Для юридических лиц введен новый вид ответственности – предупреждение
Законом предусмотрена возможность применения к юридическим лицам такой меры ответственности, как предупреждение. Ранее эта мера могла быть применена только к физическому лицу, в т.ч. должностному лицу, при условии, что о применении такой меры ответственности прямо говорится в соответствующей статье КоАП (что встречается нечасто). Такой же подход будет применим теперь и к юридическим лицам. Пока о возможности применения к ним предупреждения говорится в отдельных статьях, устанавливающих ответственность за таможенные правонарушения. Например, как альтернатива штрафу предусмотрена возможность применения к юридическому лицу предупреждения:
– за транспортировку, разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции, изменение состояния, нарушение упаковки, исправление поврежденной упаковки товаров, находящихся под таможенным контролем, взятие проб и образцов таких товаров, замену транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию Республики Беларусь в пункт ввоза или перевозящего товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, на другое транспортное средство без разрешения таможенного органа либо предварительного уведомления таможенного органа, если такое разрешение либо предварительное уведомление обязательны (ст. 14.12 КоАП);
– хранение товаров, помещенных под таможенную процедуру временного хранения, вне установленного таможенным органом места хранения таких товаров, иное нарушение требований и (или) условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного хранения товаров, за исключением нарушения срока временного хранения товаров и случаев, предусмотренных иными статьями КоАП (ст. 14.14 КоАП);
– нарушение предусмотренного таможенным законодательством порядка ведения учета товаров, а равно порядка представления отчетности таможенному органу (ст. 14.17 КоАП).
Нужно также иметь в виду, что, как правило, наряду с предупреждением в санкциях статей установлены и иные меры ответственности (обычно штраф). Какую меру применить, в каждом конкретном случае решает должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело и налагать взыскание. Но оно обязано учитывать:
– при наложении взыскания на физическое лицо (в т.ч. должностное) – характер совершенногоадминистративного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
– при наложении взыскания на юридическое лицо – характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.
Вниманию читателей: если лицо, привлеченное к ответственности, полагает, что должностным уполномоченным лицом вышеуказанные факторы не учтены или учтены не в должной степени, оно вправе обжаловать вынесенное постановление о наложении штрафа, указав в обосновании своей жалобы на эти обстоятельства.
За одно нарушение должностное лицо может быть оштрафовано на сумму не более 200 базовых величин
При привлечении к ответственности за нарушения законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности ипредпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления максимальный размер штрафа, если он налагается на должностное лицо и исчисляется в базовых величинах (а не в процентах или в кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, к сумме ущерба (например, неуплаченных налогов), сделки или полученного дохода), не может превышать 200 базовых величин (БВ) (ранее – 500 БВ). А вот максимальный размер штрафа за такие нарушения, налагаемого на юридическое лицо, не изменился. Независимо от того, в какой сфере совершено нарушение, он составляет 1 000 БВ.
Минимальные размеры штрафов, исчисляемых в базовых величинах, остались без изменений. Так, как и ранее, минимальный размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, не может быть менее 0,1 БВ. Минимальный размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, – 10 БВ. Исключение составляют штрафы за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также нарушения, предусмотренные ст. 23.74 "Нарушение порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма" КоАП, налагаемый на юридическое лицо. В таких случаях штраф может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее 0,5 БВ.
Если же штраф установлен в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, то эти ограничения не действуют и соответственно штраф может быть меньше указанных минимальных размеров или больше указанных максимальных размеров, но не может превышать 2-кратный, а за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов – 5-кратный (до вступления в силу комментируемого Закона – 10-кратный) размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.
В случае повторности одного и того же нарушения субъект будет оштрафован только один раз, а не за каждый факт нарушения
Комментируемым Законом скорректированы правила наложения взыскания при наличии совокупности и повторности нарушений.
Совокупность имеет место, когда лицо совершило 2 или более административных правонарушения, предусмотренные различными частями статьи (статей) либо различными статьями Особенной части КоАП (когда статьи состоят из одной части) и при этом ни за одно из этих нарушений оно не было привлечено к административной ответственности. При этом во внимание не принимаются правонарушения, за которые лицо было освобождено от административной ответственностипо установленным КоАП основаниям (например, в связи с малозначительностью нарушения либо в связи с истечением срока, по окончании которого оно считается не подвергавшимся административному взысканию).
Пример 1
Должностное лицо организации в течение проверенного контролирующим органом периода нарушило порядок ведения бухгалтерского учета, а также не представило в контролирующий орган отчет и налоговую декларацию, которые оно обязано было представить в соответствии с законодательством.
В данном случае имеет место совокупность, так как нарушения предусмотрены различными статьями и частями статей КоАП: ч. 1 ст. 12.1, ч. 2 ст. 13.4, ст. 23.16. То есть имеет место совокупность 3 нарушений.
Пример 2
Юридическое лицо в течение проверенного периода дважды нарушило порядок ведения кассовых операций:
– накопило в кассе наличные денежные средства в белорусских рублях сверх установленных обслуживающим банком лимитов остатков касс (нарушение предусмотрено ч. 1 ст. 11.7 КоАП);
– использовало наличные денежные средства в белорусских рублях из выручки сверх установленных обслуживающим банком размеров использования выручки (нарушение предусмотрено ч. 2 этой же статьи).
То есть имеет место совокупность 2 нарушений.
– наложенные взыскания складываются;
– окончательное взыскание по совокупности нарушений налагается в пределах, не превышающих установленные ст. 7.4 КоАП (т.е. сложение может оказаться не полным, а частичным).
Ранее предел ответственности в виде штрафа, исчисляемого в БВ, для должностных лиц по совокупности нарушений законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, таможенного регулирования, а также порядка управления равнялся 1 000 БВ. Теперь он снижен до 400 БВ. А вот для юридических лиц такой предел (2 000 БВ) остался прежним.
Совокупность правонарушений важно отличать от их повторности.
Пример 3
По результатам проверки было установлено, что должностное лицо организации за проверенный период не представило государственному органу отчеты, которые оно должно представлять в соответствии с законодательством.
В данном случае все нарушения, совершенные должностным лицом, предусмотрены ст. 23.16 КоАП, в которой только одна часть.
Так, непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
Пример 4
Должностное лицо организации в течение проверяемого контролирующим органом периода несколько раз нарушило правила ведения бухгалтерского учета.
В данном случае все нарушения, совершенные должностным лицом, предусмотрены ч. 1 ст. 12.1 КоАП.
Так, нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
В подобных случаях санкция будет применяться не за каждое нарушение в отдельности с последующим сложением примененных взысканий (как мы описали выше), а будет налагаться только одно основное и (или) одно дополнительное взыскание (например, штраф или штраф с конфискацией) в пределах санкции статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное правонарушение. То есть в примерах 3 и 4 должностное лицо организации будет оштрафовано только один раз, хотя в каждом примере имеют место несколько фактов нарушения.
Если самостоятельно прекратить совершение длящегося правонарушения, срок давности привлечения к ответственности можно сократить
Комментируемый Закон изменил общий срок давности наложения административного взыскания за длящееся правонарушение.
Напомним, что длящимся правонарушением признается деяние, предусмотренное КоАП, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания (ст. 2.6 КоАП). Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения правонарушения (т.е. когда сам нарушитель добровольно прекращает нарушение), или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения (например, нарушение пресечено контролирующим органом). Длящимися можно считать такие нарушения, как нарушение установленного порядка хранения бланков строгой отчетности (ч. 1 ст. 23.21 КоАП), самовольное занятие земельного участка (ст. 23.41 КоАП) и др.
Итак, если ранее взыскание за длящееся нарушение могло быть наложено не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения соответствующим контролирующим или надзорным органом (при выявлении правонарушения в ходе проверки день обнаружения совпадает с днем составления проверяющими акта проверки), то теперь в ситуации, когда нарушитель самостоятельно прекратил такого рода нарушение до его обнаружения, отсчет 2-месячного срока должен вестись со дня прекращения совершения правонарушения.
– все правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования (гл. 11–14 КоАП);
– нарушение законодательства о книге замечаний и предложений (ст. 9.24 КоАП);
– нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.1 КоАП);
– нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) (ст. 21.6 КоАП);
– завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ (ст. 21.7 КоАП);
– нарушение порядка обращения имущества в доход государства (ст. 23.8 КоАП);
– нарушение требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ст. 23.11 КоАП);
– нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов, а равно указание в них недостоверной информации (ст. 23.17 КоАП);
– нарушение установленного порядка регистрации и информирования о финансовых операциях (ст. 23.20 КоАП);
– нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи (ст. 23.23 КоАП);
– нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом (ст. 23.27 КоАП);
– нарушение сроков возврата временно занимаемых земель (ст. 23.42 КоАП);
– нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности (ст. 23.57 КоАП);
– нарушение порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (ст. 23.74 КоАП).