Постановлением МНС РБ от 12.04.2012 № 17 (далее – постановление № 17) внесены изменения и дополнения в утвержденные постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82:
– Инструкцию о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок (далее – Инструкция);
– форму налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций (приложение 5 к постановлению № 82);
– форму налоговой декларации (расчета) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов (приложение 10 к постановлению № 82).
В новой редакции изложена часть I "Расчет земельного налога" формы налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки)
Изменения коснулись сроков уплаты земельного налога.
Из части I "Расчет земельного налога" налоговой декларации исключены гр. 22 и 23 и подстрочное примечание к этим графам о том, что плательщики заполняют их самостоятельно. В названных графах ранее указывались иные сроки уплаты земельного налога, кроме определенных в Налоговом кодексе РБ (далее – НК).
В НК сроки уплаты земельного налога установлены п. 15 ст. 202 НК. Так, уплата земельного налога производится:
1) организациями (за исключением садоводческих товариществ) – в течение налогового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала; за земли, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре, – не позднее 22 декабря; за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере 1/4 годовой суммы земельного налога;
2) садоводческими товариществами – ежегодно не позднее 22 августа.
Таким образом, в НК установлены 9 сроковуплаты, которые перечислены в гр. 13–21 части I формы налоговой декларации (расчета) по зе-мельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций.
В гл. 6 "Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций" Инструкции не разъяснено, как и для чего организациям необходимо было заполнять гр. 22 и 23 части I формы декларации.
Таким образом, необходимость в наличии в части I формы декларации гр. 22 и 23 отсутствует. Поэтому данные графы из части I формы декларации исключены.
По аналогичной причине в новой редакции изложена таблица "Сведения о суммах земельного налога с организаций, подлежащих зачислению в бюджет административно-территориальной единицы, на территории которой располагается объект налогообложения" (приложение 5 к форме налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций).
Таким образом, из таблицы исключены гр. 12 и 13, а также подстрочное примечание отом, что плательщики заполняют эти графы самостоятельно.
Форма налоговой декларации (расчета) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов дополнена подстрочным примечанием
Часть II приложения 2 к форме налоговой декларации (расчета) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов дополнена подстрочным примечанием "<**>"
следующего содержания: "Заполняется исходя из информации, содержащейся в разделе I "Расчет налога по ставке налога, установленной в твердой сумме".
Справочно: приложение 2 к форме налоговой декларации (расчета) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов содержит Сведения о суммах налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, подлежащего зачислению в бюджет административно-территориальной единицы, на территории которой располагается объект налогообложения (далее – Сведения).
Данное дополнение связано с налогом за добычу (изъятие) соли калийной. Этот налог подлежит уплате плательщиком в соответствующий местный бюджет базового уровня по месту постановки плательщика на учет вне зависимости от места расположения объекта налогообложения (код платежа 2102). Указанную норму содержит п. 30 Инструкции о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2012 году, утвержденной постановлением Минфина РБ от 23.01.2012 № 5.
Налоговая инспекция по месту постановки плательщика на учет не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от финансового отдела информации о зачислении в бюджет базового уровня налога за добычу (изъятие) соли калийной, на основании налоговой декларации (расчета) плательщика:
– определяет суммы налога, подлежащие перечислению в республиканский бюджет и соответствующий областной бюджет;
– оформляет и представляет в финансовый отдел заявки на перечисление денежных средств.
Налоговую базу налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной определяют:
– как фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения ставки налога, установленной в твердой сумме);
– как произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 т калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения ставки налога, установленной в процентном отношении) (ст. 212 НК).
Отметим, что ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной установлены согласно приложению 10-2 к НК и определяются в твердой сумме (далее – специфическая ставка) и в процентном отношении (далее – адвалорная ставка) в зависимости от средневзвешенной цены реализации калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (далее – средневзвешенная цена).
Сумму налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной исчисляют путем сложения произведения фактического объема добычи (изъятия) соли калийной (в пересчете на оксид калия) и специфической ставки с произведением фактического объема реализации калийных удобрений, средневзвешенной цены, адвалорной ставки (ст. 214 НК).
При этом средневзвешенную цену для целей исчисления суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной определяют в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка, установленному на последнее число истекшего налогового периода.
Следует иметь в виду, что налог за добычу (изъятие) соли калийной перечисляют:
– в части, рассчитанной по адвалорной ставке, – в республиканский бюджет;
– по специфической ставке – в соответствующий областной бюджет по месту добычи (изъятия) соли калийной.
На основании полученных заявок финансовый отдел формирует и в установленном порядке не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявок, представляет на исполнение в главное управление платежные поручения на перечисление денежных средств в республиканский бюджет и областной бюджет по месту осуществления добычи (изъятия) соли калийной.
Зачисление (возврат излишне уплаченного, излишне взысканного с плательщика) налога за добычу (изъятие) соли калийной, уплачиваемого плательщиком за IV квартал 2011 г., в порядке перерасчетов по итогам 2011 г. и в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2012 г., учитывается в доходах соответствующего областного бюджета по месту осуществления добычи (изъятия) соли калийной (код платежа 2102).
Исходя из существующей формы Сведений вся сумма налога за добычу (изъятие) соли калийной должна быть распределена между местными бюджетами по месту нахождения объекта налогообложения. На самом деле это не так. Как мы уже указывали выше, часть налога за добычу (изъятие) соли калийной, а именно рассчитанную по адвалорной ставке, перечисляют в республиканский бюджет.
Постановление № 17 исправило эту ошибку. Теперь в Сведениях следует отражать только сумму налога за добычу (изъятие) соли калийной, рассчитанную по специфической ставке, которая подлежит зачислению в соответствующий областной бюджет по месту добычи (изъятия) соли калийной.