Драгоценные металлы, полученные в результате переработки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, собранные на территории Республики Беларусь, являются основным источником пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РБ (далее – Госфонд).
Одними из основных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере, являются:
1) Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 (далее – Инструкция 34);
2) Инструкция о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.05.2004 № 87 (далее – Инструкция № 87).
От редакции:
С информацией о правилах использования, учета и хранения драгоценных металлов можно также ознакомиться в журнале "Финансы, учет, аудит".
Организации, использующие драгоценные металлы (в т.ч. в виде покупных комплектующих изделий) при производстве собственной продукции, а также осуществляющие сбор и переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, и имеющие специальное разрешение (лицензию) на данную деятельность (далее – переработчики), ведут учет таких металлов по наименованию, массе (граммах), сортаменту (качеству) и в стоимостном выражении.
Оговоримся, что Инструкция № 34 не регламентирует использование, учет и хранение драгоценных металлов в составе товарной продукции, находящейся в торговых организациях (магазинах, складах), а также организациях, обслуживающих (монтирующих и ремонтирующих) вычислительную, медицинскую, торговую и другую технику, паст и порошков из природных алмазов, инструментов и изделий, изготовленных из таких порошков, синтетических алмазов и инструмента, изготовленного с применением синтетических алмазов (п. 3 Инструкции № 34).
Отметим, что организации – изготовители продукции, содержащей в своем составе драгоценные металлы, обязаны отражать в паспортах, формулярах, этикетках или других документах наименование и массу драгоценных металлов (ГОСТ 2.608-78 "Порядок записи сведений о драгоценных материалах в эксплуатационных документах") (п. 86 Инструкции № 34).
Организации при торговле изделиями из драгоценных металлов осуществляют их учет по наименованию, виду драгметалла, массе, пробе и стоимости в соответствии с Инструкцией о порядке хранения и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в торговых объектах на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минторга и Минфина РБ от 31.05.2011 № 24/34.
Организации, эксплуатирующие приборы, оборудование, инструменты и т.п., в состав которых входят драгоценные металлы (далее – оборудование), в настоящее время имеют право выбрать способ учета. В целях улучшения условий для ведения бизнеса и сближения национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности Минфин провел упрощение порядка учета драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, путем внесения изменений и дополнений в Инструкцию № 34.
Организация может выбрать один из 3 возможных способов учета драгоценных металлов
Напомним эти 3 способа учета драгоценных металлов (п. 34 Инструкции № 34):
1) драгоценные металлы, входящие в состав оборудования, в т.ч. импортного производства, независимо от степени их износа до списания учитывают по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах.
В учетных документах отражают наименование драгоценных металлов и их количество в соответствии с данными технической документации;
2) допускается определение содержания драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, по данным химических анализов или комиссионно.
В учетных документах указывают наименование драгоценных металлов и их количество в соответствии с данными химических анализов или акта комиссии, назначенной руководителем организации. Комиссия из числа компетентных работников организации, назначаемых приказом, определяет количество драгоценных металлов в оборудовании на основе аналогов с учетом его электрических и иных характеристик, а также путем суммарного подсчета количества драгоценных металлов, находящихся в изделиях радиоэлектроники, электроаппаратуры, деталей, входящих в схему оборудования;
3) организация на основании решения ее руководителя вправе определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, после их списания.
При этом в учетных документах делают запись: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания".
Решение руководителя организации по выбору способа учета драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, эксплуатируемого организацией, оформляют приказом.
Применение последнего метода учета (внесение соответствующей записи в учетные документы) значительно упрощает весь механизм учета, поскольку при эксплуатации учитывают только наличие самого оборудования, а отражение в учете драгоценных металлов, входящих в его состав, производят после списания соответствующего оборудования. Кроме этого, сокращаются излишние учетные действия при постановке на учет оборудования и содержащихся в нем драгоценных металлов, их учет в период эксплуатации оборудования и при его инвентаризации.
Все это позволяет организациям сократить трудозатраты, прежде всего в процессе эксплуатации бытовой, компьютерной, организационной техники импортного производства, не имеющей каких-либо данных о наличии драгоценных металлов или содержащей в своем составе незначительное количество драгоценных металлов.
Организация должна обеспечить сбор и учет всех видов лома и отходов драгоценных металлов
После завершения эксплуатации оборудования и его списания у организации возникает обязанность обеспечить полный сбор и учет всех видов лома и отходов драгоценных металлов и использование в соответствии с законодательством.
После утверждения акта списания оборудования организация обязана произвести его разборку (демонтаж): изъять из него детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгоценные металлы.
Разборка списанного оборудования, включая первичную обработку получаемого при разборке лома драгоценных металлов, перерасчет содержания драгоценных металлов в нем и оформление акта демонтажа (первичной обработки лома) могут производиться силами самой организации (собственником оборудования) либо переработчиком или другими сторонними организациями на договорной основе, в т.ч. совместно с собственником оборудования.
При этом возможны следующие случаи.
1. В акте демонтажа наименование и количество драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях, узлах, комплектующих изделиях, может отражаться согласно техническим, учетным документам на оборудование или данным, определенным комиссией организации.
В этом случае образовавшийся лом, содержащий драгоценные металлы, принимают на учет по номенклатуре, общей массе и массе(содержанию) в нем драгоценных металлов в чистоте.
2. В случае, когда в учетных документах содержится запись: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания", допускается не отражать в акте демонтажа (изъятия) количество драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях, узлах и комплектующих изделиях. Лом, содержащий драгоценные металлы, направляют переработчику.
3. Организации могут без демонтажа и соответственно без определения содержания драгоценных металлов передавать списанное оборудование переработчику для его разборки и последующей приемки на переработку.
Отметим, что постановка драгоценных металлов, содержащихся в ломе, на учет в случаях, описанных в пп. 2 и 3, производится на основании документов переработчика (акт приемки). Одновременно с принятием на учет драгоценных металлов, содержащихся в ломе, производят их списание.
Чтобы получить положительный финансовый результат при сдаче лома драгоценных металлов, их поставка переработчикам производится по мере накопления минимально необходимого количества лома драгоценных металлов, окупающего затраты на его переработку. При этом партию лома драгоценных металлов, рентабельную к переработке, а также предложения по объемам поставки драгоценных металлов в ломе и отходах для государственных нужд и сдаче их в Госфонд формирует сама организация.
Стоимость лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, устанавливают при их реализации либо отгрузке на переработку с учетом стоимости содержащихся в них драгоценных металлов, определенной по расчетным ценам на 1-е число месяца отгрузки (п. 75 Инструкции № 34).
В случае, когда разборка списанного оборудования производилась организацией и в акте демонтажа (изъятия) не отражалось количество драгоценных металлов, стоимость лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, при отгрузке на переработку может не устанавливаться.
При отгрузке на переработку списанного оборудования, содержащего драгоценные металлы, для его разборки переработчиком его стоимость также может не устанавливаться.
Порядок сдачи на переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, определяют Инструкция № 87 и договор поставки между юридическими лицами независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями (сдатчиками) и переработчиками.
Инструкцией № 87 определены общие обязательные требования:
– при сдаче на переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в т.ч. подготовке к сдаче в зависимости от их вида и состояния (формирование партии, ее упаковка, особенности взвешивания и транспортировки);
– приемке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Кроме этого, в Инструкции № 87 указаны сопроводительные документы, которые оформляют при поставке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в т.ч. и для случаев, когда в учетных документах учинена запись: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания" и на момент отгрузки содержание драгоценных металлов не определено. При этом товарно-транспортную накладную илитоварную накладную оформляют как при перевозке грузов нетоварного характера (п. 15 Инструкции № 87).