Практически любая организация в своей деятельности сталкивалась с применением к ней налоговыми органами такой меры воздействия, как начисление пеней. Это может происходить в следующих ситуациях.
У организации нет средств на уплату текущих налогов и сборов.
Ситуация 2
Организация не представила к счету в банке в установленный срок платежное поручение на уплату причитающихся сумм.
При этом в данной ситуации камеральную проверку проводят без выписки предписания на проверку, но с составлением акта проверки.
Налоговый орган доначислил организации налоги по результатам камеральной проверки.
– по итогам налогового либо отчетного периода, в котором налоговые льготы были первоначально использованы;
– не позднее 20 июля календарного года, в котором применялись налоговые льготы, и 20 января календарного года, следующего за годом, в котором использовались такие налоговые льготы, если иное не установлено Налоговым кодексом РБ (далее – НК) или иными актами налогового законодательства.
Если же плательщик использует налоговые льготы, но не представляет в налоговый орган документы, подтверждающие право на льготы, в порядке, определенном п. 6 ст. 43 НК, или представляет документы, не подтверждающие право на льготы, налоговый орган в ходе камеральной проверки вправе самостоятельно исчислить подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.
Акт камеральной проверки составляют в 2 экземплярах. Днем его составления является день подписания акта должностным лицом налогового органа, проводившим проверку. Акт вручают под роспись (направляют заказным письмом с уведомлением о вручении) организации или ее представителю. Представитель организации вправе подписать акт проверки с указанием на наличие возражений и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания представить в письменном виде возражения по его содержанию в налоговый орган, проводящий проверку. По истечении предусмотренного срока возражения к рассмотрению не принимают. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучают проводившие камеральную проверку должностные лица налогового органа. Они должны в течение 15 рабочих дней составить письменное заключение и направить организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить ее представителю под роспись. На основании акта камеральной проверки, проведенной с доначислением сумм налогов и сборов, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) организации или ее представителю, а в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) заключения по этим возражениям руководитель (его заместитель) налогового органа в пределах его компетенции выносит решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.
В ходе выездной проверки выявлена неуплата (неполная уплата) налогов.
– если нарушение будет признано налоговым органом малозначительным на основании ст. 8.2 КоАП.
Как правило, организацию освобождают от ответственности, если доначисленная сумма не превышает 3 БВ, а ее должностное лицо – если доначисленная сумма не превышает 1 БВ;
– на основании п. 18 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
Это возможно, если неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налогов, сборов (пошлин) не превышает 1 % от исчисленных организацией сумм, учет которых осуществляют налоговые органы, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть года). Для этого организации нужно возместить причиненный государству вред, выявленный проверкой (в частности, уплатить все причитающиеся по акту проверки налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи в бюджет), в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки.
При повышении ставки рефинансирования Нацбанка размер пени пересчитывают исходя из новой ставки за весь период несвоевременного исполнения налоговых обязательств
Пени начисляют за каждый календарный день просрочки исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины), и заканчивая днем его уплаты или взыскания (включительно).
Пени за каждый день просрочки определяют в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины). Процентная ставка пеней принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день исполнения налогового обязательства.
Как видим, при начислении пеней во внимание принимают не те ставки, которые действовали в период просрочки исполнения налогового обязательства, а ставку, установленную на момент исполнения обязательства, т.е. уплаты или взыскания суммы налога, сбора (пошлины). Поэтому зафиксированная в акте выездной проверки налогового органа сумма пени (обычно сумму пени определяют в акте такой проверки исходя из числа дней начиная со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты налога, по день составления акта проверки) является ориентировочной и должна измениться не только в соответствии с длительностью периода, который пройдет до момента исполнения налогового обязательства, но и согласно действующей на этот момент ставке рефинансирования.
Пример 1
Организацией, осуществляющей уплату НДС ежемесячно, 21 марта 2011 г. представлена в налоговый орган налоговая декларация (расчет) по НДС с подлежащей уплате суммой налога 130 млн. руб., а 22 марта – платежное поручение в банк на перечисление этой суммы (срок уплаты – 22 марта). В связи с недостаточностью средств на счете поручение было исполнено только на 70 млн. руб., а в оставшейся части помещено в картотеку. Начиная с 23 марта 2011 г. налоговый орган осуществлял начисление пени на неуплаченную сумму налога (60 млн. руб.) исходя из ставки рефинансирования 12 % годовых (0,033333 % за каждый день просрочки). По мере повышения ставки рефинансирования размер пени перерассчитывался налоговым органом и по состоянию на 21 июня 2011 г. при ставке рефинансирования 16 % (0,044444 % за каждый день просрочки) начисленная сумма пени составила 2,427 млн. руб. (60 млн. × 91 день × 0,044444 %). С 22 июня ставка рефинансирования увеличилась до 18 %. В этот же день на счет организации поступили 60 млн. руб. и платежное поручение на уплату НДС было исполнено в оставшейся части. Сумма пени за весь период просрочки (с 23 марта 2011 г.) подлежит пересчету исходя из новой ставки рефинансирования Нацбанка и составит 2,76 млн. руб. (0,05 % × 92 дня × 60 млн.).
Пример 2
В ходе выездной проверки, проведенной налоговым органом в сентябре 2010 г. (акт от 4 октября 2010 г.), выявлен факт неуплаты оффшорного сбора по сроку уплаты 26 октября 2009 г. в сумме 31 млн. руб. По состоянию на 4 октября 2010 г. ставка рефинансирования Нацбанка составляла 10,5 %. Исходя из этой ставки (или 0,029166 % за каждый день просрочки) в акте проверки была исчислена пеня за период с 27 октября 2009 г. по 4 октября 2010 г. в размере 3,101 млн. руб. (0,029166 % × 343 дня × × 31 млн.). Сумма сбора уплачена плательщиком только 24 июня 2011 г. (ставка рефинансирования Нацбанка на эту дату – 18 %). Сумма пени за весь период просрочки (с 27 октября 2009 г.) подлежит пересчету исходя из новой ставки рефинансирования и составит 9,393 млн. руб. (0,05 % × 606 дней × 31 млн.).
Пени уплачивают и взыскивают после уплаты или взыскания налоговых платежей
В п. 5 ст. 52 НК закреплен важный принцип: пени уплачиваются и взыскиваются после уплаты или взыскания причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). Другими словами, взыскиваемые налоговым органом суммы задолженности первоначально направляют в погашение основного долга и лишь в последующем – в счет уплаты пеней. Это правило выгодно должнику, поскольку способствует более оперативному уменьшению базы для начисления пени.
Пени уплачивают, взыскивают, а в случае их излишней уплаты или взыскания – возвращают или зачитывают в том же порядке, что и налоги, сборы (пошлины). То есть следует применять правила, установленные в ст. 56–61 НК. При этом суммы налогов и пени, причитающиеся к уплате по результатам выездной проверки, в случае их неуплаты организацией в добровольном порядке налоговый орган взыскивает в бесспорном порядке начиная со дня, следующего за днем вручения (направления) организации или ее представителю решения по акту проверки.