Справочная информация
Республика Беларусь планирует войти в 30 лучших стран мира согласно рейтингу Всемирного банка "Doing Business". По мнению Всемирного банка, возможность плательщиков налогов и сборов и налоговых инспекций обмениваться документами в электронном виде существенно упрощает налоговую систему страны. Поэтому в нашей стране налоговые органы уделяют большое внимание данному направлению работы.
До 2012 г. около 50 % всех организаций – плательщиков налогов и сборов добровольно перешли на представление налоговых деклараций в электронном виде.
С 1 января 2012 г. для целого ряда организаций такой порядок представления деклараций стал обязательным.
Документы, прилагаемые в соответствии с НК или иными актами налогового законодательства к налоговой декларации (расчету), представляют на бумажном носителе
Налоговую декларацию (расчет) представляют в налоговый орган по предусмотренной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа (п. 4 ст. 63 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Справочно: не должны представлять налоговые декларации (расчеты) коллегии адвокатов, адвокатские бюро (п. 1 ст. 329 НК), Нацбанк и его структурные подразделения (п. 1 ст. 330 НК), а также крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3 лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства (п. 1 ст. 328 НК).
При этом с 1 января 2012 г. плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек, представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа.
Среднесписочная численность работников определяется:
1) плательщиками, не применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН), – в порядке, установленном Белстатом.
Такие сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляют в налоговый орган по месту постановки плательщика на учет в произвольной форме не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором была произведена государственная регистрация или внесена в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, при реорганизации в форме присоединения – внесена в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о прекращении деятельности присоединенной организации.
Справочно: порядок расчета среднесписочной численности работников за год определен в гл. 2 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92;
2) плательщиками, применяющими УСН, – в порядке, установленном ст. 286 НК.
Так, численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно определяют путем суммирования средней численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число истекших месяцев.
В свою очередь, средняя численность работников за каждый месяц определяется в установленном порядке как списочная численность работников в среднем за месяц (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в т.ч. заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).
Также следует иметь в виду, что расчет численности работников производится в целом по организации, включая филиалы, представительства и иные ее обособленные подразделения.
Перечень документов, которыми плательщики и налоговые инспекции могут обмениваться в электронном виде, расширился
До принятия постановления МНС РБ от 29.02.2012 № 7 (далее – постановление № 7) действовало постановление МНС РБ от 31.12.2008 № 128 "О некоторых вопросах представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа" (далее – постановление № 128). В соответствии с последним документом плательщики в электронном виде могли представлять в налоговые инспекции только налоговые декларации.
С тех пор, особенно с 1 января 2012 г., в налоговом законодательстве по данному вопросу произошли серьезные изменения. Существенно расширился перечень документов, которыми плательщики и налоговые инспекции могут обмениваться в электронном виде.
Это потребовало отмены постановления № 128 и принятия постановления № 7.
Действительно, кроме представления в налоговые инспекции налоговых деклараций в электронном виде существует еще целый ряд документов, которыми плательщики и налоговые инспекции могут обмениваться в электронном виде.
Так, ст. 60 НК регулирует порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени, а ст. 61 НК – порядок зачета, возврата излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени.
Например, налоговая инспекция обязана сообщить плательщику (иному обязанному лицу) о каждом ставшем ей известным факте излишней уплаты и об излишне уплаченной сумме налога, сбора (пошлины), пени не позднее 5 рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта (п. 3 ст. 60 НК).
Решение о зачете либо об отказе в проведении зачета принимается не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени (при подаче такого заявления по установленному формату в виде электронного документа – со дня передачи подтверждения о получении такого заявления).
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы.
Решение об отказе в проведении возврата принимается не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени (при подаче такого заявления по установленному формату в виде электронного документа – со дня передачи подтверждения о получении заявления).
С 1 января 2012 г. ст. 60 и 61 НК дополнены соответственно пп. 12 и 8. С указанной даты сообщения, заявления, решения, предусмотренные этими статьями, должны направляться плательщику (иному обязанному лицу) либо налоговой инспекции по установленным формам на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа.
Причем налоговая инспекция при получении заявления о зачете либо возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, сбора (пошлины), пени по установленному формату в виде электронного документа обязана оперативно (не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения такого заявления) передать плательщику (иному обязанному лицу) соответствующее подтверждение по предусмотренному формату в виде электронного документа.
Справочно: в п. 12 ст. 60 и п. 8 ст. 61 НК содержатся отсылочные нормы о том, что формы и форматы таких сообщений, заявлений, решений, а также порядок их направления плательщику (иному обязанному лицу) либо налоговой инспекции должны быть установлены МНС. Данный вопрос разрешен принятым постановлением № 7.
Например, налоговый орган выявил в ходе камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) неполноту сведений, ошибки (в т.ч. арифметические) в налоговой декларации (расчете) и (или) документах, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с законодательством, их несоответствие документам и (или) информации, имеющимся в налоговой инспекции. В таком случае налоговая инспекция обязана направить плательщику (иному обязанному лицу) уведомление с предложением о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления (п. 5 ст. 70 НК).
С 1 января 2012 г. такое уведомление налоговые инспекции могут направлять в электронном виде.
Справочно: в п. 5 ст. 70 НК содержится отсылочная норма о том, что форма и формат уведомления, а также порядок его передачи в электронном виде должны быть утверждены МНС. Данный вопрос разрешен принятым постановлением № 7.
Например, с 1 января 2012 г. в соответствии с подп. 1.9-1 п. 1 ст. 82 НК у налоговых инспекций и их должностных лиц появилась новая обязанность – выдавать по заявлению плательщика (иного обязанного лица) выписку из данных учета налоговых инспекций об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней.
Такая выписка не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления должна быть направлена плательщику (иному обязанному лицу) на бумажном носителе или в виде электронного документа либо вручена плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю под роспись.
Справочно: в подп. 1.9-1 п. 1 ст. 82 НК содержится поручение МНС утвердить форму и формат указанной выписки, а также порядок ее направления в виде электронного документа. Данный вопрос разрешен принятым постановлением № 7.
Кроме того, МНС п. 6 ст. 63 НК предоставлены полномочия по установлению:
– форм налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) и порядка их заполнения;
– форматов представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа, порядка их заполнения и представления в налоговые инспекции, а также порядка приема, обработки, порядка и сроков хранения таких налоговых деклараций (расчетов) в налоговых инспекциях;
– формата подтверждения о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа.
В постановлении № 7 учтены все вышеизложенные требования НК.
Электронный документ имеет юридическую силу
В постановлении № 7 (как ранее в постановлении № 128) установлено, что распространение плательщикам налогов, сборов (пошлин) носителей ключевой информации и издание сертификатов открытых ключей проверки электронной цифровой подписи для представления в налоговые инспекции налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, а также иных документов в виде электронного документа может осуществлять только одна организация в республике, а именно созданное МНС республиканское унитарное предприятие "Информационно-издательский центр по налогам и сборам".
Постановлением № 7 утверждена Инструкция о порядке представления (направления), приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, а также иных документов в виде электронного документа (далее – Инструкция).
Важно! Электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу. При необходимости налоговые инспекции могут удостоверить форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе (п. 6 Инструкции).
Плательщики вправе использовать один из двух установленных способов создания и передачи электронного документа в налоговые инспекции (п. 8 Инструкции).
Однако фактически у организаций нет выбора. Они могут создавать и передавать электронные документы в налоговые инспекции только с использованием специализированного программного обеспечения, разработанного МНС и размещенного на wеb-портале МНС, которое может быть установлено на компьютере плательщика. Инструкция, определенная постановлением № 7, содержит 7 приложений.
Приложение 3 к Инструкции содержит форму подтверждения портала о приеме налоговой декларации (расчета) по налогам, сборам (пошлинам) и документов, прилагаемых к налоговой декларации.
Такое подтверждение высылается плательщику в том случае, если в представленной им налоговой декларации и документах, прилагаемых к ней, отсутствуют ошибки форматно-логического контроля. Ранее аналогичная форма подтверждения была утверждена в приложении 1 к Инструкции, утвержденной постановлением № 128.
Приложение 4 к Инструкции содержит форму подтверждения портала о приеме заявления, сообщения или иного документа. Она будет направляться плательщику при отсутствии ошибок форматно-логического контроля в заявлении, сообщении или ином документе, представленных плательщиком в виде электронного документа. Форма такого подтверждения постановлением № 7 утверждена впервые.
Приложение 5 к Инструкции содержит форму подтверждения о приеме налоговой декларации (расчета) без ошибок.
В противном случае плательщик получит от налоговой инспекции подтверждение о приеме налоговой декларации (расчета) по налогам, сборам (пошлинам) с ошибками, форма которого установлена в приложении 6 к Инструкции.
Ранее аналогичные формы подтверждения были утверждены в приложениях 2 и 3 к Инструкции, утвержденной постановлением № 128.
Организации, которые направили в электронном виде в налоговую инспекцию налоговые декларации, заявления, сообщения, иные документы не по установленному формату (не в форматах Ехсеl-таблиц, текстового редактора Word), должны на следующий день получить от налоговой инспекции соответствующее сообщение, подписанное электронно-цифровой подписью уполномоченного должностного лица МНС. Форма такого сообщения утверждена впервые. Она приведена в приложении 7 к Инструкции.
Важно! Организации, которые обнаружили, что нарушена тайна их личного ключа подписи, должны как можно быстрее сообщить об этом в налоговую инспекцию. После получения такой информации налоговая инспекция все электронные документы, поступающие за этой подписью, перестанет принимать к обработке.