Согласно параметрам прогноза на 2015 г. предусматривается:
– рост ВВП – 100,2–100,7 %;
– производительность труда по ВВП – 101,5–102 %;
– рентабельность продаж в промышленности – 7–7,5 %;
– экспорт товаров и услуг – 96–96,4 %;
– сальдо внешней торговли товарами и услугами к ВВП – (−3,5) – (−3,3) %;
– снижение энергоемкости ВВП – на 0,5–1 %.
Исходя из бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на текущий год прогнозируется индексация ставок налогов с целью их адаптации к инфляционным процессам (земельный налог, экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходный налог в фиксированных суммах, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц), а также увеличен размер базовой величины до 180 тыс. руб.
Увеличены ставки акцизов на подакцизные товары (за исключением автомобильного топлива и пива), в т.ч. на алкогольную продукцию и табачные изделия.
Ставки акцизов на автомобильное топливо снижены в среднем на 22 %.
Дополнительные меры по расширению ресурсной базы бюджетов следующие:
– увеличена ставка налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18 до 25 %;
– введен сбор за экспорт нефти сырой, добытой на территории Республики Беларусь;
– повышена ставка подоходного налога с 12 до 13 %.
Основной задачей денежно-кредитной политики на 2015 г. является снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12 % (декабрь 2015 г. к декабрю 2014 г.). Среднегодовое значение ставки рефинансирования в 2015 г. предусматривается на уровне 15–16 % годовых.
Политика процентных ставок в 2015 г. обеспечит их поддержание на положительном в реальном выражении уровне. Обеспечение привлекательности и сохранности сбережений в белорусских рублях будет осуществляться путем превышения их доходности над доходностью сбережений в иностранной валюте.
Прирост широкой денежной массы в 2015 г. сложится на уровне 13–15 %. Требования банков и ОАО "Банк развития Республики Беларусь" к экономике в 2015 г. вырастут на 12–14 %.
Доходы республиканского бюджета
Доходы республиканского бюджета на 2015 г. определены в объеме 156 717 млрд. руб. (18,4 % ВВП). Темпы роста доходов бюджета по отношению к 2014 г. запланированы на уровне 127,4 %. В свою очередь, поступление налоговых доходов составит 129,2 %, в т.ч. налогов на доходы и прибыль –128,4 %, налогов на товары (работы, услуги) –106,1 %, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности – 223,3 %. Рост неналоговых доходов предусматривается на уровне 109,0 %, безвозмездных поступлений – 150,4 %.
Незначительное изменение структуры доходной части бюджета выражается в увеличении по сравнению с предыдущим годом доли налоговых доходов и безвозмездных поступлений (соответственно на 1,2 и 0,9 пункта) и уменьшении на 2,1 пункта удельного веса неналоговых доходов.
Основную долю в составе доходов бюджета занимают налоговые доходы – 81,8 % (128 127 млрд. руб.), в т.ч. налоги на товары (работы, услуги) – 49,2 %, из них НДС и акцизы соответственно 33,4 и 13,4 %; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 24,8 %, в т.ч. вывозные таможенные пошлины – 16,2 %; налоги на доходы и прибыль – 5,2 %.
Удельный вес неналоговых доходов составлят 12,3 %, или 19 292 млрд. руб., в т.ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 8,2 %.
На безвозмездные поступления приходится 5,9 % (9 298 млрд. руб.).
Расходы республиканского бюджета
Расходы республиканского бюджета на 2015 г. утверждены в сумме 141 016 млрд. руб., или 112,4 % к 2014 г. Удельный вес расходов в ВВП составляет 16,6 %.
Более высокие темпы роста расходов республиканского бюджета на текущий год прогнозируются на финансирование социальной политики – 126,3 %, физической культуры, спорта, культуры и СМИ – 123,5 %; образования – 119,5 %.
Наиболее низкие темпы роста расходов запланированы на национальную оборону – 107,2 % и общегосударственную деятельность – 107,6 %.
Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета занимают расходы по разделу "Общегосударственная деятельность" – 44,2 % (62 288 млрд. руб.).
Расходы по подразделу "Государственные органы общего назначения" составляют 7,6 % (4 716 млрд. руб.) от средств на общегосударственную деятельность, что на 23,9 % выше уровня 2014 г. На финансирование международной деятельности направляется 1 984 млрд. руб. (107,8 % к прошлому году).
Расходы по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь запланированы в сумме 13 629 млрд. руб., или 9,7 % объема республиканского бюджета. Большая часть общего размера долга (75,7 %) направляется на обслуживание внешнего государственного долга, платежи по которому возрастут на 250,6 млн. долл. США и составят 905,0 млн. долл. Расходы по обслуживанию внутреннего государственного долга в части государственных ценных бумаг в 2015 г. увеличатся на 1 293 млрд. руб. и составят 3 311 млрд. руб., что обусловлено выпуском в 2014 г. валютных государственных ценных бумаг.
В текущем году из средств республиканского бюджета передаются в бюджет ФСЗН субвенции на частичное возмещение расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, в размере 3 600 млрд. руб.
Более половины (56,1 %) расходов на общегосударственную деятельность, или 24,8 % средств республиканского бюджета (34 964 млрд. руб.), направляется на межбюджетные трансферты для обеспечения источниками финансирования бюджетов других уровней (областей и г. Минска).
Как и в предыдущие годы, в 2015 г. расходы государства носят социально ориентированную направленность. В социальную сферу из республиканского бюджета направляется 31 709 млрд. руб., из местных бюджетов – 76 391 млрд. руб. С учетом поступлений из ФСЗН (114 210 млрд. руб.), расходы на отрасли социальной сферы составят 222 310 млрд. руб., или 26,1 % ВВП.
Ассигнования на социальную политику в сумме 14 728 млрд. руб. составляют в расходах на социальную сферу 46,4 %, в расходах республиканского бюджета – 10,4 %.
В свою очередь, наибольший удельный вес в данном разделе занимают средства, направляемые на пенсионное обеспечение служащих силовых структур и подразделений, – 7 200 млрд. руб. (48,9 %). Значительная часть расходов направляется также на помощь в обеспечении жильем, выражающуюся в компенсации потерь банкам, предоставившим в 2003–2014 гг. собственные ресурсы на льготное кредитование жилищного строительства, – 4 451млрд. руб. (30,2 %).
С учетом расходов местных бюджетов средства на социальную политику составляют 21 846 млрд. руб.
В 2015 г. расходы республиканского бюджета на образование запланированы в сумме 7 687 млрд. руб., или 119,5 % к 2014 г. Большая часть выделяемых средств направляется на высшее и послевузовское образование – 5 562 млрд. руб., что равно 72,4 % их объема.
В 2015 г. расходы консолидированного бюджета на образование прогнозируются в сумме 43 007 млрд. руб., или 116,8 % к прошлому году.
Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование (без учета расходов на капитальное строительство) в разрезе областей и г. Минска предусматривается от 4 317 млрд. руб. (Гродненская область) до 5 850 млрд. руб. (г. Минск).
В части финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета прогнозируются в объеме 6 456 млрд. руб., или с ростом 118,3 %. Более половины выделяемых на здравохранение средств (53,6 %, или 3457 млрд. руб.) направляется на оказание медицинской помощи населению. На другие вопросы в области здравоохранения запланировано 2 867 млрд. руб., в т.ч. на централизованное приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения – 1 933 млрд. руб.
С учетом расходов местных бюджетов ассигнования на здравоохранение в 2015 г. составят 35 197 млрд. руб. (14,8 % расходов консолидированного бюджета).
Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя определен в целом по республике – 3 667 578 руб., по областям и г. Минску – 3 051 421 руб.
В текущем году расходы республиканского бюджета по разделу "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" предусматриваются в сумме 2 838 млрд. руб., или 123,5 % к 2014 г. Из общего объема средств 1 242 млрд. руб. (43,8 %) выделяются на физическую культуру и спорт, 774 млрд. руб. – на культуру, 804 млрд. руб. – на СМИ. С учетом местных бюджетов объем финансирования по разделу составит 8 050 млрд. руб.
На поддержку отраслей национальной экономики из республиканского бюджета направляется 22 794 млрд. руб., или 114,4 % к предыдущему году. Удельный вес их расходов в 2015 г. прогнозируется на уровне 16,2 %. Наибольшую долю в структуре расходов на отрасли национальной экономики занимают сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность – 39,5 % (8 996 млрд. руб.). Из указанных расходов 1 489 млрд. руб. запланировано на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а основная их часть – 5 900 млрд. руб. – на компенсацию (возмещение) процентов по кредитам банков во исполнение принятых системных решений по поддержке АПК.
В целом на финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности в 2015 г. в консолидированном бюджете республики запланировано 16 363 млрд. руб. (108,2 % к 2014 г.).
Расходы республиканского бюджета на финансирование промышленности, строительства и архитектуры прогнозируются в сумме 5 811 млрд. руб., или 119,6 % к 2014 г. Удельный вес ассигнований в бюджете по данному подразделу составляет 4,12 %, при 2,49 % и 3,87 % соответственно в 2013 и 2014 гг. Большая часть из этих средств (3 709 млрд. руб.) направляется на оказание государственной поддержки организациям промышленности, строительства и архитектуры в виде возмещения, компенсации (уплаты) процентов по кредитам банков.
На дорожное хозяйство из средств республиканского бюджета направляется 4 444 млрд. руб., или 144,9 % к предыдущему году.
Основная часть из запланированных на дорожное хозяйство расходов (1 857 млрд. руб.) будет использована на содержание и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог. На строительство и реконструкцию республиканских автомобильных дорог направляется 649 млрд. руб., на капитальный ремонт, погашение кредитов банков и выплату процентов по ним – соответственно 491 и 388 млрд. руб.
С учетом расходов местных бюджетов объем бюджетного финансирования на отрасли национальной экономики в 2015 г. составит 34 292 млрд. руб.
В 2015 г. на национальную оборону из республиканского бюджета направляется 8 102 млрд. руб., или 5,8 % объема его расходов и 107,2 % к предыдущему году.
Ассигнования на финансирование судебной власти, правоохранительную деятельность и обеспечения безопасности в текущем году запланированы в размере 15 307 млрд. руб., или 10,9 % расходов республиканского бюджета и 113,6 % к 2014 г. В частности, на функционирование органов внутренних дел выделяется 5 849 млрд. руб.; органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов пограничной службы – соответственно 1 671 и 1 353 млрд. руб.; органов и организаций уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности – 1 316 и 1 203 млрд. руб.
На охрану окружающей среды в республиканском бюджете запланировано 706 млрд. руб. С учетом средств местных бюджетов расходы по этому разделу возрастают до 854 млрд. руб.
Ассигнования республиканского бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство определены в сумме 108 млрд. руб.
Основной объем расходов приходится на местные бюджеты – 16 908 млрд. руб. – и составляет 7,1 % расходов консолидированного бюджета.
Профицит и государственный долг
Республиканский бюджет на 2015 г. сформирован с профицитом в размере 15 701,5 млрд. руб.
Согласно Закону о республиканском бюджете на 2015 г.:
– лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь утвержден в размере 60 трлн. руб.;
– лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, установлен в сумме 45 трлн. руб.;
– лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь запланирован в объеме 16,5 млрд. долл.;
– лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, установлен в размере 3 млрд. долл.