн. руб.
Помимо этого, 27 млн. руб. направляется на финансирование иной деятельности в сфере образования.
За счет осуществления платного обучения планируется дополнительно получить 564 млн. руб.
Ассигнования консолидированного бюджета на образование прогнозируются в сумме 6 366 млн. руб.
Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование в разрезе областей и г. Минска предусматривается от 627,9 млн. руб. (Гродненская область) до 933,9 млн. руб. (г. Минск).
Здравоохранение
В части финансирования здравоохранения запланировано выделение 1 020 млн. руб., или 112,6 % к 2018 г. Средства будут направлены на оказание медицинской помощи населению – 500 млн. руб.; другие вопросы в области здравоохранения – 497 млн. руб., в т.ч. приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения – 359 млн. руб. и медицинского оборудования – 50 млн. руб.
С учетом средств местных бюджетов расходы консолидированного бюджета на здравоохранение составят 5 397 млн. руб.
Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя определен в целом по Беларуси – 567,44 руб., по областям и г. Минску – 461,1 руб. (с дифференциацией в разрезе областей и г. Минска).
Физическая культура, спорт, культура и СМИ
Расходы республиканского бюджета на 2019 г. по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» планируются в сумме 633 млн. руб. (157,1 % к предыдущему году).
Из общей суммы расходов 333 млн. руб. направляется на физическую культуру и спорт, или с ростом 176,2 % к 2018 г. На финансирование прочих вопросов в области физической культуры и спорта планируется 168 млн. руб. (463 %), что обусловлено проведением II Европейских игр 2019 г. в г. Минске.
Расходы на культуру предусматриваются в объеме 147 млн. руб. (146 % к предыдущему году), СМИ – 151 млн. руб. (135,2 %).
Ассигнования консолидированного бюджета на финансирование расходов раздела составят 1 386 млн. руб.
Национальная оборона
На национальную оборону направляется 1 240 млн. руб. (5,6 % средств республиканского бюджета и 102,2 % к 2018 г.), из консолидированного бюджета – 1 248 млн. руб.
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
На финансирование судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности выделяется 2 312 млн. руб. (10,5 % бюджета и 106,1 % к 2018 г.). При этом 854 млн. руб. (3,9 % средств бюджета) направляется на функционирование органов внутренних дел.
В консолидированном бюджете на финансирование данного раздела предусматривается 2 423 млн. руб.
Национальная экономика
На поддержку отраслей национальной экономики в 2019 г. из республиканского бюджета выделяется 3 214 млн. руб., или 14,6 % бюджета и 104,1 % – к предыдущему году. Из этих средств 964 млн. руб. направляется на финансирование промышленности, строительства и архитектуры, в т.ч. 944 млн. руб. – на прочие вопросы в области промышленности, строительства и архитектуры, из которых 797 млн. руб. – на государственную поддержку реального сектора экономики и компенсацию потерь банкам и лизинговым компаниям.
На финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности в 2019 г. выделяется 500 млн. руб. (97,1 % к 2018 г.).
В качестве прямых мер поддержки АПК за счет средств республиканского бюджета предусмотрено финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. в сумме 484 млн. руб. Ассигнования на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства запланированы в объеме 23 млн. руб.; развитие рыбохозяйственной деятельности – 7 млн. руб.; сохранение и использование мелиоративных земель – 75 млн. руб., компенсацию (возмещение) и субсидии на уплату процентов по кредитам банков – 238 млн. руб.
Всего на финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности в консолидированном бюджете предусматривается 1 363 млн. руб.
Расходы на ведение лесного хозяйства составят 209 млн. руб. (рост к 2018 г. 109,7 %).
На дорожное хозяйство направляется 948 млн. руб., из которых 700 млн. руб. – средства республиканского дорожного фонда.
В 2019 г. средства фонда распределяются:
– на погашение кредитов банков и выплату процентов по ним – 198 млн. руб.;
– содержание республиканских автомобильных дорог – 137 млн. руб.;
– строительство и реконструкцию республиканских автомобильных дорог – 95 млн. руб. и др.
На топливо и энергетику из республиканского бюджета выделяется 402 млн. руб. (101 % к 2018 г.), в т.ч.:
– на строительство (реконструкцию) объектов инженерной инфраструктуры для районов жилой застройки в рамках Государственной программы «Строительство жилья» на 2016–2020 гг. – 106 млн. руб.;
– уплату процентов и погашение основного долга по кредитам на финансирование расходов по строительству объектов инженерной инфраструктуры к районам жилой застройки – 86 млн. руб.;
– содержание РУП «Белорусская атомная электростанция» – 91 млн. руб.
Охрана окружающей среды
На охрану окружающей среды выделяется 93 млн. руб., с учетом средств местных бюджетов – 107 млн. руб.
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство
На жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство в 2019 г. направляется 102 млн. руб., или 77 % к прошлому году. Основной объем средств на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство будет выделен из местных бюджетов – 1 460 млн. руб.
Всего на отрасли национальной экономики из консолидированного бюджета запланировано направить 4 681 млн. руб.
Бюджетный профицит и его использование
Республиканский бюджет сформирован с профицитом в размере 1 702 млн. руб., который планируется направить на погашение части государственного долга.
Лимиты государственного долга
Установлены лимиты, обеспечивающие сохранение государственного долга в пределах экономической безопасности:
– лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь – 10,0 млрд. руб.;
– лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3,1 млрд. руб.;
– лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь – 21 млрд. долл. США;
– лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3 млрд. долл. США.