Непредставление имеющихся документов бухгалтерского и налогового учета может повлечь исчисление налогов и сборов расчетным методом
Налоговые органы и органы КГК получили право определять в порядке, установленном Советом Министров, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о плательщиках, осуществляющих аналогичные виды деятельности, не только в случае отсутствия у проверяемого субъекта документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением (как ранее), но и при непредставлении в указанные органы имеющихся документов. Соответствующие корректировки внесены в п. 17 Указа № 510.
1) при отсутствии проверяемого субъекта, а также лиц, обязанных подписывать акт (справку) проверки (определены в п. 66 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее – Положение)), по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему известному этим органам месту нахождения (месту жительства) сделать в предписании на проведение проверки соответствующую запись и направить его копию проверяемому субъекту, лицам, имеющим полномочия представителя проверяемого субъекта, по почте по последнему известному налоговому органу или органу КГК месту их нахождения (месту жительства).
При этом проверяемый субъект будет считаться надлежащим образом ознакомленным с предписанием по истечении 3 дней со дня такого направления и указанные органы могут приступить к проверке, в т.ч. к исчислению причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) в вышеназванном порядке;
2) при отсутствии проверяемого субъекта, а также лиц, имеющих полномочия представителя проверяемого субъекта, по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему месту нахождения (месту жительства), известному налоговому органу или органу КГК, направить подписанный проверяющим (руководителем проверки) акт (справку) проверки по последнему известному этим органам месту нахождения (месту жительства) проверяемого субъекта или его представителя.
В этом случае проверяемый субъект будет считаться надлежащим образом ознакомленным с результатами проверки, а акт (справка) проверки – полученным по истечении 3 дней со дня такого направления.
Запрошенную по чек-листу информацию нужно представить контролирующему (надзорному) органу в течение 10 рабочих дней
Указом № 332 упорядочены нормы Указа № 510, касающиеся использования контрольного списка вопросов (чек-листа) (далее – чек-лист). Напомним, что чек-лист – это исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством,подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. Указом № 332 предусмотрено, что Совет Министров утверждает только перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) чек-лист, а вот формы чек-листов утверждаются республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству, и размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в Интернете.
Чек-лист применяется в 2 целях:
– во-первых, его применение возможно для планирования проверок.
Так, при планировании проверок контролирующим (надзорным) органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска, для получения контролирующим (надзорным) органом информации, последующего анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки. Если Советом Министров для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование контрольного списка вопросов (чек-листа), то он является обязательным к применению контролирующим (надзорным) органом при планировании проверок.
Указом № 332 впервые установлено, что информация по контрольному списку вопросов (чек-листу) должна быть представлена проверяемым субъектом контролирующему (надзорному) органу не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанного списка (чек-листа). За неисполнение в установленный срок этой обязанности либо представление чек-листа, содержащего заведомо недостоверные сведения, на виновных должностных лиц организации может быть наложен штраф по ст. 23.16 КоАП "Непредставление документов, отчетов и иных материалов" в размере от 4 до 20 базовых величин;
– во-вторых, чек-лист может использоваться как форма отражения информации в процессе проведения проверки.
В этом случае чек-лист или его часть заполняется самим проверяющим (руководителем проверки) по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки. Такое использование чек-листа обязательно при проведении плановой проверки, если Советом Министров для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование контрольного списка вопросов (чек-листа). При проведении же внеплановой проверки вопрос использования чек-листа решается по усмотрению проверяющих.
– налоговыми органами – при осуществлении контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий (в отношении всех проверяемых субъектов);
– органами государственного санитарного надзора – при осуществлении государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства (в отношении деятельности парикмахерских (салонов красоты));
– органами государственного пожарного надзора – при осуществлении государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности (в отношении проверяемых субъектов, относящихся к средней и низкой группе риска и эксплуатирующих торговые объекты (за исключением передвижных торговых объектов и торговых объектов общественного питания) с площадью торгового зала до 75 кв. м);
– концерном "Белнефтехим" – при осуществлении контроля за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности – оптовая и розничная торговля нефтепродуктами (при проверке складов хранения нефтепродуктов, автозаправочных станций).
При проверке организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, игровые автоматы могут быть изъяты для направления на освидетельствование
Налоговые органы получили право в случаях и в порядке, установленных законодательством, при проведении проверки на срок, не превышающий срок ее проведения, направлять с изъятием или без изъятия игровые автоматы на техническое освидетельствование.
Соответствующие случаи и порядок определены Положением о порядке направления игровых автоматов на техническое освидетельствование, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 27.04.2012 № 389.
Так, установлено, что техническое освидетельствование игровых автоматов осуществляет научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации" (далее – БелГИСС) на основании договора, заключаемого между БелГИСС и налоговым органом, направляющим игровые автоматы на техническое освидетельствование. Проверяющие вправе направить игровые автоматы на техническое освидетельствование при наличии следующих оснований:
– установление фактов, свидетельствующих о возможном вмешательстве в показания накапливающих счетчиков игровых автоматов;
– установление признаков подделки, изменения заводского номера игровых автоматов;
– установление признаков изменения версий программного обеспечения игровых автоматов, указанных в свидетельстве о регистрации общего количества объектов обложения налогом на игорный бизнес;
– использование игровых автоматов, искажающих информацию о принятых ставках и (или) выплаченных выигрышах в азартной игре;
– отсутствие и (или) нарушение целостности средств контроля, установленных на игровых платах игровых автоматов при их техническом освидетельствовании в порядке, определенном законодательством РБ;
– отсутствие актов технического освидетельствования игровых автоматов (в случаях, когда проведение технического освидетельствования предусмотрено техническими нормативными правовыми актами).
Организации не будут знать конкретную дату начала у них плановой проверки
Некоторые изменения затронули содержание уведомления о проведении проверки (напомним, что оно направляется только в случае плановой проверки за 10 рабочих дней до начала ее проведения) и предписания на проведение поверки (необходимо при любой проверке). Так, уведомление может содержать не конкретную дату начала проверки (как ранее), а лишь указание на месяц начала проверки (что, впрочем, можно заранее узнать на сайте КГК в разделе "Координационный план контрольной (надзорной) деятельности"). Кроме того, в уведомлении, а также в предписании на проведение проверки может указываться несколько проверяемых периодов, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (такие периоды могут отражаться в перечне вопросов, подлежащих проверке).
Предусмотрено в Указе № 332 и право руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя скорректировать содержание предписания на проверку в части изменения состава проверяющих, перечня вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода (проверяемых периодов), срока проведения проверки. Полагаем, что данное право должно осуществляться со строгим соблюдением установленных в п. 13 Указа № 510 и пп. 26–30 Положения требований к проверяемому периоду и срокам проведения проверки.
Право приостанавливать и продлевать проверки получили заместители министров
В соответствии с изменениями, внесенными в пп. 27 и 28 Положения, право приостанавливать и продлевать проверки наряду с руководителями государственных органов республиканского уровня (министры, председатели государственных комитетов и т.п.) получил также один из уполномоченных заместителей руководителей указанных органов (т.е. каждый орган может уполномочить на это одного заместителя).
Обратим внимание на то, что многие упускают из вида: использованный в пп. 27 и 28 Положения термин "государственный орган" следует понимать так, как это определено в п. 15 Положения. То есть под государственными органами в Положении понимаются только республиканские органы государственного управления (это министерства и государственные комитеты), иные государственные организации, подчиненные Правительству (это концерны и Белкоопсоюз), органы КГК, Генеральная прокуратура, Нацбанк, Управление делами Президента, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте, а применительно к ведомственному контролю – также ВХС, Белстат, Национальная академия наук, областные и Минский городской исполкомы, Государственная служба медицинских судебных экспертиз, Оперативно-аналитический центр, Национальная государственная телерадиокомпания, республиканские государственно-общественные объединения. Например, начальник инспекции МНС по району или по г. Минску (области), начальники территориальных органов Минфина, местных финансовых органов и их заместители продлевать и приостанавливать проверки не вправе.
Еще одно изменение касается проверок, проводимых по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам). На эти проверки не будут распространяться не только общеустановленные сроки проведения проверки, определенные в п. 26 Положения (в частности, срок в 30 рабочих дней), но и сроки ее возможного приостановления и продления, предусмотренные в пп. 27 и 28 Положения. То есть продлить или приостановить такие проверки можно будет без каких-либо ограничений.
Справочно: проведение плановой проверки может быть приостановлено по решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – не превышающий 6 месяцев), с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом) при наличии следующих обстоятельств:
– проведение исследований (испытаний), технических освидетельствований или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;
– необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
– направление запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств;
– необходимость получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами Республики Беларусь;
– невозможность продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта.
Период, на который плановая проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения плановой проверки. О приостановлении проверки в предписании делается отметка, с которой знакомится представитель проверяемого субъекта (п. 27 Положения).
По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя проведение плановой проверки может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и др.) (п. 28 Положения).