Ситуация 1
Организация создана в июне 2005 г.и находится в сельской местности. Она применяет льготы, установленные Декретом Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности" (далее – Декрет № 9). Срок действия этих льгот истекает 31 декабря 2012 г.
Может ли организация перейти с 1 июля 2012 г. на использование льгот, установленных Декретом № 6?
Особый порядок налогообложения, установленный Декретом № 9, вправе применять организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, которые:
– имеют отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет;
– находятся в сельской местности;
– осуществляют в сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 9).
Период действия данного порядка – с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. (подп. 1.2 п. 1 Декрета № 9).
Особый порядок налогообложения по Декрету № 9 вправе применять все организации, отвечающие требованиям этого Декрета, причем независимо от даты их государственной регистрации.
В то же время льготы, установленные Декретом № 6, вправе использовать коммерческие организации РБ:
– с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг);
– в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6).
Таким образом, льготы, предусмотренные Декретом № 6, могут использовать только коммерческие организации (бюджетные и иностранные организации сюда не входят), со дня государственной регистрации которых не прошло 7 календарных лет.
В изложенной ситуации организация была создана в июне 2005 г., т.е. со дня ее государственной регистрации 7 календарных лет истекли в июне 2012 г. Следовательно, она не имеет права пользоваться нормами Декрета № 6.
Декретом № 6 предоставлены льготы по налогу на недвижимость как организациям, так и их обособленным подразделениям, расположенным в сельской местности.
Есть ли какие-либо отличия в применении льготы по налогу на недвижимость между организациями и их подразделениями?
Коммерческие организации, отвечающие требованиям Декрета № 6, вправе не исчислять и не уплачивать налог на недвижимость (абз. 4 подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6). Из приведенной нормы следует, что указанные организации вправе применить льготу по налогу на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, расположенных как на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, так и на иной территории Республики Беларусь и за ее пределами.
Для обособленных подразделений коммерческих организаций применение льготы по налогу на недвижимость определено более конкретно. Обособленные подразделения вправе не исчислять и не уплачивать налог на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на их балансе и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (абз. 3 подп. 1.2.1 п. 1 Декрета № 6).
Однако, используя указанную льготу, коммерческие организации и их обособленные подразделения должны учитывать норму, изложенную в подп. 1.4 п. 1 Декрета № 6. Так, освобождение от налога на недвижимость, предусмотренное в абз. 4 подп. 1.1 и абз. 3 подп. 1.2.1 п. 1 Декрета 6, не следует применять в отношении:
– коммерческих организаций и обособленных подразделений, осуществляющих риэлтерскую деятельность; деятельность в сфере игорного бизнеса; лотерейную деятельность; деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр; производство и (или) реализацию подакцизных товаров; производство и (или) реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней; изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
– налога на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, расположенных вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Как видим, применение льготы по налогу на недвижимость и у самих коммерческих организаций также ограничено: здания (сооружения) и машино-места должны быть расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Напомним, что льготу по налогу недвижимость не вправе применять следующие коммерческие организации (в т.ч. их обособленные подразделения):
– осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
– применяющие упрощенную систему налогообложения;
– осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплачивающие соответствующий сбор.
Организация расположена в сельской местности, а произведенную продукцию реализует как в сельской местности, так и в крупных городах.
Распространяется ли льгота по налогу на прибыль, определенная Декретом № 6, на продукцию, реализуемую в крупных городах?
Коммерческие организации РБ с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6).
Таким образом, положения Декрета № 6 требуют, чтобы производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходило за пределами крупных городов. При этом в Декрете № 6 отсутствует запрет на использование льготы по налогу на прибыль при реализации в крупных городах товаров, произведенных в сельской местности.
Следовательно, организация при производстве товаров в сельской местности может пользоваться льготой по налогу на прибыль независимо от места реализации этих товаров при соблюдении иных условий, установленных Декретом № 6.
Организация пользуется льготой по налогу на прибыль, установленной Декретом № 9. Согласно этому Декрету для получения льготы не требуется сертификат на продукцию собственного производства. С 1 июля 2012 г. вступает в силу Декрет № 6, по которому для получения льготы по налогу на прибыль необходимо наличие сертификата на продукцию собственного производства. При этом до приведения законодательства в соответствие с Декретом № 6 акты законодательства, принятые до его вступления в силу, применяются в части, не противоречащей этому Декрету (п. 7 Декрета № 6).
Имеет ли право организация до конца 2012 г. пользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной Декретом № 9, без получения сертификата продукции собственного производства?
Так, в подп. 1.1 п. 1 Декрета № 9 указано, что организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет (далее – организации), находящиеся в сельской местности, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять порядок налогообложения, уплаты обязательных платежейв бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий), внесения в них изменений и (или) дополнений в соответствии с этим Декретом (далее – особый порядок).
Организации, имеющие право на применение особого порядка с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г., освобождаются от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли, полученной от торговой посреднической деятельности), а также налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности.
Таким образом, до 1 января 2012 г. организация по-прежнему может пользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной Декретом № 9, без получения сертификата на продукцию собственного производства.
Принадлежность к продукции (работам, услугам) собственного производства подтверждается сертификатом продукции собственного производства и сертификатом работ и услуг собственного производства, выдаваемыми Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами (далее – БелТПП).
Следует учитывать, что сертификат продукции собственного производства может выдаваться на одно или несколько наименований продукции. В случае если сертификат выдается на несколько наименований продукции, они указываются в приложении к нему.
Сертификат работ и услуг собственного производства выдают на каждый вид работ и услуг.
Сертификат распространяет свое действие на продукцию (работы, услуги), произведенную (выполненные, оказанные) не только юридическим лицом, но и его обособленными подразделениями. При этом обособленные подразделения должны быть указаны в сертификате, иначе действие сертификата не будет распространяться на продукцию (работы, услуги), произведенную (выполненные, оказанные) этими обособленными подразделениями юридического лица.
Для получения сертификата организация обязана представить в БелТПП вместе с заявлением акт экспертизы, подтверждающий соответствие продукции (работ, услуг) заявителя условиям и критериям, предъявляемым к продукции (работам, услугам) собственного производства, а также документ, подтверждающий оплату услуг БелТПП по выдаче сертификата.
Начинает действовать сертификат с даты подписания (составления) акта экспертизы. Поскольку срок действия сертификата не превышает 1 год, организации придется ежегодно обращаться в БелТПП за получением новых сертификатов.
На практике имеют место случаи, когда организации, у которых размер льготы по налогу на прибыль незначительный, предпочитают не пользоваться положенной им льготой, так как расходы на получение сертификата могут превышать размер получаемой льготы.