ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ГЛАВОЙ 18 НК ОПРЕДЕЛЕНЫ СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАВОК НАЛОГА, УВЕЛИЧЕННЫХ НА КОЭФФИЦИЕНТЫ 10 И 2
Коэффициент 10. Ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10, применяют:
1) к земельным участкам, входящим в состав земель:
Коэффициент 2. Ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2, применяют на земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства. Этот коэффициент является новацией 2012 г.
С 29 марта 2012 г. указанные сведения необходимо представлять в порядке, утвержденном приказом МНС РБ от 29.03.2012 № 50, т.е. по форме согласно приложению 2 к этому приказу;
Пример 1
Организации решением исполкома выделен для эксплуатации и обслуживания административного здания земельный участок площадью 1 га. В ходе проверки было установлено, что организация огородила забором не только территорию выделенного ей земельного участка, но и часть территории общего пользования площадью 0,2 га.
Пример 2
Республиканскому унитарному предприятию (РУП) горисполкомом был выделен земельный участок для строительства производственного корпуса. Нормативный срок строительства истек в марте 2012 г.
Поэтому РУП за январь – март 2012 г. должно уплачивать земельный налог за земельный участок, на котором ведется строительство, в однократном размере, а с марта 2012 г. и до окончания строительства земельный налог необходимо уплачивать с применением коэффициента 2.
РУП налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу за 2012 г. представило в налоговую инспекцию не позднее 20 февраля 2012 г. При этом земельный налог был исчислен за 2012 г. в однократном размере. Не позднее 22 февраля 2012 г. организация уплатила 1/4 часть годовой суммы земельного налога. Не позднее 22 мая 2012 г. организация должна уплатить 1/4 годовой суммы земельного налога, исчисленной с применением коэффициента 2.
В НК не уточнено, в какой срок организации должны представлять в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу в связи с истечением нормативного срока строительства.
Поэтому рекомендуем организации до наступления срока уплаты земельного налога за II квартал 2012 г. представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 г. В ней земельный налог за январь – март 2012 г. должен быть исчислен в однократном размере, а за апрель – декабрь 2012 г. – с применением коэффициента 2.
Следует учитывать, что в НК не разъяснен следующий вопрос: когда организации могут прекратить уплачивать земельный налог с применением коэффициента 2? Поэтому рекомендуем организациям прекращать применение коэффициента 2 при исчислении земельного налога с месяца, следующего за месяцем окончания строительства.
СЛУЧАИ ИСЧИСЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ В 10-КРАТНОМ РАЗМЕРЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ УКАЗОМ № 101
Арендная плата за земельные участки, используемые не по целевому назначению, неиспользуемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов, взимается в 10-кратном размере.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАМЕНЯЮТ СОБОЙ УПЛАТУ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
1. Упрощенная система налогообложения
Уплата налога при упрощенной системе налогообложения (УСН) заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполкомы (далее – арендная плата за землю), отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами (подп. 2.1 п. 2 ст. 286 НК).
2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
Уплата единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды, арендной платы за землю, отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами (п. 3 ст. 302 НК).
ОРГАНИЗАЦИИ, ОСВОБОЖДЕННЫЕ ОТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ, НЕ УТРАЧИВАЮТ ЭТО ПРАВО ПРИ СДАЧЕ В АРЕНДУ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
Для плательщиков земельного налога и арендной платы за землю законодательством предусмотрены многочисленные налоговые льготы.
1. Льготы по земельному налогу
От земельного налога освобождены земельные участки (п. 1 ст. 194 НК):
– занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия;
– организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающихсубсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций и детско-юношеских спортивных школ независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности;
– организаций потребительской кооперации, занятые объектами торговли и общественного питания, расположенные в сельской местности;
– организаций культуры и т.д.
Однако бюджетные и вышеперечисленные организации теряют льготу в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога. В таких случаях они должны произвести исчисление и уплату земельного налога исходя из площади, переданной в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование (п. 12 ст. 202 НК). При этом суммы земельного налога следует:
– исчислять пропорционально площадям зданий и сооружений (их частей), машино-мест, занимаемым арендаторами (пользователями);
– уплачивать начиная с месяца сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест и заканчивая месяцем, в котором истекает срок аренды, иного возмездного или безвозмездного пользования этих зданий и сооружений (их частей), машино-мест.
В вышеуказанных случаях налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу при длительном сроке аренды (иного возмездного или безвозмездного пользования) представляют плательщики-организации в налоговые инспекции ежегодно.
Что касается сдаваемых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест после 20 февраля, то налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу плательщики-организации должны представлять в налоговые инспекции не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем сдачи их в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Одновременно с налоговой декларацией (расчетом) в налоговые инспекции должны быть представлены сведения о сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест по форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 3 к форме налоговой декларации).
В гл. 18 НК изложен также механизм возврата налоговых льгот по земельному налогу.
В НК предусмотрены некоторые случаи, когда льготы по земельному налогу можно сохранить, несмотря на сдачу в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест.
Так, исчисление и уплата земельного налога не производятся при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест:
– бюджетным организациям;
– организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;
– бюджетными организациями и учреждениями образования потребительской кооперации – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания воспитанников, учащихся и студентов в учреждениях образования;
– учреждениями образования, финансируемыми из бюджета, – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также для подготовки детей в специализированных учебно-спортивных учреждениях;
– Нацбанком и его структурными подразделениями;
– коллегиями адвокатов;
– дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
– специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования;
– научным организациям, научно-технологическим паркам, центрам трансфера технологий;
– организациям культуры.
Пример 3
Организации выделен земельный участок для строительства многоквартирного жилого дома. Нормативные сроки строительства истекли в декабре 2011 г. Перед организацией встал вопрос: должна ли она в 2012 г. уплачивать по земельному участку земельный налог с применением коэффициента 2?
С одной стороны, согласно п. 6 ст. 202 НК исчисление и уплату земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами
В то же время в соответствии с подп. 1.17 п. 1 ст. 194 НК освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), на период их строительства.
Обращаем внимание, что в подп. 1.17 п. 1 ст. 194 НК не указано, что льгота действует только в течение нормативного срока строительства. Поэтому данная льгота применяется в течение всего периода строительства, в т.ч. если строительство осуществляется по истечении нормативных сроков.
Случаи, когда установленные льготы по земельному налогу не применяются, предусмотрены в п. 2 ст. 194 НК.
В частности, освобождения от земельного налога, предусмотренные п. 1 ст. 194 НК, не распространяются на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению (подп. 2.2 п. 2 ст. 194 НК).
Как видим, в п. 2 ст. 194 НК нет запрета на использование установленных налоговых льгот по земельным участкам, занятым объектами сверхнормативного незавершенного строительства.
Поэтому в данном случае по земельному участку, занятому объектом сверхнормативного жилищного строительства, организация не должна уплачивать земельный налог ни в однократном, ни в двукратном размере.
2. Арендная плата за землю
Существенные льготы для плательщиков арендной платы за землю предусмотрены подп. 1.7 п. 1 Указа № 101. Так, арендную плату не взимают:
– за земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, согласно перечню таких ценностей, утвержденному Президентом, при условии выполнения их владельцами и (или) пользователями обязательств, обусловленных актами законодательства об охране историко-культурного наследия.
– для освобождения от уплаты налога на землю – перечнем, утвержденным Советом Министров;
– для освобождения от уплаты арендной платы – перечнем, утвержденным Президентом;
– земельные участки, предоставленные бюджетным организациям.
Справочно: для целей применения Указа № 101 термин "бюджетная организация" используют в значении, определенном в ст. 16 НК;
– земельные участки, предоставленные для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, в течение 2 лет после ввода таких объектов в эксплуатацию и др.
Поэтому плательщики арендной платы за землю могут сдавать в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование здания и сооружения, не боясь потерять льготы по арендной плате за землю.
Пример 4
Бюджетной организации выделен в аренду земельный участок для содержания и эксплуатации здания. Часть здания организация сдала в аренду для размещения объекта общественного питания. Так как Указ № 101 не содержит нормы о необходимости уплаты арендной платы за землю в случае сдачи в аренду объектов недвижимости, расположенных на этих земельных участках, то бюджетная организация не должна платить арендную плату за землю.
Пример 5
Организации решением исполкома выделен в аренду земельный участок для эксплуатации и обслуживания здания. Установлено, что арендная плата составляет 1 000 долл. США в год по курсу на дату уплаты. Так как здание включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь согласно перечню таких ценностей, утвержденному Указом Президента РБ от 30.07.2007 № 367 (далее – Указ № 367), организация не уплачивает в бюджет арендную плату за землю. Часть здания она сдала в аренду. Однако это не приведет к необходимости уплаты организацией арендной платы за землю, так как в Указе № 101 отсутствует соответствующая норма.
Пример 6
Организации решением исполкома выделен в пользование земельный участок для эксплуатации и обслуживания здания. Здание включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь согласно перечню таких ценностей, утвержденному Указом № 367.
До 1 января 2012 г. согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК освобождались от земельного налога земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Указом № 367, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия.
С 1 января 2012 г. перечень указанных ценностей должен утверждать Совет Министров. Так как до настоящего времени такое постановление Правительством не принято, организация продолжает пользоваться льготой по земельному налогу, руководствуясь Указом № 367.
С 1 апреля 2012 г. организация сдала в аренду часть здания. Общая площадь земельного участка, на котором расположено здание, составляет 1 га. В здании площадью 1 000 м2 сдано в аренду помещение площадью 200 м2, или 20 % общей площади здания.
Следовательно, с 1 апреля 2012 г. организация должна уплачивать земельный налог с 20 % площади земельного участка, или с 0,2 га.