В Указе Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) и утвержденном им Положении о порядке организации и проведения проверок (далее – Положение) до настоящего времени не были определены правила исчисления установленных в них сроков, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение регулируемых ими отношений. На практике это вызывало немало вопросов и споров между проверяемыми субъектами и контролирующими (надзорными) органами.
С 1 октября 2012 г. Указ Президента РБ от 26.07.2012 № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 332) ввел следующие правила, которые организациям следует знать и грамотно применять, чтобы эффективно отстаивать свои права во взаимоотношениях с контролирующими (надзорными) органами. Рассмотрим их с соответствующими примерами.
1. Течение срока, исчисляемого месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих могут быть поданы в хозяйственный суд в течение года со дня их вынесения, а в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, – в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения) (пп. 78 и 79 Положения). Таким образом, отсчет указанных годичного и 30-дневного срока нужно вести со дня, следующего за днем вынесения обжалуемого решения, требования (предписания), совершения обжалуемого действия (бездействия).
Пример 1
Решение по акту проверки вынесено 4 сентября 2012 г. Отсчет годичного срока начинается 5 сентября 2012 г., а сам годичный срок на обжалование решения в суде заканчивается 4 сентября 2013 г. (т.е. в этот день жалоба еще может быть подана).
2. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Пример 2
В случаях, указанных в п. 27 Положения, проведение проверки может быть приостановлено по решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – не превышающий 6 месяцев).
Так, если проверка приостановлена с 30 ноября 2013 г. на 3 месяца, то она должна быть возобновлена с 1 марта 2013 г. (3-месячный срок истекает 28 февраля). Если проверка приостановлена с 12 июня 2013 г. на 6 месяцев, она должна быть возобновлена с 12 декабря 2013 г. (6-месячный срок истекает 11 декабря).
Пример 3
Жалобу на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящее должностное лицо контролирующего (надзорного) органа рассматривает в месячный срок со дня ее получения (п. 80 Положения). Если жалоба была получена 19 марта 2013 г., то месячный срок начинает исчисляться с 20 марта и заканчивается 19 апреля 2013 г. (т.е. это последний день, когда жалоба должна быть рассмотрена).
3. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Пример 4
Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение 10 дней со дня начала проверки и рассматривается контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) в срок не позднее 10 дней со дня его получения (п. 22 Указа № 510). Если проверка начата 16 октября 2013 г., то отсчет 10-дневного срока для подачи заявления начинается с 17 октября 2013 г. и заканчивается 28 октября этого года (26 октября – суббота, поэтому окончание срока перенесено на ближайший рабочий день). Если заявление о признании проверки незаконной будет подано 28 октября 2013 г. (т.е. в последний день срока), то срок для ее рассмотрения начинает течь 29 октября 2013 г. и заканчивается 8 ноября (7 ноября – нерабочий день).
4. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24:00 последнего дня срока.
Пример 5
В требовании (предписании) об устранении нарушений указываются срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, и срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (не позднее 2 рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений) (п. 73 Положения). Таким образом, проверяемый субъект обязан устранить нарушение до 24:00 последнего дня срока, установленного для такого устранения, а уведомление об устранении отправить контролирующему (надзорному) органу по почте не позднее 24:00 последнего дня срока, установленного для такого информирования, но не позднее 24:00 второго рабочего дня, следующего после истечения срока на устранение нарушения. О времени отправления будет свидетельствовать почтовый штемпель.
Вышеизложенные правила применимы как для самого Указа № 510, так и для утвержденных им Положения о порядке организации и проведения проверок и Положения о порядке проведения мониторинга.
Отметим, что речь идет не обо всех сроках, а лишь о тех, с которыми связывают возникновение, изменение или прекращение отношений, регулируемых Указом № 510. К таким срокам не относятся, например, сроки, определяющие длительность проверок, проверяемые периоды.
Напомним, что срок проведения проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, не может превышать (п. 26 Положения):
– по общему правилу – 30 рабочих дней. Если проверка проводится по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам), то срок не ограничивается;
– для внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения – 3 рабочих дней;
– для контрольной проверки (проводится в целях установления того, устранены ли нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки независимо от ее вида) – 5 рабочих дней;
– для дополнительной проверки – 10 рабочих дней. Этот срок также не действует при дополнительных проверках, проводимых по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
Итак, сроки длительности проверок исчисляют непосредственно с первого дня проверки, указанного в предписании на проверку, а не со следующего дня. Если после выдачи предписания указанный в нем последний день срока проведения проверки будет объявлен нерабочим (например, вследствие переноса на другой день), то перенос последнего дня срока проверки, приходящегося на такой день, на следующий за ним рабочий день не допускается. Это значит, что проверяющие должны будут завершить проверку в предшествующий рабочий день.
Что касается проверяемых периодов, то их продолжительность также определяется по их буквальному указанию в предписании и требованиям п. 13 Указа № 510.
Например, если в предписании указано, что проверка по вопросам соблюдения законодательства о лицензировании проводится за период с 1 января по 31 декабря 2011 г., то по данным вопросам будет проверяться именно этот период, а не период начиная со 2 января 2011 г. Отметим также, что Указом № 332 предусмотрена возможность указания в предписании на проверку не одного, а нескольких проверяемых периодов (отдельно для различных вопросов проверки).