Декрет Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (далее – Декрет № 5) внес ряд существенных корректив в Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее – Декрет № 1) и утвержденные им:
– Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее – Положение о регистрации);
– Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее – Положение о ликвидации).
Рассмотрим, каким образом внесенные изменения могут повлиять на взаимоотношения организаций с налоговыми органами.
С 1 сентября признание недействительными изменений и дополнений, внесенных в учредительные документы уже созданной организации, не повлечет взыскания доходов и принудительной ликвидации
В первую очередь остановимся на изменениях, внесенных в п. 18 Положения о регистрации, которым установлены сведения, достоверность которых должны подтвердить лица, подписывающие:
– заявление о государственной регистрации организации;
– заявление о государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы уже созданной организации.
Такое подтверждение неформально: с момента вступления в силу Декрета № 1 (1 февраля 2009 г.) собственники имущества (учредители, участники) организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации. И если впоследствии будет установлено, что государственная регистрация организации или изменений и дополнений, внесенных в учредительные документы уже созданной организации, осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, то деятельность организации признается незаконной, а проведенная государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда (п. 25 Положения о регистрации).
Государственная регистрация организаций. Так, если государственная регистрация созданной организации (в т.ч. в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния) будет признана недействительной, то доходы, полученные от ее деятельности, будут взысканы в бюджет в судебном порядке. Причем это взыскание будет осуществлено:
– независимо от срока, прошедшего со дня регистрации;
– за весь период деятельности.
Кроме того, такая организация подлежит принудительной ликвидации по решению суда.
Важно! Под представлением заведомо ложных сведений следует понимать сообщение не соответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К категории заведомо ложных сведений не относят описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.
Правом на обращение в хозяйственные суды с иском о признании государственной регистрации организации недействительной и взыскании полученных ею доходов наделены как налоговые органы, так и органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции.
Указанная норма будет действовать и после 1 сентября.
Государственная регистрация изменений и дополнений. С 1 сентября с учетом изменений, внесенных Декретом № 5, признание недействительной государственной регистрации изменений и дополнений, внесенных в учредительные документы уже созданной организации, не повлечет за собой взыскания доходов, полученных организацией с момента регистрации таких изменений и дополнений, и принудительной ликвидации организации.
Перечень сведений, достоверность которых нужно будет подтверждать при подаче заявления о государственной регистрации, изменился
С 1 сентября 2011 г. при создании организации или внесении изменений и (или) дополнений в ее учредительные документы нужно будет дополнительно подтвердить, что:
– на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не являлся собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), не произведшего расчеты по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) прошло менее 3 лет;
– на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования, либо изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица в случае присоединения к нему юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, проведена (завершена) плановая проверка в отношении соответствующего юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
– судом не установлены ограничения на обращение за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Важно! Как и ранее, в заявлении о государственной регистрации, в т.ч. при внесении изменений и дополнений в учредительные документы, нужно будет подтвердить, что:
– учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не имеет не исполненных (не исполненного) в срок гражданско-правовых обязательств (обязательства), в т.ч. не возвращенной в срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), или имеется согласие всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия;
– гражданин – собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (например, судимости за уклонение от уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, мошенничество, присвоение или растрату имущества, незаконную предпринимательскую деятельность и др.);
– не имеется неисполненного судебного решения об обращении взыскания на имущество в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой организации;
– на момент государственной регистрации собственник имущества (учредитель) коммерческой организации (за исключением реорганизации такой организации) не является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);
– для собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации законодательством или судом не установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией;
– сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в т.ч. в заявлении о государственной регистрации, достоверны;
– представленные устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) либо изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица (учредительный договор), соответствуют определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы;
– порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица соблюден.
Иные сведения, указываемые в заявлении огосударственной регистрации, могут быть предусмотрены формой такого заявления, устанавливаемой Минюстом. Их недостоверность также может повлечь за собой вышеуказанные неблагоприятные последствия.
С 1 сентября организации должны уведомлять регистрирующие органы обо всех произошедших в ней назначениях и заменах руководителя
Введена новая обязанность организаций по внесению изменений в учредительные документы (соответствующие изменения внесены в п. 21 Положения о регистрации). Так, организации обязаны в 2-месячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения наименования.
Иные установленные на данный момент в указанном пункте обязанности сохранены:
– в 2-месячный срок нужно вносить изменения и (или) дополнения в учредительные документы в случае смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат);
– в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения организации нужно направить в регистрирующий орган уведомление об этом.
Важно! С 1 сентября 2011 г. такое уведомление должно быть составлено по форме, которая будет установлена Минюстом.
А вот обязанность организаций представить в регистрирующий орган по месту своего нахождения уведомление о назначении (замене) руководителя или иного лица, уполномоченного всоответствии с учредительными документами действовать от имени организации, является новацией. С 1 сентября 2011 г. указанное уведомление нужно будет направлять в течение 10 рабочих дней со дня такого назначения (замены). Форма уведомления также должна быть установлена Минюстом.
Важно! Организации, в которых назначение (замена) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) произведено с 1 февраля 2009 г. до 1 сентября 2011 г., обязаны до 1 января 2012 г. уведомить регистрирующий орган обо всех назначениях (заменах) таких лиц в указанный период времени (п. 3 Декрета № 5).
Обязанности по уведомлению о назначении (замене) руководства организации не распространяются на банки, небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, страховых брокеров, объединения страховщиков.
Сама процедура уведомления упрощена. Так, уведомление об изменении местонахождения организации, уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала ЕГР в порядке, определяемом Советом Министров.
Важно! За нарушение указанных обязанностей законодательством установлена ответственность должностных лиц организаций:
– за непредставление регистрирующему органу уведомления – в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП);
– невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица и (или) непредставление таких документов для государственной регистрации в вышеназванных случаях и в сроки – в виде штрафа в размере от 0,1 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 23.64 КоАП). К ответственности в этом случае могут быть привлечены руководитель, учредитель, участник, собственник имущества юридического лица, а также другие лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия.
До завершения запланированной проверки организация ликвидирована не будет
Ряд важных изменений внесен в Положение о ликвидации.
Во-первых, введено новое ограничение для добровольной ликвидации организации. Так, если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, то оно не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки.
Важно! Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности составляются на каждое полугодие и размещаются на сайте КГК не позднее 15 декабря (на 1-е полугодие) и 15 июня (на 2-е полугодие) каждого года.
Во-вторых, усложнена процедура ликвидации организации при наличии к ней претензий контролирующих органов.
В настоящее время согласно Декрету № 1 при ликвидации юридического лица в добровольном порядке (т.е. по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора)) регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от организации установленного пакета документов, направляет налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения (далее – Фонд), РУП "Белгосстрах" (его обособленному подразделению) уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица.
Указанным органам предоставляется 30 рабочих дней со дня получения данного уведомления для того, чтобы представить в регистрирующий орган документы о наличии или отсутствии у организации задолженности. В частности, в регистрирующий орган представляют:
– налоговые органы – справку о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам;
– органы Фонда – справку о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности перед данным Фондом;
– таможенные органы – справку о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам и информацию о наличии (отсутствии) у этого юридического лица обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;
– РУП "Белгосстрах" (его обособленные подразделения) – справку о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Действующий в настоящее время Декрет № 1 предусматривает случай исключения организации из ЕГР: если регистрирующий орган не получил указанные справки и если со дня направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица истекло 35 рабочих дней.
На практике вышеуказанные органы (прежде всего налоговые) не всегда могут в установленный срок провести проверку организации и сделать вывод о наличии или отсутствии у нее задолженности. Поэтому в действительности регистрирующие органы перестраховываются и не совершают действий по исключению организации из ЕГР до тех пор, пока не получат от перечисленных органов соответствующие справки и информацию.
С 1 сентября 2011 г. такая ситуация будет частично легализована. Так, при невозможности представления налоговыми органами, органами Фонда, таможенными органами, РУП "Белгосстрах" (его обособленными подразделениями) вышеназванных справок и сведений они могут направить информацию о невозможности представления соответствующих справок и сведений в регистрирующий орган при наличии строго определенных Декретом № 5 причин:
– при непредъявлении юридическим лицом документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации;
– отказе от восстановления юридическим лицом документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации;
– восстановлении юридическим лицом документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации, с последующим проведением такой проверки.
Важно! Последняя причина основана на следующих нормах. При отсутствии у проверяемой организации документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, налоговый орган вправе определять в порядке, установленном постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2010 № 426, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений об организации, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Определенные в таком порядке суммы налогов, сборов (пошлин) налоговый орган пересматривает при условии восстановления организацией бухгалтерского, налогового учета и представления документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, но не позднее 3 месяцев со дня вручения (направления) организации или ее представителю акта проверки (п. 17 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510, п. 2 ст. 81 Налогового кодекса РБ).
Но соответствующие органы все же ограничены во времени. Так, в случае направления налоговыми органами, органами Фонда, таможенными органами, РУП "Белгосстрах" (его обособленными подразделениями) в регистрирующий орган информации о невозможности представления соответствующих справок, сведений эти документы должны быть поданы в регистрирующий орган не позднее 6 месяцев со дня получения уведомления регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации.
Соответственно если в регистрирующий орган налоговыми органами, органами Фонда, таможенными органами, РУП "Белгосстрах" (его обособленным подразделением) в течение 35 рабочих дней со дня направления уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица будет представлена информация о невозможности представления соответствующих справок, сведений, то субъект хозяйствования не будет исключен из ЕГР, но только в течение 6 месяцев со дня получения этими органами уведомления. Если же указанныеорганы не представят в течение 6 месяцев в регистрирующий орган справки, сведения о наличиизадолженности и неисполненных обязательств, то по истечении этого срока регистрирующий орган должен будет принять решение о внесении в ЕГР записи об исключении из него организации.
Правоохранительные и контролирующие (в т.ч. налоговые) органы могут воспрепятствовать процедуре ликвидации организации при установлении нарушений в ее деятельности
Еще одно новое препятствие для исключения юридического лица из ЕГР установлено Декретом № 5 (п. 16 Положения о ликвидации). Так, с 1 сентября 2011 г. организация не будет исключена из ЕГР, если в течение 35 рабочих дней с момента направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица в указанный орган поступит письменная информация от органов КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иных уполномоченных органов (в т.ч. налоговых) в пределах их компетенции:
– о выявленных фактах совершения организацией, находящейся в процессе ликвидации, правонарушений;
– фактах совершения правонарушений еедолжностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), если эти нарушения непосредственно связаны с деятельностью организации;
– имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации (прекращения деятельности).
Установленный в указанных случаях запрет на исключение организации из ЕГР не имеет ограничительного срока и снимается лишь в одном из следующих случаев:
– при получении регистрирующим органом информации от указанных государственных органов о принятых решениях по выявленным фактам совершения правонарушений организацией, ее должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), а также об исполнении наложенных в связи с этими решениями взысканий;
– представлении самой организацией в регистрирующий орган документов, подтверждающих погашение задолженности, о которой правоохранительные или контролирующие органы проинформировали регистрирующий орган.