Электронное декларирование с 2012 г. для отдельных плательщиков стало обязательным
Электронное декларирование в налоговых органах было внедрено в Республике Беларусь 3 года назад. Тогда плательщики получили право вместо представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет (далее – налоговая декларация) на бумажном носителе направлять ее в виде электронного документа (далее – ЭД). Первоначально все плательщики могли выбирать способ декларирования – привычное бумажное или электронное. Но с текущего года отдельные категории плательщиков лишены права выбора и обязаны представлять налоговые декларации только в виде ЭД. Так, обязательность подачи налоговой декларации (расчета) в виде ЭД предусмотрена п. 4 ст. 63 Налогового кодекса РБ (далее – НК) для плательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек.
Справочно: отметим, что никакой ответственности за представление декларации по неустановленной форме не предусмотрено. Даже если плательщик обязан осуществлять декларирование в электронной форме, налоговый орган не вправе отказать в принятии от него налоговой декларации на бумажном носителе, если она составлена по установленной форме, и обязан проставить по просьбе плательщика на копии такой декларации отметку о ее принятии и дату ее получения (часть вторая п. 5 ст. 63 НК).
Что же касается документов, которые в соответствии с НК или иными актами налогового законодательства должны прилагаться к налоговой декларации, то они могут быть представлены в налоговый орган только на бумажном носителе (часть первая п. 4 ст. 63 НК).
Напомним, что с 1 января 2012 г.:
1) все организации (независимо от численности работников) должны представлять в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Их подают в налоговый орган по месту постановки на учет в произвольной форме не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором была произведена государственная регистрация или внесена в ЕГР запись о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, при реорганизации в форме присоединения – запись в ЕГР о прекращении деятельности присоединенной организации;
2) отменена обязанность плательщиков при использовании налоговых льгот представлять в налоговый орган по месту постановки на учет документы, подтверждающие право на льготы, вместе с налоговой декларацией по соответствующему налогу, сбору (пошлине). Такие документы налоговый орган истребует у организации в ходе выездной проверки.
В электронном виде могут быть представлены не только налоговые декларации, но и иные документы
Комментируемым постановлением предусматривается возможность в виде ЭД представить не только налоговые декларации, но и иные документы (заявления, сообщения), в частности:
– заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
– сообщения:
об открытии или закрытии белорусскими организациями счета в банке за пределами Республики Беларусь;
участии в белорусской или иностранной организации;
принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации;
создании или ликвидации обособленных подразделений организации;
изменении места нахождения организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась в порядке, предусмотренном ст. 66 НК.
Справочно: такие сообщения должны представляться в налоговые органы в соответствии с подп. 1.9 п. 1 ст. 22 НК в установленные в этом подпункте сроки.
В электронном формате возможно и обратное взаимодействие: направление налоговым органом плательщику в виде ЭД различных сообщений, уведомлений, решений, выписок, подтверждений и иных документов, в частности:
– сообщений об излишне уплаченных (взысканных) суммах налогов, сборов (пошлин), пеней, а также о проведенном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
– уведомлений с предложением о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений.
Такое уведомление направляется при проведении камеральной проверки в случае выявления в ходе такой проверки плательщика неполноты сведений, ошибок (в т.ч. арифметических) в налоговой декларации (расчете) и (или) документах, представленных плательщиком в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе. Указанные сведения и документы могут быть представлены плательщиком не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления;
– решений об отказе в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
– выписок из данных учета налогового органа об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней.
Для участия в электронном декларировании нужно соблюдать ряд требований
Комментируемым постановлением:
– утверждена Инструкция о порядке представления (направления), приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, а также иных документов в виде электронного документа;
– республиканское унитарное предприятие "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" (г. Минск, проспект Машерова, 7; тел. 8-0172-69-19-19) уполномочено на распространение плательщикам носителей ключевой информации и издание сертификатов открытых ключей проверки электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) для представления в налоговые органы налоговых деклараций, а также иных документов в виде ЭД.
Для получения сертификата открытого ключа проверки ЭЦП плательщик должен зарегистрироваться в качестве абонента Удостоверяющего центра инфраструктуры открытых ключей, в качестве которого выступает указанное предприятие. Взаимоотношения между Удостоверяющим центром и организацией, использующей его услуги, определяются Регламентом оказания услуг по распространению открытых ключей проверки подписи республиканским унитарным предприятием "Информационно-издательский центр по налогам и сборам". Регламент размещен на сайте МНС (www.nalog.by) в разделе "Электронное декларирование". Регистрация и иные услуги, оказываемые Удостоверяющим центром, – платные.
Чтобы быть участником электронного декларирования, плательщик должен также позаботиться о наличии у себя программных и технических средств, необходимых для создания, обработки, хранения, передачи и защиты налоговых деклараций и иных документов, представляемых в налоговые органы в виде ЭД, а также документов, направляемых плательщику налоговым органом в виде ЭД, и соответствии таких средств требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Но и этого недостаточно. Чтобы налоговая декларация или иной документ в виде ЭД считался надлежащим и был принят налоговым органом, его следует представить в налоговый орган:
– для налоговых деклараций, заявлений и сообщений – по установленному МНС формату;
– для иных документов, подготовленных с использованием Excel-таблиц, текстового редактора Word, – в произвольной форме.
Форматы налоговых деклараций установлены по конкретным налогам, сборам (пошлинам). Если налоговая декларация в виде ЭД представлена плательщиком по установленному формату, то налоговый орган не вправе отказать в ее принятии и обязан передать плательщику подтверждение в виде ЭД о ее приеме (п. 5 ст. 63 НК).
Плательщику также важно соблюсти установленный срок представления налоговой декларации в виде ЭД. Так, днем представления декларации будет считаться дата ее отправки. Причем, поскольку согласно ст. 3-1 НК действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 ч последнего дня срока, в случае отправки электронной налоговой декларации до 24 ч последнего дня срока ее представления она будет считаться представленной в налоговый орган в этот день.
Важно! Если последний день срока представления налоговой декларации (например, 20-е число месяца) приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 3-1 НК).
Эти же правила справедливы и для случаев отправки налоговой декларации в виде бумажного документа по почте: днем ее представления считается дата отправки почтовогоотправления с описью вложения (п. 5 ст. 63 НК), а сдать налоговую декларацию на бумажном носителе на почту для отправки таким образом можно до 24 ч последнего дня срока представления налоговой декларации.
Процесс электронного декларирования осуществляется в несколько этапов
На первом этапе плательщик представляет в налоговый орган налоговую декларацию или иной документ в виде ЭД с использованием ЭЦП. При этом плательщик-организация может воспользоваться только одним способом создания и передачи ЭД в налоговые органы – с использованием специализированного программного обеспечения, размещенного на web-портале МНС (http://www.portal.nalog.by). Это обеспечение можно установить непосредственно на компьютере плательщика, руководствуясь инструкцией по установке специализированного программного обеспечения, которая размещена в этом же разделе web-портала МНС. Посредством специализированного программного обеспечения плательщик либо самостоятельно создает ЭД, вводя его показатели и (или) данные с клавиатуры, либо загружает в предоставленную МНС информационную систему ЭД, который подготовлен в его собственной информационной системе, но в соответствии с утвержденным форматом ЭД для налоговой декларации, заявления, сообщения либо в произвольной форме для иных документов, подготовленных с использованием Excel-таблиц, текстового редактора Word. Затем плательщик осуществляет форматно-логический контроль (при наличии такого контроля) созданного ЭД и подписывает документ ЭЦП. После этого документ направляется на web-портал МНС.
Ранее предусмотренный второй способ создания и передачи ЭД с использованием Интернета (обращение плательщика на web-портал МНС и создание непосредственно на этом портале в интерактивном режиме ЭД посредством ввода его показателей с клавиатуры) для организаций комментируемым постановлением не предусматривается.
На втором этапе налоговый орган принимает поступивший на web-портал МНС ЭД и обрабатывает его, осуществляя форматнологический контроль. При этом возможны 2 варианта:
– если в представленном ЭД не выявляются ошибки форматно-логического контроля, то плательщику не позднее рабочего дня, следующего за днем получения ЭД, направляется в электронном виде подтверждение портала о приеме ЭД. Подтверждение подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица МНС, и ЭД направляется в инспекцию МНС по месту постановки на учет плательщика или по месту расположения объектов налогообложения;
– если формат представленного ЭД не соответствует установленному формату (для налоговой декларации, заявления, сообщения), или иной документ поступил на web-портал МНС не в форматах Excel-таблиц, текстового редактора Word, то плательщику не позднее рабочего дня, следующего за днем его получения, направляется в электронном виде соответствующее сообщение.
На третьем этапе применительно к налоговой декларации инспекция МНС проводит ее анализ на предмет отсутствия или наличия ошибок, по результатам которого направляет плательщику подтверждение о приеме налоговой декларации в виде ЭД (иные документы такому анализу не подвергаются). Если такие ошибки не выявляются, то плательщику направляется подтверждение о приеме налоговой декларации без ошибок. При наличии же ошибок плательщик получит подтверждение о приеме налоговой декларации с ошибками. Подтверждения подписываются ЭЦП уполномоченного должностного лица инспекции МНС и направляются плательщику в электронном виде не позднее второго рабочего дня, следующего за днем ее получения.
Ошибки бывают разные
Важно различать значение ошибок, выявляемых в ходе форматно-логического контроля налоговой декларации или иного документа, осуществляемого МНС, и ошибок, выявляемых в ходе анализа налоговой декларации, проводимого инспекцией МНС.
Ситуация 1
Налоговая декларация, заявление, сообщение, поступившие на web-портал МНС, не соответствуют установленному МНС формату (иной документ поступил не в форматах Excel-таблиц, текстового редактора Word), т.е. не прошли форматно-логический контроль.
В такой ситуации документ не будет считаться налоговой декларацией, заявлением, сообщением, иным документом плательщика. Получив сообщение от МНС о таком несоответствии, плательщик должен до истечения определенного в НК срока представления налоговой декларации или иного документа:
– либо направить на web-портал МНС налоговую декларацию, заявление, сообщение установленного формата (иной документ – в форматах Excel-таблиц, текстового редактора Word);
– либо представить в инспекцию МНС документ на бумажном носителе.
В противном случае, если срок представления налоговой декларации или иного документа будет нарушен, организацию и ее должностных лиц ожидает административная ответственность.
Так, за нарушение установленного срока представления налоговой декларации юридические лица привлекаются к ответственности за это правонарушение по ч. 1 или ч. 2 ст. 13.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Часть 1 предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации (расчета) в установленный срок при просрочке не более 3 рабочих дней. В этом случае на юридическое лицо налагается штраф в размере от 1 до 10 базовых величин (БВ). При просрочке же более 3 рабочих дней ответственность юридического лица наступает по ч. 2 указанной статьи в виде штрафа в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ.
Должностные лица привлекаются к ответственности только по ч. 2 ст. 13.4 КоАП, т.е. при просрочке более 3 рабочих дней. На них в таком случае налагается штраф в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 10 БВ в общей сложности.
Ситуация 2
Направленная в виде ЭД налоговая декларация прошла форматно-логический контроль, т.е. ЭД идентифицирован как налоговая декларация, но в нем есть какие-либо ошибки.
В таком случае ответственность за нарушение установленного срока представления налоговой декларации не применяется. Но ошибки в ней должны быть исправлены путем представления в налоговый орган налоговой декларации с изменениями и дополнениями (этого требует п. 8 ст. 63 НК). Срок для представления уточненной декларации в НК не установлен, но в случае, если ошибка в первоначальной декларации повлекла за собой уплату суммы налога, сбора (пошлины) в меньшем размере, чем требуется по законодательству, то лучше сделать это как можно скорее. Ведь неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины) влечет за собой ответственность по ст. 13.6 КоАП. Но если плательщик внесет изменения и дополнения в налоговую декларацию и уплатит причитающуюся сумму налога, сбора (пошлины) до назначения выездной проверки, в результате которой может быть обнаружена такая неуплата или неполная уплата (по правонарушениям, выявленным в результате камеральной налоговой проверки, – до составления акта камеральной проверки), то такая ответственность уже не применяется (ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП).
Справочно: днем назначения выездной проверки является день ознакомления плательщика или его представителя с предписанием на проведение проверки (ч. 3 примечания к гл. 13 КоАП). Днем составления акта камеральной проверки считается день подписания акта должностным лицом налогового органа, проводившим проверку (п. 8 ст. 70 НК).