Резиденты парка имеют право на льготы по налогам на недвижимость и землю в течение 20 лет
Налог на недвижимость. Организации, у которых в собственности, владении, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, должны уплачивать налог на недвижимость. Данная норма определена п. 1 ст. 185 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Она не распространяется в соответствии с Указом Президента РБ от 05.06.2012 № 253 "О Китайско-Белорусском индустриальном парке" (далее – Указ № 253):
– на белорусско-китайскую компанию по развитию Китайско-Белорусского индустриального парка (далее – совместная компания).
Совместная компания освобождена до 1 января 2032 г. от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства), машино-местам, расположенным на территории Китайско-Белорусского индустриального парка (далее – парк), независимо от направления их использования (подп. 3.1 п. 3 Указа № 253);
– резидентов парка.
Резиденты парка в течение 10 календарных лет со дня их регистрации в качестве резидентов освобождены от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства), машино-местам, расположенным на территории парка, независимо от направления их использования (подп. 3.2 п. 3 Указа № 253).
В дальнейшем резиденты по прошествии 10 календарных лет, следующих за годом их регистрации в качестве резидента, в течение следующих 10 календарных лет уплачивают налог на недвижимость по ставкам, уменьшенным на 50 % (п. 4 Указа № 253).
Важно! НК определено, что при сдаче организациями в аренду, иное возмездное либо безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест, освобожденных от налога на недвижимость, такие здания и сооружения (их части), машино-места подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке (п. 2ст. 186 НК).
Данное ограничение на совместную компанию и резидентов парка не распространяется, поскольку в Указе № 253 отсутствуют какие-либо ограничения по применению предоставленной льготы.
Земельный налог. Плательщиками земельного налога признают организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, частной собственности (п. 1 ст. 192 НК).
Однако совместная компания в соответствии с подп. 3.1 п. 3 Указа № 253 до 1 января 2032 г. освобождена от земельного налога за земельные участки на территории парка.
Резиденты парка со дня их регистрации в качестве резидентов и в течение следующих 10 календарных лет освобождены от земельного налога за земельные участки на территории парка (подп. 3.2 п. 3 Указа № 253). По происшествии 10 календарных лет, следующих за годом их регистрации в качестве резидента, они в течение следующих 10 календарных лет будут уплачивать земельный налог по ставкам, уменьшенным на 50 %.
Важно! В случае сдачи организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, исчисление и уплату земельного налога производят исходя из площади, переданной в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Суммы земельного налога исчисляют пропорционально площадям зданий и сооружений (их частей), машино-мест, занимаемым арендаторами (пользователями) (п. 12 ст. 202 НК).
При этом земельный налог исчисляют и уплачивают начиная с месяца сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест и заканчивая месяцем, в котором истекает срок аренды, иного возмездного или безвозмездного пользования этих зданий и сооружений (их частей), машино-мест.
Это ограничение не распространяется на совместную компанию и нерезидентов парка, так как в Указе № 253 отсутствуют какие-либо ограничения по применению указанной льготы.
Для осуществления вычета по НДС в налоговый орган необходимо представить согласованный с администрацией парка перечень
Совместная компания, резиденты парка имеют право на вычет в полном объеме сумм НДС (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), уплаченных при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства и оснащения зданий и сооружений, располагаемых на территории парка, независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, но не позднее 31 декабря года, следующего за годом ввода в эксплуатацию таких зданий и сооружений.
Указанные суммы НДС, принимаемые к вычету в полном объеме, определяют методом раздельного учета налоговых вычетов в зависимости от направлений использования приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав. Основанием для осуществления такого вычета является согласованный администрацией парка перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства и оснащения зданий и сооружений, располагаемых на территории парка, с указанием соответствующих сумм НДС. Такой перечень должен быть представлен совместной компанией, резидентами парка в налоговые инспекции.
Резиденты парка имеют право на льготы по отчислениям в инновационные фонды
Порядок формирования инновационных фондов установлен Положением о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденным Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596 (далее – Положение).
Так, инновационные фонды формируются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству, а также могут формироваться областными и Минским городским исполнительными комитетами (п. 2 Положения).
Совместная компания, участники строительства объектов парка, инвесторы парка, его резиденты освобождены от уплаты отчислений в инновационный фонд, образуемый Минстройархитектуры и иными республиканскими органами государственного управления, при выполнении в границах парка работ по проектированию и строительству объектов парка, а также иных связанных с проектированием и строительством таких объектов работ (подп. 6.2.4 п. 6 Указа № 253).
Таким образом, Указ № 253 не освободил совместную компанию, участников строительства объектов парка, инвесторов и резидентов парка от уплаты отчислений в инновационные фонды, образуемые областными и Минским городским исполнительными комитетами за счет отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг), находящихся в коммунальной собственности организаций, зарегистрированных на территории соответствующей области, г. Минска, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности (подп. 3.2 п. 3 Положения).
При этом следует иметь в виду, что хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, производят отчисления в инновационные фонды государственных органов (организаций), уполномоченных управлять указанными акциями (долями в уставных фондах), пропорционально доле государственной собственности (п. 3-1 Положения).
Важно! В Указе № 253 также отсутствуют поручения местным Советам депутатов освободить данную категорию плательщиков от уплаты отчислений в инновационные фонды.
В 2012 г. резиденты парка могут быть освобождены от сбора с заготовителей
Пункт 10 Указа № 253 содержит рекомендации местным Советам депутатов по освобождению от местных налогов и сборов совместной компании (до 1 января 2032 г.) и резидентов парка.
Перечень налогов и сборов, которые местные Советы депутатов могут вводить на своей территории, установлен разд. VI Особенной части НК. В 2012 г. местные Советы депутатов могут устанавливать для организаций только один местный сбор – сбор с заготовителей. Уплачивать этот сбор должны организации, осуществляющие промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации.
Таким образом, после принятия соответствующих решений местных Советов депутатов резиденты парка смогут осуществлять промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации без уплаты сбора с заготовителей.
Не все организации – резиденты парка могут пользоваться льготами, установленными Указом № 253
В Указе № 253 установлен запрет на использование льгот для организаций, занимающихся отдельными видами деятельности и применяющими некоторые особые режимы налогообложения. Так, льготы и преференции, установленные Указом № 253, не распространяются на банки, небанковские кредитно-финансовые организации и страховые организации.
В то же время Указ № 253 не запрещает пользоваться льготами организациям, осуществляющим другие виды деятельности (например, организациям, производящим и реализующим подакцизные товары (алкогольные и табачные изделия, нефтепродукты и т.п.)).
НК установлено 6 особых режимов налогообложения, которые могут применять организации (п. 2 ст. 10 НК).
Коммерческие организации, осуществляющие на территории парка лотерейную деятельность, деятельность в сфере игорного бизнеса и по организации и проведению электронных интерактивных игр, не имеют права на использование льгот, установленных Указом № 253. В то же время организации, применяющие остальные 3 особых режима налогообложения (уплачивающие налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агро-экотуризма), могут пользоваться льготами, установленными Указом № 253, на общих основаниях.