"По договору на оказание консультационных, маркетинговых услуг от 22 января 2013 г. исполнитель (организация – резидент Словакии) обязался по заданию нашей организации оказать нам услуги, касающиеся анализа имеющихся рыночных предложений на программные продукты, аналогичные разрабатываемым заказчиком. Целью маркетингового исследования является определение наличия либо отсутствия целесообразности в дальнейшем производстве продуктов заказчика, а также перспектив их сбыта.
Услуга стоимостью 900 евро оплачена исполнителю 15 февраля 2013 г., акт приемки-передачи оказанных услуг подписан сторонами 28 февраля 2013 г.
У нас возник вопрос: следует ли в данном случае исчислять НДС и налог на доходы и в каком порядке?
Белорусская организация должна уплатить НДС
Давайте вначале проанализируем налоговое законодательство в части исчисления и уплаты НДС.
Напомним, что при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Теперь для правильности исчисления НДС определим место реализации работ, услуг. Место реализации работ, услуг для целей налогообложения не может быть установлено условиями договора и определяется в соответствии со ст. 33 НК (при взаимоотношениях с организациями, не являющимися членами Таможенного союза).
Местом реализации работ, услуг признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).
Настоящее положение применяют в отношении оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, представлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ и иных работ, услуг.
В связи с тем что консультационные и маркетинговые услуги приобретает налогоплательщик РБ, местом реализации этих услуг признают территорию Республики Беларусь. А это означает, что белорусская организация должна исчислить и уплатить НДС в Республике Беларусь при приобретении таких услуг.
Следует учесть, что при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, моментом фактической реализации признают день оплаты, включая авансовый платеж, либо иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 100 НК).
Таким образом, сумма НДС по данной операции составит 2 080 800 руб. (900 евро x 11 560 руб. (курс евро на день оплаты) x 20 / 100).
При этом исчисленная за нерезидента сумма налога подлежит вычету в порядке, установленном ст. 107 НК.
Д-т 18 – К-т 68 – 2 080 800 руб.
– исчислен НДС от суммы оказанной нерезидентом услуги;
Д-т 68 – К-т 18 – 2 080 800 руб.
– сумма НДС принята к вычету*.
_____________________________________________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Справочно: суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ:
– за иностранную валюту, подлежат вычету исходя из официального курса иностранной валюты, установленного Нацбанком на день оплаты (включая авансовый платеж) либо иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– подлежат вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления, в порядке, установленном для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 14 ст. 107 НК).
Чтобы не уплачивать налог на доходы, следует получить соответствующее подтверждение от нерезидента
Отмечу сразу, что доходы от оказания консультационных, маркетинговых услуг, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, являются объектом обложения налогом на доходы (подп. 1.12.1 п. 1 ст. 146 НК).
При этом понятия консультационных, маркетинговых услуг для целей исчисления налога можно использовать, на мой взгляд, в значениях, приведенных в п. 3 ст. 33 НК.
Справочно: консультационные услуги – услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в т.ч. налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом;
маркетинговые услуги – услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг), оказываемые в целях принятия мер по созданию необходимых экономических условий для производства и обращения товаров (работ, услуг), включая их характеристику, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
Обращаю Ваше внимание, что приведенные понятия в НК используются в целях применения ст. 33 НК и гл. 12 НК (порядок исчисления НДС). Но при отсутствии расшифровки таких понятий при исчислении налога на доходы, думаю, большого греха не будет, если их также использовать в качестве ориентира при исчислении и данного налога.
Указанные доходы облагают налогом на доходы по ставке 15 %.
Налог на доходы исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет юридическое лицо, начисляющее и (или) выплачивающее доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Указанное юридическое лицо признают налоговым агентом, и он имеет права и несет обязанности, установленные ст. 23 НК (п. 3 ст. 150 НК).
Дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа).
Справочно: днем начисления дохода (платежа) иностранной организации признается наиболее ранняя из следующих дат:
– дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выполнения иностранной организацией работ, оказания услуг, приобретения у иностранной организации недвижимого имущества, приобретения предприятия как имущественного комплекса (его части), принадлежащего иностранной организации, приобретения доли (пая, акций), принадлежащей иностранной организации как участнику организации, либо ее части;
– дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) обязательств перед иностранной организацией по выплате доходов в виде дивидендов, доходов от долговых обязательств, роялти, операций по реализации (погашению) ценных бумаг (кроме акций), реализации товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
– дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета) (пп. 1, 2 ст. 148 НК).
В рассматриваемой ситуации наиболее ранней из дат является дата оплаты нерезиденту – 15 февраля 2013 г. При условии, что стоимость оказанных услуг составила 900 евро и курс евро на 15 февраля 2013 г. – 11 560 руб., сумма налога будет равна 1 560 600 руб. (900 евро x 11 560 руб. x 15 / 100).
Таким образом, организация должна перечислить нерезиденту доход за вычетом налога на доходы, т.е. 765 евро, а налог на доходы перечислить в бюджет РБ.
Д-т 26 и др. – К-т 60 – 900 евро / 10 404 000 руб.
– отражена задолженность нерезиденту за оказанную услугу;
Д-т 60 – К-т 68 – 1 560 600 руб.
– начислен налог на доходы нерезидента;
Д-т 76 – К-т 52 – 765 евро / 8 843 400 руб.
– перечислен доход нерезиденту;
Д-т 68 – К-т 51 – 1 560 600 руб.
– уплачен налог на доходы.
Вместе с тем нужно учитывать, что если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то применяют нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК).
Таким международным договором в отношениях со Словакией является "Пагадненне памiж Урадам Рэспублiкi Беларусь i Урадам Славацкай Рэспублiкi аб пазбяганнi двайнога падаткаабкладання i папярэджаннi ўхiлення ад выплаты падаткаў у дачыненнi да падаткаў на даходы i маемасць" (ратифицировано Законом РБ от 29.12.1999 № 345-З, далее – Соглашение)).
В нем сказано, что прибыль предприятия одного договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через постоянное представительство, которое расположено там. Если же предприятие осуществляет такую предпринимательскую деятельность, то его прибыль может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству (п. 1 ст. 7 Соглашения).
Следовательно, если резидент Словакии не осуществляет предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, то его прибыль может облагаться налогом только в Словакии при условии предоставления подтверждения.
Для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (далее – подтверждение), которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (ст. 151 НК).
Справочно: Инструкция о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации утверждена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.Подтверждение может представляться в налоговый орган как до, так и после уплаты налога на доходы. Оно представляется в налоговый орган ежегодно и действительно на протяжении календарного года, в котором выдано.
Надеюсь, что Вы получили ответы на все свои вопросы.
Искренне Ваша, Ольга Павловна