Периодичность назначения плановых проверок будет определяться в календарных годах
Периодичность возможного назначения плановых проверок (т.е. проверок, включенных в координационный план контрольной (надзорной) деятельности), по сути, приведена к общему знаменателю: отсчет перерыва между предыдущей и последующей плановой проверками (напомним, что для высокой группы риска – это 1 год, для средней – 3 года, для низкой – 5 лет) будет вестись в календарных годах. Ранее такой подход применялся только для высокой группы риска. Для средней же и низкой групп риска отсчет осуществлялся со дня окончания контролирующим (надзорным) органом предыдущей плановой проверки. Иными словами, если ранее при окончании предыдущей плановой поверки субъекта, отнесенного к средней группе риска, в октябре 2010 г. следующая плановая проверка могла быть начата только в ноябре 2013 г., теперь такая проверка может быть начата уже в январе 2013 г. (3-летний период начнет исчисляться с 2010 г. включительно и закончится в 2012 г.).
На 5-летний мораторий для добросовестных субъектов имеют право претендовать все субъекты независимо от группы риска
Еще одно значимое изменение – в Указе № 510 нашло отражение содержащееся в Директиве Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее – Директива № 4) правило о том, что плановые проверки в отношении добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства субъектов предпринимательской деятельности должны проводиться не чаще одного раза в 5 лет. В данном случае можно говорить о 5-летнем моратории для добросовестных субъектов на проведение их плановых проверок (не путать с 2-летним мораторием на проведение плановых проверок и большинства внеплановых, установленным п. 4 Указа № 510 для вновь созданных проверяемых субъектов).
Указом № 332 положения Директивы № 4 конкретизированы для исключения спорных вопросов при их применении. Так, претендовать на 5-летний мораторий для добросовестных субъектов вправе все субъекты независимо от группы риска. Иными словами, если субъект имеет статус добросовестного (термин "статус" мы будем использовать условно, так как формально он никем не присваивается), то общеустановленная периодичность плановых проверок в зависимости от группы риска (1 раз в календарный год, в 3 календарных года или в 5 календарных лет) не применяется.
Указанный мораторий распространяется и на проверки в рамках ведомственного контроля.
Право на рассматриваемый 5-летний мораторий для добросовестных субъектов (отсчет 5 лет так же, как и в общем случае, описанном выше, ведется с года (включительно) окончания предыдущей плановой проверки органом определенной системы, например, одним из налоговых органов, одним из органов санитарного надзора и т. д.) имеют те субъекты, у которых:
1) проведена хотя бы одна плановая проверка в период после 1 января 2010 г. (если плановая проверка в этот период не проводилась (например, последняя была проведена в 2007 г. или субъект вообще никогда не подлежал такой проверке), запланировать первую плановую проверку контролирующий (надзорный) орган может в любое время (если субъект не находится в 2-летнем моратории, о котором говорилось в предыдущем комментарии);
2) по результатам проведенной в этот период (с 1 января 2010 г.) последней плановой проверки не установлено нарушений законодательства (т.е. составлена справка, а не акт проверки);
3) начиная с года (включительно) окончания указанной проверки отсутствуют нарушения законодательства в любых сферах контроля и надзора, а не только в тех, которые подконтрольны (поднадзорны) указанному органу.
Важно! Даже если предыдущая проверка по налоговым вопросам не выявила нарушений и после проверки субъект также не нарушает налоговое законодательство (своевременно представляет налоговые декларации (расчеты), уплачивает текущие налоги и т.п.), но в его деятельности органами санитарного надзора будут выявлены нарушения санитарно-эмидемиологического законодательства (необязательно в ходе проверки, возможно, в ходе мониторинга), то субъект потеряет право на 5-летний мораторий, действующий для налогового органа.
Таким образом, для отмены действия 5-летнего моратория не имеет значения, в какой сфере совершено нарушение. Нарушением являются любое неисполнение или ненадлежащее исполнение требований законодательства даже в тех случаях, когда ответственность за совершенное правонарушение в соответствии с законодательством не применяется либо то или иное деяние не признается, к примеру, административным правонарушением. В частности:
1) согласно ст. 5.5 КоАП не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, следующие деяния юридического лица:
– неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
– неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин;
2) лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Малозначительным признается деяние, содержащеепризнаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам (ст. 8.4 КоАП);
3) согласно примечанию к ст. 13.6 КоАП не являются административным правонарушением, предусмотренным ч. 1–6 указанной статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими:
– не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на их счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме;
– внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, – до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений – уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки.
Во всех указанных случаях, совершенное нарушение хоть и не повлечет за собой административной ответственности, но лишит субъекта права на 5-летний мораторий.
При "выходе" субъекта из 5-летнего моратория (в силу совершения им какого-либо нарушения) он подпадает под общую периодичность плановых проверок в зависимости от группы риска.
У каждого органа, который провел плановую проверку субъекта и не установил по ее итогам нарушений, отсчет 5-летнего периода моратория будет вестись отдельно с года окончания этим органом или иным органом, входящим с ним в одну систему (например, инспекция МНС по району и инспекция МНС по области), предыдущей плановой проверки. Это означает следующее:
– проверки органов, относящихся к иным системам (например, налоговые органы и органы пожарного надзора), во внимание для отсчета 5-летнего периода не будут приниматься (в отличие, как мы показали ранее, от нарушений, выявляемых различными органами);
– нахождение субъекта в моратории у налоговых органов не исключает права органа иной системы назначить его плановую проверку.
Не важно также, как выявлено нарушение (в ходе выездной внеплановой проверки органа, у которого субъект находится в моратории, в ходе выездной плановой или внеплановой проверки органа иной системы, в ходе камеральной проверки (на них действие Указа № 510 не распространяется), в ходе мониторинга и др.), влечет ли нарушение административную ответственность или субъект и его должностные лица могут быть освобожденыот ответственной по предусмотренным законодательством основаниям и др. Не имеет значения и то, в чем выразилось нарушение.
Важно! Пятилетний мораторий не распространяется на внеплановые проверки, а также иные формы контроля (надзора), в частности, мониторинг или мероприятия технического (технологического, поверочного) характера. Например, внеплановые проверки могут проводиться и в течение 5-летнего моратория по общим основаниям, установленным пп. 5 и 9 Указа № 510.
С 1 октября действие Указа № 510 распространяется не на все проверки
Хоть Указ № 510 и установил единый порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности, тем не менее он содержит ряд исключений, когда контроль (надзор) не связан никакими правилами или проводится по специальным правилам. Указом № 332 в части этих исключений проведены следующие изменения.
Как и ранее, Указ № 510 не будет применяться при таможенном контроле, кроме его осуществления в форме проведения таможенных проверок. В то же время Указ № 332 уточнил, что при проведении таможенных проверок нормы Указа № 510 и утвержденного им Положения о порядке организации и проведения проверок применяются в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза, т.е. гл. 19 Таможенного кодекса Таможенного союза, которой установлен порядок проведения таможенных проверок. Это значит, что в первую очередь таможенные органы должны будут руководствоваться нормами указанной главы, и только если в ней не урегулированы какие-либо вопросы – применять нормы Указа № 510.
С 1 октября 2012 г. Указ № 510 также не распространяется:
1) на проверки, проводимые при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;
2) мероприятия при рассмотрении обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, включая обращения, подлежащие рассмотрению с выездом на место, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам для проверок. Правда, не совсем ясно, как это положение будет реализовываться на практике: ведь даже истребование какихлибо документов или получение объяснений по фактам, указанным в обращениях (с целью проверки таких фактов), – это уже использование соответствующих полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам для проверок;
3) осуществление административных процедур по заявлениям юридических лиц. Иными словами, если сам субъект обращается в контролирующий (надзорный) орган с заявлением об осуществлении административной процедуры, т.е. с заявлением, по которому требуется установить (предоставить, удостоверить, подтвердить, зарегистрировать, обеспечить), изменить, приостановить, сохранить или прекратить права и (или) обязанности, в т.ч. выдать справку или другой документ (принять его, согласовать, утвердить), зарегистрировать или поставить на учет заявителя или его имущество, либо предоставить ему денежные средства, иное имущество и (или) услуги за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности, то при необходимости проверить те или иные факты, являющиеся основанием для совершения процедуры, субъект может быть проверен без соблюдения требований, установленных Указом № 510;
4) мероприятия, включенные в перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, который должен быть утвержден в самое ближайшее время Советом Министров по согласованию с Президентом. Под мероприятиями технического (технологического, поверочного) характера понимают действия контролирующих (надзорных) органов по оценке соблюдения юридическими и физическими лицами требований актов законодательства, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, по обеспечению исправного состояния и правил эксплуатации машин и механизмов, транспортных средств, оборудования, используемых в технологическом процессе, сохранности находящегося на ответственном хранении, в собственности или хозяйственном ведении имущества, использования природных ресурсов, соблюдения правил утилизации отходов, образующихся в процессе деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, установленного порядка хранения оружия и боеприпасов, особых правил привлечения и использования наемных работников, обеспечения безопасности дорожного движения, проведения расследования несчастных случаев на производстве, а также при подозрении на профессиональное заболевание и в других аналогичных случаях, которые будут включены в вышеназванный перечень. Плановые и внеплановые проверки по мероприятиям, указанным в данном перечне, проводиться не будут, а в законодательстве должен быть установлен специальный порядок осуществления мероприятий.
В заключение отметим, что расширен также перечень исключений из запрета на проведение проверок по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч.
в ходе совместной проверки. Так, перепроверить ранее проверенный период можно будет:
– при наличии поручения Премьер-министра (ранее – Президиума Совета Министров), а также Генерального прокурора;
– при проведении проверок в части соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.