Организация потребительской кооперации имеет в разных районах сельской местности 2 земельных участка, на которых расположены объекты торговли и общественного питания. Эти участки выделены ей во временное пользование.
Несмотря на то что налоговое законодательство республики признает организацию плательщиком земельного налога, налог она не платит на основании подп. 1.28 п. 1 ст. 194 Налогового кодекса РБ (далее – НК): от земельного налога освобождаются земельные участки организаций потребительской кооперации, занятые объектами торговли и общественного питания, расположенные в сельской местности.
В ходе налоговой проверки организации было установлено, что бухгалтер неправильно заполнила справку о размере и составе использованных льгот по земельному налогу (далее – Справка), указав в ней информацию по каждому земельному участку отдельно.
Как правильно заполнить указанную Справку? Можно ли в налоговую инспекцию представить уточненную Справку?
Рекомендации и пример заполнения Справки
Действительно, как показала налоговая практика, многие организации, пользующиеся льготой по земельному налогу по нескольким земельным участкам, имеющим различную налоговую базу, столкнулись с трудностями при заполнении Справки. Рассмотрим порядок ее заполнения на примере 2012 г., который можно применить и в 2013 г.
Итак, несмотря на наличие льгот по земельному налогу, организации должны не позднее 20 февраля представить налоговому органу:
– налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций.
Форма такой декларации утверждена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 5).
При этом следует учитывать, что в части 1 "Расчет земельного налога" земельные участки, освобожденные от земельного налога, не указываются. Поэтому не позднее 20 февраля 2012 г. организация потребительской кооперации должна была представить в налоговую инспекцию пустую декларацию по земельному налогу, состоящую из титульного листа и части 1 декларации, в которой проставлены прочерки;
– заполненную Справку (приложение 1 к форме налоговой декларации).
В Справке необходимо указать сведения о земельных участках, освобожденных от земельного налога. Порядок ее заполнения изложен в Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция).
Как правило, Справку плательщики должны заполнять по истечении календарного года. Однако по земельному налогу ее надо представлять одновременно с налоговой декларацией (расчетом) на текущий налоговый период. Это значит, что Справку за 2012 г. организация потребительской кооперации должна была представить в налоговую инспекцию не позднее 20 февраля 2012 г. одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2012 г.
Данное правило не действует в отношении приложений к формам налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций и налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций. Такие приложения (справки) представляются одновременно с налоговыми декларациями (расчетами) на текущий налоговый период при применении льгот по налогам (сборам), в т.ч. при применении пониженных по сравнению с обычными ставок налогов (сборов) (п. 6 Инструкции).
Таким образом, организация потребительской кооперации, имеющая 2 земельных участка, освобожденных от земельного налога по одной и той же льготе, должна была указать в Справке информацию об этой льготе в одной строке.
В Справке также необходимо указать:
– в гр. 2 части I – наименование государственного органа, принявшего решение, номер и дату документа, подтверждающего право собственности, постоянного или временного пользования земельным участком.
Так как в нашем случае у организации имеется 2 земельных участка, расположенных в разных районах, то в гр. 2 части I Справки надо указать через запятую названия двух местных исполнительных комитетов, принявших решения о выделении земельных участков, номера и даты их решений;
– в гр. 3 части I – подробное содержание льготы с указанием подпункта, пункта, статьи, даты принятия, номера и вида нормативного акта, которым она установлена.
В данном случае в гр. 3 части I Справки должно быть указано: "Освобождаются от земельного налога земельные участки организаций потребительской кооперации, занятые объектами торговли и общественного питания, расположенные в сельской местности (подп. 1.28 п. 1 ст. 194 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)");
– в гр. 5 "Размер льготируемой налоговой базы" по части I – налоговую базу, применяемую для определения налога (кадастровую стоимость земельного участка либо его площадь) (подп. 36.14 п. 36 Инструкции).
Налоговую базу земельного налога, как правило, определяют в размере кадастровой стоимости земельного участка (п. 1 ст. 195 НК). Площадь земельного участка в качестве налоговой базы устанавливают в отдельных случаях. В частности, для земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, иных объектов, производственной зоны и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40, 218, 109 и 120 млн. бел. руб. за гектар (подп. 6.6 п. 6 ст. 195 НК).
Земельные участки, выделенные организации потребкооперации для размещения объектов торговли и общественного питания, по своему функциональному назначению относятся к общественно-деловой зоне.
Ставки земельного налога на земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, для общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, иных объектов, а также для производственной зоны установлены (п. 1 ст. 198 НК):
– при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40, 218 и 109 млн. бел. руб. за гектар – в размере 1,2 млн. бел. руб. за гектар;
– при кадастровой стоимости земельных участков соответственно 40, 218 и 109 млн. бел. руб. за гектар и выше – в размерах согласно приложению 5 к НК. В частности, ставка земельного налога для земельных участков общественно-деловой зоны для размещения иных объектов (кроме автомобильных заправочных и газонаполнительных станций) составляет 0,55 %.
Таким образом, ставка земельного налога на земельные участки, выделенные для организации потребкооперации в сельской местности для размещения объектов торговли и общественного питания, составляет 1,2 млн. руб. за гектар, если кадастровая стоимость земельного участка менее 218 млн. руб. за гектар; или 0,55 % от кадастровой стоимости, если последняя составляет 218 млн. руб. за гектар и более.
Рассмотрим вышеизложенное на примерах.
Пример 1
Площадь каждого земельного участка, выделенного организации потребкооперации, составляет 1 га. Кадастровая стоимость одного участка равна 200 млн. руб. за гектар, а второго земельного участка – 230 млн. руб. за гектар.
Что в данном случае будет являться налоговой базой и как правильно заполнить гр. 5 Справки?
Налоговая база по первому земельному участку составляет 1 гектар, а по второму земельному участку – 230 млн. руб.
Согласно форме Справки показатели в строках Справки заполняются в тысячах рублей. Однако в данном случае в гр. 5 Справки организация должна указать налоговую базу 2 своих земельных участков, т.е. сложить две несовместимые величины: 1 га и 230 000 тыс. руб. В результате в гр. 5 Справки организации надо указать следующее: 230 001 тыс. руб./гектаров.
Пример 2
Местный Совет депутатов по месту нахождения первого земельного участка увеличил ставки земельного налога в 1,5 раза, а местный Совет депутатов по месту нахождения второго земельного участка – в 2 раза.
Как правильно определить в данном случае не поступившую в бюджет сумму земельного налога в связи с использованием льготы и заполнить гр. 6 Справки?
Необходимо определить не поступившую в бюджет сумму земельного налога в связи с использованием льготы по каждому земельному участку. По первому земельному участку она составит 1 800 тыс. руб. (1 га × 1 200 тыс. руб. × 1,5), по второму – 2 530 тыс. руб. (230 000 тыс. руб. × 0,0055 × 2,0).
В гр. 6 Справки организация должна указать сумму земельного налога, не поступившую в бюджет в связи с использованием льготы, по 2 земельным участкам в размере 4 330 тыс. руб. (1 800 тыс. руб. + 2 530 тыс. руб.).
Приложение 1
к форме налоговой декларации
СПРАВКА
Неправильное заполнение или несвоевременное представление Справки влечет административную ответственность
Некоторые организации недостаточно серьезно относятся к заполнению Справок, считая эти документы второстепенными и ненужными. Однако следует учитывать, что в налоговых инспекциях сведениям, содержащимся в Справках, уделяют большое внимание: их тщательно анализируют для того, чтобы определить редко или неэффективно используемые налоговые льготы и на этом основании внести предложения по изменению налогового законодательства.
Кроме того, Справка является неотъемлемой частью налоговой декларации, поэтому за ее неправильное заполнение или несвоевременное представление к организациям применят административную ответственность как за неправильное заполнение или несвоевременное представление налоговой декларации.
Например, налоговая инспекция может не принять налоговую декларацию, в которой неправильно заполнена Справка, и потребовать оторганизации переделать ее. Исправление неточностей потребует определенного времени. В результате организация может несвоевременно представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию со Справкой и за это нарушение будет привлечена к административной ответственности по ст. 13.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Организации, которые представили в налоговые инспекции неправильно заполненные Справки, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 13.8 "Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений" КоАП.