Важно! Информация обновлена:
Ликвидация организации, при создании которой применялся Декрет № 6
Ограничения в использовании льгот по месту реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг
Налоговые льготы, предоставленные Декретом Президента РБ от 28.01.2008 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" (далее – Декрет № 1), не распространяются на коммерческие организации, осуществляющие производство товаров (работ, услуг) с использованием основных средств, находящихся в собственности или на ином вещном праве этой организации, и (или) труда работников данной организации в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек (подп. 1.8 п. 1 Декрета № 1).
Пример 1
Организация расположена в Брестском районе и оказывает услуги населению по изготовлению и установке сборно-разборных теплиц. Всего в сельской местности было произведено 100 теплиц, из которых 99 установлены на земельных участках, расположенных в сельской местности, и 1 – на земельном участке, находящемся в г. Бресте. То есть работы по изготовлению этой теплицы производились в сельской местности, но работы по ее установке выполнены в г. Бресте. Поэтому за нарушение подп. 1.8 п. 1 Декрета № 1 организация не имеет права пользоваться льготами, установленными Декретом № 1. Запрет касается не только работ по установке 1 теплицы в г. Бресте, а полностью всей деятельности организации, в т.ч. работ по изготовлению и установке 100 теплиц.
Похожее ограничение содержится и в Декрете Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее – Декрет № 6).
Так, льготы по налогу на прибыль и отчислениям в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами, установленные Декретом № 6, не распространяются на реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью либо частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или на ином вещном праве коммерческих организаций Республики Беларусь (в т.ч. зарегистрированных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности) или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих их реализацию, и (или) труда работников этих организаций или индивидуальных предпринимателей вне территории средних, малых городских поселении, сельской местности (кроме оказания услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом) (подп. 1.4 п. 1 Декрета № 6).
Таким образом, запрет на использование налоговых льгот Декретом № 6 установлен только по деятельности, осуществляемой за пределами территории средних, малых городских поселений и сельской местности.
Следовательно, если организация установит теплицу в г. Бресте (см. пример 1) с 1 июля 2012 г., она потеряет льготу только в отношении этой теплицы.
Порядок использования льгот, установленных Декретом № 6, организациями и их обособленными подразделениями, оказывающими транспортные услуги
Коммерческие организации и их обособленные подразделения, оказывающие услуги перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, имеют право на применение льгот по налогу на прибыль и отчислениям в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами, в отношении реализации указанных услуг (подп. 1.5 п. 1 Декрета № 6). Для этого должны быть соблюдены одновременно 2 условия.
Во-первых, при оказании услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) должны быть расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Отметим, что в Декрете № 1 не разъяснен вопрос, как предоставлять льготы транспортным организациям, если пункт отправления или пункт назначения, а также маршрут следования проходит через населенные пункты с численностью населения свыше 50 тыс. человек. На практике налоговые инспекции разрешали организациям, оказывающим транспортные услуги, пользоваться льготами, установленными Декретом № 1, только в том случае, если пункт отправления и пункт назначения не относятся к населенным пунктам с численностью населения свыше 50 тыс. человек.
В Декрете № 6 содержится важное разъяснение о том, что льготы предоставляются в том случае, если хотя бы один из пунктов (отправления или назначения) расположен на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Пример 2
Организация оказывает транспортные услуги по перевозке грузов:
1) из г. Бреста в г. Барановичи.
Она не имеет права на льготы, установленные декретами № 1 и № 6;
2) из Брестского района в Барановичский район.
Организация имеет права на льготы, установленные декретами № 1 и № 6;
3) из Брестского района в г. Барановичи.
Организация не имеет права на льготы, установленные Декретом № 1, но может воспользоваться с 1 июля 2012 г. льготами, установленными Декретом № 6;
4) из г. Бреста в Барановичский район.
В данном случае по транспортным услугам организация не имеет права на льготы, установленные Декретом № 1, но может воспользоваться с 1 июля 2012 г. льготами, установленными Декретом № 6.
Во-вторых, автомобильные транспортные средства, используемые коммерческими организациями, их обособленными подразделениями для оказания услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, должны быть зарегистрированы в установленном порядке регистрационными (регистрационно-экзаменационными) подразделениями ГАИ МВД на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Справочно: постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2002 № 1849 утверждено Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств (далее – Положение).
Положение устанавливает единый порядок государственной регистрации и государственного учета транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) в ГАИ МВД, их снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, выдачи на них регистрационных документов, регистрационных знаков и отличительного знака транспортного средства Республики Беларусь.
Государственная регистрация и государственный учет транспортных средств осуществляются в целях их идентификации и учета.
Регистрацию транспортных средств производят регистрационные, регистрационно-экзаменационные подразделения ГАИ главного управления внутренних дел
Мингорисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполкомов (местных администраций).
Транспортные средства регистрируются за юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь, в регистрационных подразделениях по месту нахождения юридических лиц.
Пример 3
Организация перевозит грузы из Ляховичского района в Пинский район на автомобиле, взятом в аренду у организации, расположенной в г. Бресте. Так как автомобиль зарегистрирован в регистрационном подразделении ГАИ г. Бреста, организация не имеет права на льготы, установленные Декретом № 6, несмотря на то, что пункт отправления и пункт назначения расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Организации, применяющие особые режимы налогообложения, не имеют права пользоваться льготами, установленными Декретом № 6
Особым режимом налогообложения признают специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и в порядке, установленных Особенной частью Налогового кодекса РБ (далее – НК) или Президентом (п. 1 ст. 10 НК).
В настоящее время в нашей стране действует 6 особых режимов налогообложения, предусмотренных НК. Так, согласно п. 2 ст. 10 НК особый режим налогообложения применяется для организаций-плательщиков:
– налога при упрощенной системе налогообложения;
– единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
– налога на игорный бизнес;
– налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
– налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
– сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Льготы, установленные Декретом № 1, не распространяются на 4 из 6 особых режимов налогообложения (подп. 1.8 п. 1 Декрета № 1), а именно на коммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также на коммерческие организации, осуществляющие:
– производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
– деятельность в сфере игорного бизнеса;
– деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр.
Таким образом, организации, применяющие 2 особых режима налогообложения (плательщики налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности и сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма), имеют право пользоваться льготами, установленными Декретом № 1.
По нормам подп. 1.6 п. 1 Декрета № 6 льготы по налогу на прибыль и отчислениям в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами, не применяются в отношении организаций:
– осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
– применяющих упрощенную систему налогообложения;
– осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплачивающих сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Кроме того, налоговые льготы, установленные Декретом № 6, не распространяются на коммерческие организации, их обособленные подразделения в части осуществления ими деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр (подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6).
Таким образом, с 1 июля 2012 г. вышеуказанные ограничения, установленные Декретом № 6, распространяются на все 6 особых режимов налогообложения, установленных НК.
Запрет на использование льгот, предусмотренных Декретом № 6, для организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности
Льготами, установленными декретами № 1 и № 6, не имеют права пользоваться:
– банки, небанковские кредитно-финансовые организации, инвестиционные фонды, страховые организации;
– профессиональные участники рынка ценных бумаг;
– резиденты свободных экономических зон и Парка высоких технологий;
– организации в части осуществления ими деятельности по изготовлению ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок.
Декрет № 6 снимает ряд ограничений, которые существовали в Декрете № 1. Так, с 1 июля 2012 г. получили возможность пользоваться нормами Декрета № 6 коммерческие организации, осуществляющие:
– деятельность, связанную с обороной государства, в части инвестиций, предпринимательства и другой экономической деятельности;
– переработку, хранение, реализацию оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств; переработку, хранение, обезвреживание, реализацию радиоактивных и иных опасных материалов;
– переработку, хранение, реализацию наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;
– посев, выращивание, переработку, хранение, реализацию культур, содержащих наркотические средства, психотропные или ядовитые вещества;
– издательскую деятельность, учреждение средств массовой информации, производство и выпуск массовой информации, включая деятельность в области радиовещания и телевидения, в т.ч. подготовку и трансляцию радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;
– лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения; лечение животных с особо опасными заболеваниями.
Сейчас вышеперечисленные организации не имеют право применять нормы Декрета № 1.
В то же время ряд организаций, которые в настоящее время пользуются льготами, установленными Декретом № 1, с 1 июля 2012 г. не будут иметь права на использование льгот, установленных Декретом № 6.
Это касается резидентов специального туристско-рекреационного парка "Августовский канал", а также коммерческих организаций и их обособленных подразделений в части осуществления ими:
– риэлтерской деятельности;
– производства и (или) реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
– деятельности в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.
Ужесточаются подходы к производителям подакцизных товаров. Если льготами, установленными Декретом № 1, не имели права пользоваться только коммерческие организации, осуществляющие производство и (или) реализацию алкогольной продукции и табачных изделий, то льготами, определенными Декретом № 6, не имеют права пользоваться коммерческие организации, их обособленные подразделения в части осуществления ими производства и (или) реализации всех подакцизных товаров.
Данное ограничение с 1 июля 2012 г. затронет коммерческие организации и их обособленные подразделения, занимающиеся производством и (или) реализацией:
– спирта, пива, пивного коктейля, а также слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 % (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %;
– непищевой спиртосодержащей продукции в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
– автомобильных бензинов, дизельного и биодизельного топлива, судового топлива, газа углеводородного сжиженного и газа природного топливного компримированного, используемых в качестве автомобильного топлива, масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
– микроавтобусов и автомобилей легковых, в т.ч. переоборудованных в грузовые (коды по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 8702, 8703 и 8704).