Ситуация 1
Организации с 1 июля 2012 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов (подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16).
Справочно: под автоматическим электронным аппаратом (торговым автоматом) следует понимать устройство, оснащенное купюроприемником для приема наличных денежных средств и (или) платежным терминалом для осуществления расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в режиме самообслуживания (п. 2 Положения № 924/16).
Платежно-справочный терминал самообслуживания – это электронный программно-технический комплекс, обеспечивающий в соответствии с локальным нормативным актом банка и законодательством РБ совершение операций с использованием карточек, за исключением выдачи наличных денежных средств, а также регистрацию этих операций. Локальным нормативным актом банка в качестве одной из функций платежно-справочного терминала самообслуживания может быть предусмотрен прием наличных денежных средств. Операция приема наличных денежных средств в таком терминале подразумевает под собой внесение с использованием дебетовой карточки наличных денежных средств в целях пополнения карт-счета, в т.ч. для последующего совершения платежей, не противоречащих законодательству РБ, включая оплату коммунальных и иных видов услуг, погашение задолженности по кредиту, исполнение иных обязательств перед банком, а также внесение с использованием кредитной карточки наличных денежных средств в целях погашения задолженности по кредиту, исполнения иных обязательств перед банком (подп. 2.32 и 2.33 п. 2 Инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 74 (далее – Инструкция № 74)) .
Таким образом, платежно-справочные терминалы самообслуживания, порядок применения которых регулирует Инструкция № 74, не относятся для целей Положения № 924/16 к автоматическим электронным аппаратам, торговым автоматам. Следовательно, они не подлежат оснащению кассовым оборудованием либо средством контроля налоговых органов.
Организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с ведением учета в книге учета доходов и расходов. В настоящее время она открыла в учебном заведении интернет-кафе и установила в нем кассовый суммирующий аппарат (далее – КСА).
Надо ли организации для работы с КСА вести книгу кассира и кассовую книгу с учетом того, что она освобождена от ведения бухгалтерского учета?
Организации при продаже товаров и оказании услуг должны принимать наличные денежные средства с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами республики (пп. 31–35 Положения № 924/16).
Положение № 924/16 не предусматривает каких-либо исключений для организаций, применяющих УСН и использующих кассовое оборудование.
Таким образом, организация, применяющая УСН и открывшая интернет-кафе, обязана на КСА завести книгу кассира. Ее наличие должно быть обеспечено в месте установки кассового оборудования (п. 14 Положения № 924/16).
Кроме того, указанная организация должна иметь договор на техническое обслуживание и ремонт КСА и эксплуатационную документацию на него (пп. 11, 15 Положения № 924/16).
Техническое обслуживание и ремонт специальных компьютерных систем могут выполняться изготовителем специальных компьютерных систем либо юридическим лицом, их применяющим, либо организацией, с которой заключен договор на техническое обслуживание и ремонт, если иное не установлено актами законодательства.
Организация осуществляет розничную торговлю. В связи с непогодой в районе в течение дня отсутствовало электричество.
Может ли организация в такой ситуации продолжить реализацию товара покупателям без применения КСА или надо обязательно закрыть магазин?
Организация при временном отсутствии электроэнергии вправе осуществлять прием наличных денежных средств без применения КСА (п. 23 Положения № 924/16).
Такое возможно также при неисправности КСА и невозможности его замены на исправное (т.е. в период ремонта КСА).
В указанных случаях организации обязаны при продаже товаров оформить каждому покупателю (потребителю) документ с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
– квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов (форма утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34);
– приходный кассовый ордер КО-1 (форма и порядок заполнения утверждены постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38).
При проверке магазина были установлены нарушения порядка приема наличных денежных средств (в ящике для денег КСА находились денежные средства, не учтенные через кассовое оборудование) и использование КСА с поврежденным средством контроля.
К кому должны быть применены меры ответственности: к кассиру или организации?
Организации, осуществляющие прием наличных денежных средств с использованием кассового оборудования, не должны в т.ч.:
– использовать кассовое оборудование без средств контроля либо с поврежденными средствами контроля (п. 24 Положения № 924/16).
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 2 ст. 12.20 КоАП РБ и применяется к организации;
– хранить в ящике для денег кассового оборудования или ином месте аналогичного назначения наличные денежные средства, не учтенные через кассовое оборудование, кроме полученных перед началом работы для расходных операций и указанных в книге кассира (п. 25 Положения № 924/16).
Ответственность за нарушение порядка приема наличных денежных средств предусмотрена ст. 12.18 КоАП РБ и применяется к работнику организации.
– модели (модификации) которого не включены в Государственный реестр либо исключены из него;
– по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе по месту постановки на учет юридического лица (индивидуального предпринимателя) (за исключением моделей (модификаций) КСА, используемых в своей деятельности банками, и специальных компьютерных систем, указанных в части второй п. 7 Положения № 924/16);
– не зарегистрированное в налоговом органе по месту постановки юридического лица на учет;
– модели (модификации) которого используются не в соответствии со сферой применения, указанной в Государственном реестре;
– без заполнения книги кассира;
– без заключения договора на его техническое обслуживание и ремонт (за исключением специальных компьютерных систем);
– не соответствующее технической документации и эталонному образцу модели (модификации) кассового оборудования, включенной в Государственный реестр, по акту (заключению) юридического лица, определенного Госстандартом, о результатах технического освидетельствования кассового оборудования;
– не в фискальном режиме либо не обеспечивающее наличие на платежном документе информации, предусмотренной государственными стандартами Республики Беларусь.
За указанные нарушения применяют:
– ст. 12.18 КоАП РБ – штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ) за нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником юридического лица;
– ч. 1 ст. 12.20 КоАП РБ – штраф от 10 до 200 БВ за нарушение порядка использования КСА (СКС), билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а равно за отсутствие указанного оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг;
– ч. 2 ст. 12.20 КоАП РБ – штраф от 10 до 100 БВ за нарушение порядка использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на КСА (СКС), билетопечатающие машины и (или) таксометры, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанных аппаратов, систем, машин, таксометров либо их техническое обслуживание и ремонт.
Предприятие легкой промышленности производит товары женского ассортимента. Для их реализации планируется в каждой области республики открыть новые магазины.
Надо ли КСА оснащать платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек? Если да, то в каком количестве?
Перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, указан в приложении 1 к Положению № 924/16. В него включены в т.ч. и торговые объекты (магазины, павильоны с торговым залом, магазины-склады).
Установка терминалов в указанных объектах производится в следующих случаях:
– если размер выручки в этом торговом объекте за предыдущий календарный год составил более 15 000 БВ;
– если создаются новые объекты, расположенные в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске.
С учетом того что предприятие создает новые торговые объекты, оно обязано установить в этих магазинах платежные терминалы. При этом количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству единиц кассового оборудования указанных объектов 100 %.