С 1 января 2012 г. изменился порядок исчисления пени за несвоевременную уплату налогов и сборов
У многих субъектов хозяйствования в отношении пени бытует ошибочное мнение о том, что пени – это штрафные санкции. На самом деле пени – это один из способов обеспечения исполнения налогового обязательства (ст. 49 Налогового кодекса РБ (далее – НК)). Их уплачивают в тех случаях, когда плательщик (иное обязанное лицо) исполнил налоговое обязательство в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством (п. 1 ст. 52 НК).
От редакции:
Исполнение налогового обязательства обеспечивается следующими способами:
1) залогом имущества;
2) поручительством;
3) пенями;
4) приостановлением операций по счетам в банке;
5) арестом имущества.
Уплата пеней обеспечивается способами, указанными в пп. 1, 2, 4 и 5.
В части обеспечения уплаты таможенных платежей могут применяться способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством.
Необходимо учитывать, что пени уплачивают дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Пени начисляют за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины).
Пени за каждый день просрочки определяют в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.
Справочно: в 2011 г. процентная ставка пеней была равна 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день исполнения налогового обязательства.
Чтобы увидеть различие, возникшее вследствие изменения законодательства, рассмотрим применение пени в 2011 г. и 2012 г. на примерах.
Пример 1
В декабре 2011 г. налоговая инспекция проверила организацию за 5 лет с 2006 г. по 2010 г. Доначисленные в ходе проверки суммы налогов и сборов организация уплатила в бюджет 16 декабря 2011 г. Таким образом, днем исполнения налогового обязательства будет 16 декабря 2011 г. На этот день ставка рефинансирования Нацбанка составляла 45 % годовых. Именно в таком размере организация должна была уплатить в бюджет пени за несвоевременную уплату в бюджет налогов и сборов с 2006 г.
Таким образом, в 2011 г. сумма пени была сопоставима или даже значительно превышала сумму доначисленных платежей в бюджет. И это без учета административных санкций. Как видим из данного примера, размер наказания нарушителей налогового законодательства зависел не от объективных причин – степени их вины или уровня инфляции в период совершения нарушения, а определялся случайно размером ставки рефинансирования, действующим на момент доплаты налогов в бюджет.
Пример 2
В ходе проверки в 2012 г. установлено, что организация не полностью уплатила в бюджет налоги в 2006 г. В этом случае пени будут исчисляться за 2006 г. в размере ставки рефинансирования, действовавшей в 2006 г. (от 10 % до 11 % годовых), за 2007 г. – в размере ставки рефинансирования, действовавшей в 2007 г. (от 10,0 % до 10,75 % годовых), и т.д.
Таким образом, в 2012 г. при новом порядке исчисления организации будут уплачивать в пени в значительно меньших размерах, чем в 2011 г.
В 2012 г. плательщики, как и ранее, будут платить пени и штрафы за то, что они воспользовались неправильными разъяснениями ИМНС
Налоговым законодательством для плательщиков предусмотрены, в частности, следующие права:
– получать от налоговых инспекций по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых инспекций и их должностных лиц;
– получать от налоговых инспекций и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства.
Указанные права обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых инспекций и их должностных лиц, которые должны давать письменные разъяснения плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства (подп. 1.5 п. 1 ст. 82 НК).
Нередко у плательщиков, получающих такие разъяснения, возникал вопрос: кто будет отвечать перед законом, если консультация налоговой инспекции окажетсянеправильной? Особенно это актуально, когда с течением времени менялась позицияналоговых органов по трактовке законодательства и т.п.
Надо отметить, что с самого начала появления белорусской налоговой системы (с 1 января 1992 г.) и до 2012 г. за неправильные консультации налоговых инспекций отвечали не налоговые инспекции, которые дали неправильный ответ, а организации, которые неправильно исчислили платежи в бюджет, руководствуясь этими ответами. В результате организации доплачивали налоги в бюджет с пеней и санкциями за нарушение налогового законодательства.
С 1 января 2012 г. в такую практику внесены некоторые изменения.
С 2012 г. плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом НК и иными актами законодательства, при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от МНС РБ (п. 3 ст. 21 НК).
Кроме того, согласно новой редакции п. 31 ст. 52 НК пени не начисляют на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от МНС.
Важно! В п. 31 ст. 52 НК упоминают только разъяснения МНС, причем письменные (а не электронные) и носящие индивидуальный характер. Иными словами, письма МНС, разъясняющие нормы налогового законодательства неопределенному кругу плательщиков, подпадают под уплату пени в случае их неверной трактовки.
Отметим, что рядовому плательщику получить ответ непосредственно от МНС не так-то легко.
Так, по Указу Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц" все обращения организаций по вопросам налогообложения, в какой бы государственный орган они не поступали, сначала отсылаются для рассмотрения в налоговую инспекцию по месту нахождения заявителя.
Налоговые инспекции в каждом ответе организациям разъясняют порядок обжалования своих решений. В конце ответа налоговой инспекции содержится фраза о том, что данное решение по обращению организации может быть обжаловано в вышестоящую организацию (областную (Минскую городскую) налоговую инспекцию или МНС).
Некоторые организации обжалуют разъяснения районных налоговых инспекций в областных (Минской городской) налоговых инспекциях. Тем самым они лишают себя возможности получить разъяснение от МНС, так как обжаловать ответ областной (Минской городской) налоговой инспекции можно только в суде. МНС такие возражения рассматривать не будет. Следовательно, если ответы налоговых инспекций окажутся неправильными, то организациям, которые ими руководствовались в работе, будут начислены пени.
В таких ситуациях можно только рекомендовать каждый ответ, полученный от районной налоговой инспекции, независимо от того, устраивает он плательщика или нет, обжаловать в МНС.
Справочно: ожидается, что нормы по освобождению от административных санкций плательщиков, которые пользовались неправильными разъяснениями МНС, будут включены в Кодекс РБ об административных правонарушениях.
За несвоевременно выполненную местными исполнительными комитетами работу пени и санкции в бюджет вынуждены уплачивать плательщики налога на недвижимость
В 2011 г. на основании п. 3-1 ст. 52 НК пени не начислялись на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащие доплате согласно налоговым декларациям (расчетам), представленным не позднее 1 апреля текущего года по итогам проведения в соответствии с законодательством переоценки (изменения стоимости) числящихся в бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, а также по результатам пересчета налога на недвижимость в соответствии с п. 2 ст. 187 НК.
При этом налоговую базу налога на недвижимость в отношении зданий и сооружений, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование у физических лиц, определяют исходя из стоимости таких зданий и сооружений, указанной в договорах аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного возмездного и безвозмездного пользования, но не менее стоимости этих зданий и сооружений, определенной исходя из их оценки, произведенной в соответствии с Положением о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденным Указом Президента РБ от 28.03.2008 № 187 (далее – Положение и Указ № 187 соответственно) (п. 2 ст. 187 НК).
Из норм Положения следует, что плательщики налога на недвижимость могут получить информацию, необходимую для исчисления налога, значительно позже 20 января текущего года.
Так, согласно Положению организации по государственной регистрации не позднее 1 марта текущего года представляют в местные исполнительные комитеты и соответствующие налоговые органы сводную ведомость оценки зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам.
Для того чтобы налоговые инспекции могли определить стоимость зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, им необходимы сведения о коэффициентах переоценки зданий и сооружений, а также расчетной стоимости 1м2 типового здания или сооружения на начало года.
Однако коэффициенты переоценки зданий и сооружений, как установлено Положением, доводятся до сведения МНС и Госкомимущества не позднее 10 февраля текущегогода. А местные исполнительные комитеты должны представить в налоговые инспекции расчетную стоимость 1 м2 типового здания или сооружения на начало года не позднее 1 марта текущего года.
Таким образом, существовало противоречие между нормами НК, требующими от организаций исчислить налог на недвижимость и представить налоговую декларацию за год не позднее 20 января текущего года, и сроками представления необходимой для исчисления налога информации, указанными в Положении.
Для устранения этого противоречия в ст. 52 НК и был п. 3-1, который позволял организациям не позднее 1 апреля текущего года представлять уточненные налоговые декларации и до 10 апреля текущего года доплатить налог на недвижимость без пени.
С 1 января 2012 г. сроки представления налоговых деклараций и сроки уплаты налога на недвижимость изменены.
Теперь организации налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость должны представить в налоговые инспекции по месту постановки на учет не позднее 20 марта отчетного года.
Уплачивать налог на недвижимость организации должны ежеквартально не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога.
Казалось бы, существовавшая проблема разрешена. Однако в 2012 г. некоторые местные исполнительные комитеты в нарушение Указа № 187 определили расчетную стоимость 1 м2 типового здания или сооружения на начало года позже установленного срока.
В результате организации, арендующие здания и сооружения у физических лиц, как и раньше, не смогли вовремя исчислить налог на недвижимость и вынуждены уплачивать в бюджет пени и санкции за чужие недоработки.
Справочно: в 2011 г. в нарушение Указа № 187 позже 1 марта установили расчетную стоимость 1 м2 типового здания или сооружения 28 местных исполнительных комитетов, в т.ч. Минский горисполком (решение от 27.06.2011 № 1755 "Об установлении расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания, сооружения на 2011 год"), Лоевский райисполком (решение от 12.09.2011 № 711), Брагинский райисполком (решение от 07.09.2011 № 638), Ельский райисполком (решение от 01.08.2011 № 546), Сенненский райисполком (решение от 29.07.2011 № 484), Логойский райисполком (решение от 15.07.2011 № 1749), Калинковичский райисполком (решение от 30.06.2011 № 783) и др.
По истечении 8 лет норма ст. 52 НК приведена в соответствие со сложившейся практикой
Восемь лет назад, а именно с 1 января 2004 г., вступила в силу Общая часть НК. Все это время в ст. 52 НК существовала ошибка, на которую никто не обращал внимания.
В п. 3 ст. 52 НК указано, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины).
Таким образом, из данной нормы НК следует, что пеню надо брать с тех, кто платит налоги в бюджет, а не с тех, кто их не платит. На практике налоговые инспекции не обращали внимания на эту норму НК и начисляли пеню за неисполнение налогового обязательства. И это справедливо.
С 1 января 2012 г. теория НК приведена в соответствие со сложившейся практикой, поэтому в п. 3 ст. 52 НК слово "исполнения" заменено словом "неисполнения".
С 2012 г. пени взимают в т.ч. с суммы разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, необоснованно возвращенной плательщику из бюджета
Если сумма налоговых вычетов согласно налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость превышает общую сумму НДС, исчисленную по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, то:
– плательщик НДС не уплачивает;
– разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежит:
или вычету в первоочередном порядке из общей суммы НДС в следующем налоговом периоде;
или возврату плательщику в порядке, установленном ст. 60 НК.
Справочно: государство не платит плательщику пеню за то, что пользовалось его деньгами.
Возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, производят:
1) по решению налогового органа по месту постановки плательщика на учет;
2) не позднее 2 рабочих дней со дня представления плательщиком налоговой декларации (расчета) и заявления о возврате.
Причем если разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляет более 3 000 базовых величин, установленных на день представления плательщиком указанного заявления, налоговый орган вправе по собственной инициативе либо по инициативе плательщика провести в установленном порядке внеплановую проверку обоснованности возврата (зачета) этих сумм. Срок проведения такой проверки не должен превышать 15 рабочих дней, а при наличии у плательщика в проверяемом периоде оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов – 5 рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате.
О принятом решении по проведению возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговый орган уведомляет плательщика в течение 2 рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 6 ст. 103 НК).
Справочно: решение налогового органа не требуется, если возврат указанной разницы осуществляют путем ее зачета в счет НДС, подлежащего уплате по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
До 1 января 2012 г. на практике имели место случаи, когда в ходе проверки подтверждалось к возврату превышение налоговых вычетов по НДС в сумме меньшей, чем была заявлена плательщиком по декларации и возвращена ему на счет до проверки.
Если в ходе проверки устанавливалось, что плательщик необоснованно предъявил к возврату и получил на свой счет сумму НДС, то пеня за то, что плательщик необоснованно пользовался бюджетными средствами, предусмотрена не была. Получается, что организации могли бесплатно пользоваться бюджетными деньгами.
Пример 3
Налоговой инспекцией в декабре 2011 г. в ходе проверки организации была увеличена налоговая база по НДС за 2006 г. по причине неполного включения в нее полученной выручки от реализации товаров. В результате ошибки, допущенной организацией при исчислении НДС, налоговая инспекция необоснованно вернула плательщику в 2006 г. сумму превышения налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), в размере 3 млрд. руб.
Таким образом, организация 5 лет бесплатно необоснованно пользовалась бюджетными средствами в размере 3 млрд. руб.
За все это время пени на сумму НДС, возвращенную из бюджета на счет плательщика и впоследствии неподтвержденную проверкой, не начисляются.
С 1 января 2012 г. указанная ситуациякардинально поменялась: организации будут уплачивать пени за использование бюджетных средств, необоснованно возвращенных им из бюджета.
Для этого ст. 103 НК дополнили п. 71, согласно которому организации должны уплатить в бюджет разницу между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, необоснованно предъявленную ими к возврату из бюджета.
При этом налоговым инспекциям при применении способов обеспечения уплаты, а также при взыскании разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и начисленных на эту сумму пеней, предоставлены права и обязанности, установленные для применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней и взыскания налогов, сборов (пошлин).
Пени будут начисляться за каждый календарный день пользования денежными средствами в сумме, необоснованно предъявленной к возврату из бюджета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, начиная со дня, следующего за днем зачисления денежных средств на счет плательщика в банке, включая день их уплаты (взыскания).