Действие Указа № 386 распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 г.
6 сентября 2011 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 30.08.2011 № 386 "О некоторых вопросах бытового обслуживания населения в сельской местности в 2011–2012 годах" (далее – Указ № 386). Данный указ, в частности, до 1 января 2013 г. освободил от уплаты НДС и налога на прибыль при реализации товаров (работ, услуг) организации, оказывающие бытовые услуги населению в сельской местности и имеющие сеть (2 и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг (подп. 1.1 п. 1 Указа № 386). Исключение составляют организации, являющиеся плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения.
Справочно: для целей Указа № 386 под сельской местностью следует понимать территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, а также территории иных населенных пунктов, не относящихся к административно-территориальным единицам, входящих вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов.
За период действия Указа № 386 у организаций возникли вопросы по применению его норм на практике. Рассмотрим их на конкретных ситуациях.
НДС и налог на прибыль: практические ситуации
Ситуация 1
В деревне находится небольшой комбинат бытового обслуживания. У этого комбината нет сети комплексных приемных пунктов в других деревнях и агрогородках.
Имеет ли право данный комбинат бытового обслуживания на льготы, установленные Указом № 386?
Не имеет.
Постановлением Минторга РБ от 21.02.2006 № 4 утверждена Инструкция об организации сельского комплексного приемного пункта по приему заказов на бытовые услуги (далее – Инструкция).
Так, сельским комплексным приемным пунктом по приему заказов на бытовые услуги (далее – сельский КПП) является объект бытового обслуживания, предназначенный для оказания бытовых услуг, а также приема заказов на бытовые услуги в сельской местности (п. 2 Инструкции).
Сельские КПП:
– создаются для наиболее полного удовлетворения потребностей сельского населения в бытовых услугах, расширения и внедрения в сельской местности новых видов и форм бытового обслуживания;
– должны размещаться в зданиях (сооружениях, помещениях).
Оформление сельского КПП, а также размещение в нем информации об исполнителе и оказываемых им бытовых услугах должно осуществляться в соответствии с Правилами бытового обслуживания потребителей, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 14.12.2004 № 1590.
В сельских КПП принимают заказы на такие виды бытовых услуг, как ремонт швейных изделий, обуви, мебели, бытовых машин и приборов, теле- и радиоаппаратуры; услуги проката и парикмахерских; фотоуслуги; прием заказов в прачечную и химчистку; ритуальные услуги.
Налоговые льготы, установленные Указом № 386, предоставляют только организациям, оказывающим бытовые услуги населению в сельской местности и имеющим сеть (2 и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг.
Таким образом, указанные льготы не распространяются на комбинаты бытового обслуживания населения, которые оказывают бытовые услуги населению в сельской местности самостоятельно без наличия сети сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг.
Ситуация 2
В настоящее время кроме комбинатов бытового обслуживания населения, получающих дотации из бюджета на покрытие убытков от своей деятельности, оказанием отдельных наиболее прибыльных видов бытовых услуг занимаются коммерческие организации, не входящие в систему бытового обслуживания населения.
Распространяются ли льготы по налогам, установленные Указом № 386, на такие коммерческие организации?
Да.
До принятия Указа № 386 действовал Указ Президента РБ от 23.12.2004 № 611 "О предоставлении комбинатам бытового обслуживания населения, оказывающим бытовые услуги населению в сельской местности, льгот по уплате некоторых налогов и платежей". Этим указом были предоставлены льготы по НДС и налогу на прибыль комбинатам бытового обслуживания населения согласно перечню, приведенному в приложении к нему.
В Указе № 386 налоговые льготы предоставлены не комбинатам бытового обслуживания населения согласно перечню, а организациям, оказывающим бытовые услуги населению в сельской местности и имеющим сеть (2 и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг, независимо от их подчиненности и формы собственности.
Таким образом, налоговыми льготами, установленными Указом № 386, могут пользоваться не только комбинаты бытового обслуживания населения, но и частные организации, не входящие в систему бытового обслуживания населения.
Следует учитывать, что организации, воспользовавшиеся льготами, установленными подп. 1.1 п. 1 Указа № 386, должны соблюдать ограничения, предусмотренные подп. 1.3–1.5 п. 1 этого указа, а именно:
– денежные средства, высвобождаемые в соответствии с частью первой подп. 1.1 п. 1 Указа № 386, имеют целевое назначение и должны быть направлены субъектами, оказывающими бытовые услуги населению в сельской местности, на развитие материально-технической базы, выполнение в сельской местности государственных социальных стандартов в области бытового обслуживания (подп. 1.3 п. 1 Указа № 386);
– условием предоставления льгот по уплате налогов, определенных Указом № 386, является выполнение субъектами, оказывающими бытовые услуги населению в сельской местности, доведенного облисполкомами показателя по объему бытовых услуг в сельских населенных пунктах на душу населения (в фактически действующих ценах) (подп. 1.4 п. 1 Указа № 386).
В случае невыполнения доведенного облисполкомами показателя по объему бытовых услуг в сельских населенных пунктах на душу населения (в фактически действующих ценах), а также нецелевого использования средств, высвобождаемых в связи с предоставлением льгот, эти средства подлежат взысканию в бюджет в порядке, установленном законодательством.
Также следует иметь в виду, что персональную ответственность за выполнение в 2011–2012 гг. субъектами, оказывающими бытовые услуги населению в сельской местности, доведенного облисполкомами показателя по объему бытовых услуг в сельских населенных пунктах на душу населения (в фактически действующих ценах), а также за целевое использование средств, высвобождаемых и предоставляемых согласно Указу № 386, несут руководители этих субъектов и председатели облисполкомов.
Контроль за выполнением Указа № 386 возложен на Комитет государственного контроля и облисполкомы.
Ситуация 3
Основная деятельность комбинатов бытового обслуживания – оказание бытовых услуг населению (ремонт одежды и обуви, оказание ритуальных услуг, ремонт часов и т.д.).
Имеют ли указанные комбинаты право на льготу по налогу на прибыль, установленную Указом № 386, по своей основной деятельности?
Не имеют.
Действительно, согласно части первой подп. 1.1 п. 1 Указа № 386 организации (за исключением организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения), оказывающие бытовые услуги населению в сельской местности и имеющие сеть (2 и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг, до 1 января 2013 г. при реализации товаров (работ, услуг) освобождаются не только от уплаты НДС, но и от уплаты налога на прибыль.
Вместе с тем в части второй подп. 1.1 п. 1 Указа № 386 отмечено, что положения части первой этого подпункта не применяются в отношении оборотов по реализации на территории Республики Беларусь населению бытовых услуг, освобождаемых от НДС в соответствии с подп. 1.8 и 1.43 п. 1 ст. 94 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Данное ограничение в Указе № 386 появилось потому, что в НК уже предусмотрено освобождение от НДС оборотов по реализации бытовых услуг населению.
Так, освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь:
– ритуальных услуг, работ по уходу за могилами по перечню таких услуг и работ, утвержденному Указом Президента РБ от 14.02.2006 № 97, надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению (подп. 1.8 п. 1 ст. 94 НК).
Указанное освобождение от НДС распространяется также на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы;
– услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров (подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК).
Поэтому при подготовке проекта Указа № 386, чтобы не было двойного льготирования бытовых услуг, а также путаницы в том, какой льготой пользоваться, планировалось освободить от обложения НДС услуги, которые не были освобождены от НДС Налоговым кодексом.
Однако исходя из той редакции, в который вышел Указ № 386, получается, что ограничение, установленное частью второй подп. 1.1 п. 1 Указа № 386, распространяется не только на освобождение от обложения НДС, но и на льготу по налогу на прибыль.
Также отметим, что в отличие от НДС по налогу на прибыль в ст. 140 НК не предусмотрено льгот организациям, оказывающим бытовые услуги населению.
В результате по своей основной деятельности организации, оказывающие бытовые услуги населению, должны уплачивать налог на прибыль в общем порядке.
Ситуация 4
Крупное градообразующее нефтеперерабатывающее предприятие, кроме своей основной деятельности, занимается многими другими сопутствующими видами деятельности. Так, предприятие оказывает жилищно-коммунальные услуги своим работникам и жителям города, имея на своем балансе жилые дома и общежития, занимается торговой деятельностью и деятельностью в сфере общественного питания через магазины и столовые, оказывает медицинские услуги в заводской поликлинике, услуги в области культуры и спорта в Доме культуры и спортивном центре. Предприятие также оказывает бытовые услуги населению в сельской местности, имея на своем балансе 2 сельских комплексных приемных пункта по приему заказов на оказание бытовых услуг.
При этом обороты от реализации бытовых услуг населению в сельской местности составляют меньше 0,01 % от общей выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг).
Распространяются ли на такое предприятие льготы, установленные Указом № 386? Если да, то только в части оказания бытовых услуг населению в сельской местности или на всю деятельность предприятия?
Практически на всю деятельность.
Так как данное нефтеперерабатывающее предприятие кроме своей основной деятельности оказывает бытовые услуги населению в сельской местности и имеет сеть (2 и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг, то такое предприятие относится для целей Указа № 386 к субъектам, оказывающие бытовые услуги населению в сельской местности, и на него распространяются льготы по налогам, установленные Указом № 386.
Причем льготы применяются по всей деятельности предприятия, а не только в части деятельности по оказанию бытовых услуг населению.
Таким образом, согласно Указу № 386 данное предприятие, в т.ч. при реализации нефтепродуктов, до 1 января 2013 г. освобождается от уплаты НДС и налога на прибыль (кроме оборотов по реализации не территории Республики Беларусь населению бытовых услуг, освобождаемых от НДС в соответствии с подп. 1.8 и 1.43 п. 1 ст. 94 НК).
Ситуация 5
Комбинат бытового обслуживания населения применяет упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС и оказывает бытовые услуги населению в сельской местности. Он имеет сеть (2 и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг.
Может ли комбинат бытового обслуживания населения воспользоваться льготой по НДС, предоставленной Указом № 386?
Нет.
В Указе № 386 предусмотрено, что освобождение от уплаты НДС при реализации товаров (работ, услуг) не распространяется на плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения независимо от того, уплачивают они НДС или нет.
Поэтому организации (в нашем случае это комбинат бытового облуживания), применяющие упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС, не имеют права использовать освобождение по НДС, предусмотренное Указом № 386.