Радикальная налоговая реформа началась в республике с 2006 г. и осуществлялась исходя из общепринятых в мировой практике принципов построения и критериев оценки оптимальных налоговых систем.
Результаты проведенных к настоящему времени реформ сводятся к следующему.
1. К началу 2010 г. количество и состав применяемых в республике налогов и сборов практически сведены к стандартному минимуму. Всего за прошедшие годы отменено 26 налогов и сборов; полностью упразднены так называемые "оборотные" налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров и услуг. За счет кумулятивного эффекта, т.е. многократного налогообложения одной и той же стоимости в результате обложения всего объема продаж на каждой стадии производства и распределения конечного продукта, эти налоги оказывали наиболее сильное негативное влияние на цены и доходы населения, ограничивали внутренний спрос и экспорт и в конечном итоге темпы роста производства и инвестиций.
Отменены также некоторые налоги, создававшие дополнительную нагрузку на фонд заработной платы (чернобыльский налог, отчисления в фонд содействия занятости и т.п.), а также налоги, устанавливающие неравные условия налогообложения отечественных и импортируемых товаров и услуг.
2. Существенно преобразованы и приближены к применяемым в мировой практике модели и механизмы взимания почти всех основных налогов и сборов. В частности:
– введены зачетная система взимания НДС (европейская модель) и принцип страны назначения при взимании косвенных налогов во внешней торговле, что практически полностью выводит из под налогообложения инвестиции и экспорт;
– значительно сокращен перечень подакцизных товаров;
– унифицированы и снижены ставки налога на прибыль организаций и на доходы от операций с ценными бумагами, сняты излишние ограничения и упорядочена система налоговых вычетов при исчислении налогооблагаемой прибыли, что позволяет предприятию включать в издержки все необходимые расходы на производство и реализацию товаров и услуг;
– в целях выравнивания условий налогообложения, легализации доходов, стимулирования внутреннего спроса и предотвращения трудовой миграции в разы увеличен необлагаемый минимум и введены социальный и имущественный вычеты по подоходному налогу с физических лиц с одновременным введением единой плоской и одной из наиболее низких ставок этого налога;
– в качестве налоговой базы платежей за землю вводится кадастровая оценка земли и соответствующие пропорциональные ставки этого налога.
3. Пересмотрены, существенно ограничены и унифицированы с применяемыми в развитых странах системы налоговых льгот по каждому налогу, введен законодательный запрет на применение индивидуальных налоговых и таможенных льгот.
4. За счет проведенных преобразований (сокращение количества применяемых налогов и снижение их ставок) снижено налоговое давление на экономику. За период с 2005 г. по 2010 г. показатель отношения общих налоговых поступлений к ВВП снизился на 4,7 процентных пункта против 3–4 процентных пунктов, заданных в 5-летней программе социально-экономического развития страны.
5. К 2010 г. завершена кодификация налогового законодательства. Налоговый кодекс РБ, состоящий из Общей и Особенной частей, имеет характер закона прямого действия (с 2008 г. отменены все инструкции МНС РБ, содержащие ранее подробные и часто противоречащие закону разъяснения по применению налогового законодательства) и по применяемым правилам, нормам и технике в основном соответствует налоговым законодательствам развитых стран.
В последние годы в целях повышения рейтинговых оценок национальной системы налогообложения, в частности по методологии "Doing Business", проведена большая работа по упрощению налоговых процедур и механизмов взимания налогов и сборов:
– осуществляется переход к ежеквартальным срокам уплаты налогов (вместо ежемесячных);
– упорядочены и снижены штрафные санкции за несвоевременную и неполную уплату налогов;
– упрощаются процедуры расчета и взимания по ряду налогов;
– с апреля 2009 г. введена система электронного налогового декларирования, к которой в настоящее время подключено уже более 67 % плательщиков (более 50 тыс. субъектов).
По данным МНС РБ, всего реализовано 57 системных мер по упрощению налогового администрирования.