Налоговый кодекс пополнился новыми терминами
В связи с созданием единой таможенной территории Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан в тексте Налогового кодекса (далее – НК) произошла замена ряда понятий. Так, слова "таможенная территория Республики Беларусь" заменены словами "территория Республики Беларусь", слова "Таможенный кодекс Республики Беларусь" – словами "Таможенный кодекс таможенного союза", слова "таможенный режим" – словами "таможенная процедура", слова "свидетельство о помещении товаров под таможенный режим" – словами "декларация на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой", слова "разрешение на таможенный транзит" – словами "транзитная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой", слова "таможенный режим свободного обращения" и "таможенный режим временного ввоза" – соответственно словами "таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления" и "таможенная процедура временного ввоза (допуска)", слова "грузовая таможенная декларация" и "с перемещением товаров через таможенную границу" – словами "таможенная декларация" и "с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории)".
Также в состав налогового законодательства включены международные договоры Республики Беларусь.
Уменьшился перечень местных налогов
Из перечня республиканских налогов и сборов исключены:
– сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
– сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств.
С 1 января 2011 г. сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ войдет в состав экологического налога, а сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств – в состав государственной пошлины.
С 2011 г. сокращается количество местных налогов и сборов, взимаемых на территории республики: вместо 5 останется 3 (налог за владение собаками, курортный сбор и сбор с заготовителей). Основные местные налоги и сборы, такие как налог на услуги и сбор на развитие территорий, отменяются.
До 1 января 2011 г. в НК не было определено, каким образом могут устанавливаться и отменяться специальные режимы налогообложения. С нового года установление, введение, изменение и прекращение действия особых режимов налогообложения будут осуществляться в порядке, предусмотренном для установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин), определенном в ст. 11 НК.
Раньше местные налоги и сборы могли устанавливаться только одновременно с принятием местного бюджета на очередной финансовый год. Теперь эти 2 события разделены. Независимо от того, когда будет принят местный бюджет, местные налоги и сборы при наличии такой необходимости могут устанавливаться в месячный срок со дня принятия закона Республики Беларусь о внесении изменений и (или) дополнений в Налоговый кодекс.
Здесь следует учитывать один нюанс. Так как бюджет местными Советами депутатов принимается только на один год, то местные Советы депутатов были вынуждены устанавливать местные налоги и сборы тоже каждый год. Теперь исходя из новой редакции п. 3 ст. 12 НК получается, что либо изменения в НК необходимо вносить ежегодно, чтобы местные Советы могли установить местные платежи в бюджет на очередной год, либо у местных Советов депутатов появляется возможность устанавливать местные налоги и сборы не на один год, а на несколько лет.
Например, можно предположить, что большинство местных Советов депутатов по-старому установит местные налоги и сборы только на 2011 г. Но если с 1 января 2012 г. изменения в НК вноситься не будут, то у местных Советов депутатов не будет возможности установить местные налоги и сборы на 2012 г. Такая ситуация хоть и маловероятна, но возможна. Поэтому, чтобы ее исключить, можно порекомендовать местным Советам депутатов установить с 1 января 2011 г. местные налоги и сборы без указания периода их действия.
Доверительные управляющие включены в состав налоговых агентов
Вверитель, доверительный управляющий и выгодоприобретатель отнесены к взаимозависимым лицам.
Доверительные управляющие должны представить заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства физического лица) – доверительного управляющего не позднее 10 рабочих дней со дня заключения договора доверительного управления имуществом.
Снятие с учета доверительного управляющего производится налоговым органом в течение 10 рабочих дней по истечении срока действия договора доверительного управления имуществом (всех договоров доверительного управления имуществом – при заключении 2 и более таких договоров).
Доверительный управляющий теперь будет обязан в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора доверительного управления имуществом проинформировать в письменной форме налоговый орган по месту постановки на учет о заключении такого договора с указанием его номера, даты заключения, срока действия, а также наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества физического лица, в интересах которых осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя). В дальнейшем эту информацию налоговые инспекции должны будут переслать в налоговые инспекции по месту нахождения вверителей или выгодоприобретателей.
Также доверительные управляющие включены в состав налоговых агентов.
НК дополнен ст. 39-1 "Исполнение налогового обязательства при передаче имущества в доверительное управление".
По нормам этой статьи, как правило, налоговое обязательство, возникающее у вверителя в отношении имущества, переданного в доверительное управление (приобретенного доверительным управляющим за счет средств вверителя в связи с доверительным управлением имуществом), а также по объектам налогообложения, возникающим в связи с доверительным управлением таким имуществом, исполняется вверителем самостоятельно.
Доверительный управляющий должен исполнить налоговое обязательство, возникающее у вверителя в отношении имущества, переданного в доверительное управление (приобретенного доверительным управляющим за счет средств вверителя в связи с доверительным управлением имуществом), а также по объектам налогообложения, возникающим в связи с доверительным управлением таким имуществом, если это специально установлено НК.
Использовать льготы за прошлые годы можно, но при выполнении 3 условий, причем одновременно
В ряде случаев плательщики предпочитают не пользоваться налоговыми льготами в текущем году. Они ожидают налоговой проверки. И если налоговая инспекция в ходе проверки обнаружит недоплату налогов в бюджет, плательщики предъявляют свои права на льготы. Тем самым они избегают применения санкций за нарушения налогового законодательства.
В НК разъяснено, каким образом плательщик может воспользоваться льготами за прошлые годы.
Так, если льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы, не были использованы своевременно, они могут быть использованы в следующие годы при одновременном выполнении плательщиком 3 условий:
– плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);
– налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);
– не истекло 3 года со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам).
Также в НК подтверждаются права плательщиков во время проведения проверки использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам), ранее не использованные, при соблюдении вышеуказанных условий и представлении документов, подтверждающих право на льготы.
Если текущие платежи уплачены не вовремя, то наказывать за это налоговая инспекцияне будет
В Особенной части НК установлены сроки для уплаты текущих платежей, а в ст. 46 Общей части НК специально оговаривается, что неуплата или неполная уплата сумм налога текущими платежами не являются основанием для применения к плательщику (иному обязанному лицу) мер ответственности, установленной законодательными актами. Таким образом, если текущие платежи уплачены не вовремя, то наказывать за это налоговая инспекция не имеет права.
В НК установлено, что налоговые инспекции не имеют права приостанавливать операции плательщика (иного обязанного лица) по счетам в банке в части операций, осуществляемых за счет денежных средств плательщика, учитываемых на корреспондентских счетах, благотворительных счетах, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте.
Кроме того, налоги, сборы, пени не могут быть взысканы за счет средств, хранящихся на благотворительных счетах, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, включая иностранную валюту.
При использовании налоговых льгот не надо вести раздельный учет
Для упрощения налогового законодательства отменена обязанность плательщиков вести раздельный учет при использовании налоговых льгот по НДС, акцизам, налогу на прибыль, подоходному налогу с физических лиц, экологическому налогу, налогу при упрощенной системе налогообложения, налогу на игорный бизнес, налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налогу на доходы от проведения электронных интерактивных игр, сбору за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Теперь эта обязанность стала правом плательщика.
Определены мероприятия по выявлению имущества плательщика и его дебиторов
Мероприятия по выявлению имущества плательщика и его дебиторов не являются проверкой. Поэтому порядок их проведения не был урегулирован Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". В связи с этим предусмотрено проведение налоговыми органами мероприятий по выявлению имущества плательщика и его дебиторов (ст. 22,58 и 81 НК). В Общую часть НК включена ст. 782, содержащая подробную регламентацию проведения налоговыми органами таких мероприятий.
Статья 29 "Товары" НК изложена в новой редакции
В НК слова "аналогичные (идентичные) товары" заменены словами "идентичные товары".
В новой редакции статьи дано определение однородным товарам: это товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми, если иное не установлено для определения таможенной стоимости товаров таможенным законодательством, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, товарный знак, репутация на рынке, страна происхождения.
Также в НК дано определение идентичным и однородным работам и услугам. Так, идентичными работами (услугами) признаются работы (услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
Однородными работами (услугами) считаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики.