Ситуация
В августе 2010 г. организация представила в налоговый орган по установленному сроку налоговые декларации (расчеты). Через некоторое время налоговый инспектор сообщил, что в организации будет проведена проверка, поскольку по представленным декларациям есть вопросы. По информации, размещенной на сайте Комитета госконтроля, в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на 2-е полугодие 2010 г. организация не включена.
Действительно ли следует ожидать прихода проверяющих из налогового органа? Какова вероятность проведения у организации выездной проверки?
Рассмотрим данную ситуацию.
В отношении организации может быть проведена камеральная проверка
Отметим, что налоговый инспектор, возможно, имел в виду проведение в организации камеральной проверки. Такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и иных документов и информации, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством. При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать от организации иные документы. Однако он может потребовать дополнительные сведения, пояснения по вопросам исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).
Как правило, камеральная проверка редко заканчивается доначислением налогов и сборов. Но такое исключать нельзя. Так, если согласно поданной декларации (расчету) организация использует налоговые льготы, но не представила в налоговый орган документы, подтверждающие право на них (как того требует п. 6 ст. 43 Налогового кодекса РБ; далее – НК), или представила документы, не подтверждающие, по мнению налогового органа, право на льготы, налоговый орган вправе исчислить подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.
Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение.
Выездная проверка возможна, но только при наличии оснований, определенных Указом № 510
Если организация не включена в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, то в отношении ее возможно проведение внеплановой выездной проверки. В Указе Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) содержится "закрытый" перечень оснований для ее назначения.
Так, налоговый орган может провести проверку вне координационного плана при наличии следующих оснований.
1. Есть соответствующее поручение Президента, Президиума Совета Министров РБ.
2. Проверка назначена министром по налогам и сборам РБ или одним из уполномоченных им заместителей.
Указанные лица вправе назначить проверку при соблюдении одного из следующих условий:
– у налогового органа имеется информация, в т.ч. полученная от другого государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, и эта информация свидетельствует о совершаемом или совершенном нарушении организацией законодательства.
Нарушения должны подтверждаться документально, либо лицо, заявившее о фактах нарушений (при отсутствии у него подтверждающих документов), должно представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений (анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановой проверки). В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении нарушений либо их неподтверждения в результате проведенной проверки организация вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию;
– организация использует (расходует) бюджетные средства, средства государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственное имущество, меры государственной поддержки.
Меры государственной поддержки определены в Указе Президента РБ от 28.03.2006 № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям". К ним относятся:
– изменение установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени в формах отсрочки и (или) рассрочки, налогового кредита;
– нормативное распределение выручки;
– предоставление из республиканского бюджета финансовой помощи;
– полное или частичное освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступающих на счета плательщиков;
– предоставление дополнительного по отношению к установленному актами законодательства отнесения отдельных затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) к затратам, учитываемым при налогообложении;
– освобождение от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных от передачи в пользование (аренду) имущества, находящегося в республиканской собственности;
– предоставление бюджетных займов и бюджетных ссуд;
– возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами;
– понижение цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо;
– отсрочка и (или) рассрочка погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию.
3. Организацией принято решение о реорганизации, либо в отношении ее проводятся процедуры экономической несостоятельности (банкротства).
При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица в соответствии со ст. 12 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" могут быть применены, в частности, следующие процедуры банкротства:
– защитный период;
– конкурсное производство;
– мировое соглашение.
При этом конкурсное производство включает такие процедуры, как санация и ликвидационное производство.
Указ № 510 не распространяется на осуществление отдельных видов контроля и надзора (п. 21), включая осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. на осуществление проверок, проводимых при ликвидации юридических лиц, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности. Соответственно и в случае принятия органом управления организации решения о ее ликвидации налоговый орган вправе провести внеплановую проверку.
4. Имеется поручение органа уголовного преследования по возбужденному уголовному делу либо руководителя органа уголовного преследования или суда по находящимся в их производстве делам (материалам).
5. Требуется получить доказательства по делу об административном правонарушении.
Для назначения проверки в указанном случае в отношении организации должен быть начат административный процесс (ст. 9.5 ПИКоАП). Процесс по делу об административном правонарушении начинается при наличии соответствующих поводов и оснований с момента:
1) составления протокола об административном правонарушении;
2) составления протокола о процессуальном действии;
3) вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;
4) вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с КоАП протокол об административном правонарушении не составляется.
Одним из протоколов о процессуальном действии согласно ст. 10.2 ПИКоАП является протокол опроса, который составляется в т.ч. при опросе свидетеля по делу об административном правонарушении. Свидетелем может выступить лицо, которое сообщило налоговому органу какие-либо факты, указывающие на совершение организацией правонарушения.
6. Требуется подтвердить обоснованность зачета либо возврата организации превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В случае превышения суммы налоговых вычетов согласно налоговой декларации (расчету) по НДС общей суммы этого налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежит вычету в первоочередном порядке из общей суммы НДС в следующем налоговом периоде либо возврату плательщику. Возврат разницы производится по решению налогового органа по месту постановки плательщика на учет, за исключением возврата путем зачета указанной разницы в счет налога, подлежащего уплате по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, который осуществляется без принятия решения о проведении возврата (ст. 103 НК).
Решение о проведении возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по реализации, принимается налоговым органом не позднее 2 рабочих дней со дня представления плательщиком налоговой декларации (расчета) и заявления о возврате. При этом, если разница составляет более 3 000 базовых величин (БВ), установленных на день представления плательщиком заявления, налоговый орган вправе по собственной инициативе либо по инициативе плательщика провести внеплановую проверку обоснованности возврата этих сумм, которая осуществляется по поручению руководителя или уполномоченного заместителя руководителя налогового органа. Срок такой проверки не должен превышать 15 рабочих дней, а при наличии у плательщика в проверяемом периоде оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов – 5 рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате.
7. Проводится внеплановая тематическая оперативная проверка.
Особенностью такой проверки является то, что она направлена на оперативное выявление и пресечение нарушений законодательства в момент их совершения и на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности. Срок ее проведения не может превышать 3 рабочих дней.
В процессе такой проверки налоговый орган может проверить вопросы соблюдения:
– законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
– условий осуществления предпринимательской деятельности, при нарушении которых такая деятельность является незаконной и (или) запрещается;
– порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в т.ч. использования и учета на них средств контроля;
– законодательства в области порядка расчетов наличными денежными средствами;
– порядка проведения валютных операций;
– порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;
– требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации;
– порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров;
– законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
– законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий;
– законодательства об обороте на территории Республики Беларусь нефтяного жидкого топлива;
– законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками при реализации товаров, их хранении и транспортировке.
В ходе такой проверки нельзя проверять факты, имевшие место в прошлом и не связанные с текущей деятельностью организации в определенном месте. В частности, нельзя проверять правильность исчисления и уплаты организацией налогов, сборов (пошлин).
8. Проводится встречная проверка.
Встречная проверка – это внеплановая проверка, которая проводится в целях установления или подтверждения достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемой организацией и ее контрагентом. На проведение такой проверки не требуется отдельного предписания – она может быть проведена согласно предписанию на основную проверку.
Однако организовать встречную проверку налоговый орган может не всегда. Так, встречные поверки не могут проводиться, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования – юридическими лицами РБ, не превышает 250 БВ, с субъектами хозяйствования – иностранными организациями – 500 БВ. Но следует отметить, что данное ограничение не работает в случаях:
– осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
– установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства;
– если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
9. Есть заявление самой организации о проведении у нее проверки.
Ранее проводимая проверка может послужить основанием для новой проверки
Еще несколько оснований связаны с ранее проводимой в организации проверкой, т.е. не имеют самостоятельного значения.
1. Дополнительная проверка.
Такая проверка может быть назначена налоговым органом после основной проверки в целях подтверждения доводов, которые организация приводит в своих возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение налогового органа, требование (предписание) об устранении нарушений.
2. Контрольная проверка.
Контрольная проверка – проверка устранения организацией нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки. Она может быть назначена не позднее 2 рабочих дней со дня получения налоговым органом от проверенной организации письменного сообщения о выполнении требования (предписания) об устранении нарушений.
3. Необходимо проверить восстановленные организацией документы бухгалтерского, налогового учета и (или) другие документы, связанные с налогообложением, представленные в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством.
При отсутствии у плательщика документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением, налоговый орган вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налога, сбора (пошлины) на основании сведений о движении денежных средств по счетам плательщика в банке и (или) сведений, полученных об указанных лицах от других органов, организаций и физических лиц, либо в расчетном порядке исходя из сведений о плательщиках, занимающихся аналогичными видами деятельности (п. 2 ст. 81 НК).
Определенные в указанном порядке суммы налогов, сборов (пошлин) пересматриваются налоговым органом при условии восстановления плательщиком бухгалтерского учета и представления документов бухгалтерского учета, других документов, связанных с налогообложением, но не позднее 3 месяцев со дня вручения (направления) плательщику или его представителю акта налоговой проверки. Именно указанные восстановленные и представленные в налоговый орган документы могут быть проверены налоговым органом в рамках внеплановой проверки.