Ситуация
Согласно информации из координационного плана контрольной и надзорной деятельности, размещенной на интернет-сайте Комитета государственного контроля, в июле 2010 г. запланирована проверка одного из обособленных подразделений строительной организации, имеющего учетный номер плательщика, органом пожарного надзора, а в августе 2010 г. – проверка строительной организации налоговым органом, органом пожарного надзора и органом государственного строительного надзора.
Рассмотрим данную ситуацию с учетом норм нового для субъектов хозяйствования акта, регулирующего контрольную и надзорную деятельность, – Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее – Указ, Положение).
Все контролирующие органы, желающие проверить организацию в плановом порядке, начнут проверку в течение одного месяца
Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами (далее – контролирующие органы), но только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одной и той же организации в течение календарного года запрещено (п. 8 Указа).
Таким образом, налоговый орган, орган пожарного надзора и орган государственного строительного надзора должны в августе 2010 г. провести в строительной организации совместную проверку. В рамках проведения этой проверки может быть осуществлена проверка всех обособленных подразделений организации.
При этом факт проведения органом пожарного надзора в июле 2010 г. плановой проверки обособленного подразделения строительной организации, имеющего учетный номер плательщика, не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки самой организации, а также ее иных обособленных подразделений. Но вопросы, которые будут проверены органом пожарного надзора в этом подразделении в июле 2010 г., в ходе совместной проверки проверяться не должны.
При совместной плановой проверке контролирующие органы обязаны приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в координационном плане (п. 19 Положения). В рассматриваемом случае все 3 органа должны начать проверку в августе, но конкретная дата ее начала определяется каждым из них самостоятельно. То есть один орган может начать проверку в начале августа, второй – в середине, третий – в самом конце этого месяца. Длительность проверки у каждого органа также может отличаться, но в пределах, установленных Положением.
Так, максимально возможный срок проверки организации каждым из органов – 30 рабочих дней. По решению руководителя республиканского контролирующего органа (например, министра по чрезвычайным ситуациям или министра по налогам и сборам) проверка может быть приостановлена на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – не превышающий 6 месяцев). Такое продление срока возможно при наличии одного из следующих обстоятельств:
– при проведении исследований (испытаний) или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;
– восстановлении проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
– направлении запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств;
– необходимости получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим органом, за пределами Республики Беларусь;
– невозможности продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта.
Период, на который проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения проверки. О приостановлении проверки в предписании на проверку должна быть сделана отметка, с которой должен быть ознакомлен представитель организации.
Кроме того, по решению руководителя республиканского контролирующего органа проведение проверки может быть продлено максимум на 15 рабочих дней при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и др.). Продление срока проверки возможно только один раз.
Организация о назначении проверки должна быть заблаговременно уведомлена каждым контролирующим органом
Несмотря на размещение информации о проверке на сайте Комитета государственного контроля, каждый из контролирующих органов обязан письменно уведомить строительную организацию о назначении проверки не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения этим органом. Форма уведомления о проведении проверки установлена постановлением Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510" (далее – постановление № 383).
Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему органу месту нахождения организации, считается полученным ею через 3 дня со дня направления. В уведомлении должны быть, в частности, отражены: наименование контролирующего органа, который будет проводить проверку; дата начала проверки; проверяемый период; основание проведения проверки, т.е. конкретный пункт координационного плана; исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке соответствующим органом.
Кроме того, при необходимости проведения контрольного обмера орган государственного строительного надзора обязан письменно известить участников контрольного обмера о времени и месте его проведения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала осуществления обмера. В случае привлечения к проверке указанным органом представителей застройщика, организации, осуществляющей функции заказчика строительства (технического надзора), подрядной или проектной организации (далее – заинтересованное лицо) орган строительного надзора обязан письменно известить такое заинтересованное лицо о времени и месте проведения проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения. На основании извещения заинтересованное лицо определяет своих представителей, обеспечивает их участие в проверке и информирует об этом указанный орган. В предписании на проведение проверки органом государственного строительного надзора должны быть определены представители заинтересованного лица.
Организация вправе инициировать перенос даты начала проверки. Но вопрос решается каждым контролирующим органом индивидуально
Строительная организация обязана обеспечить возможность проведения проверки в сроки, указанные в уведомлениях. Однако по ее заявлению, которое должно быть подано не позднее 3 рабочих дней со дня получения каждого из уведомлений с указанием причин, препятствующих проведению проверки, конкретным контролирующим органом может быть принято решение о переносе срока проведения проверки. Решение о переносе или об отказе в переносе срока проведения проверки принимается контролирующим органом не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления строительной организации. По инициативе строительной организации срок по данной проверке может быть перенесен только один раз.
Если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим органом и по ним составлен акт (справка) проверки, строительная организация должна до начала проведения проверки (дата начала будет указана в уведомлении) письменно проинформировать об этом контролирующий орган, названный в уведомлении, и направить ему копию акта (справки) проверки. Такая ситуация может иметь место, например, в отношении проверки, проводимой налоговым органом. Вопросы и периоды, подлежащие проверке этим органом, могли быть ранее проверены органом Комитета государственного контроля или органом ведомственного контроля. В таком случае вопросы и периоды деятельности организации, проверенные в ходе предыдущей проверки органом Комитета государственного контроля, проверяться не должны. А вот вопросы и периоды, проверенные органом ведомственного контроля, могут быть перепроверены налоговым органом (п. 12 Указа).
У каждого контролирующего органа должно быть свое предписание на проверку
Каждый из контролирующих органов должен выписать предписание на проверку, которое подписывается руководителем органа или его уполномоченным заместителем и заверяется печатью контролирующего органа или оформляется на его фирменном бланке. В предписании, в частности, отражаются основание проведения проверки, т.е. пункт координационного плана; наименование органа, проводящего проверку; фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность); исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке; проверяемый период; срок проведения проверки (дата ее начала и окончания).
Возможно, что какой-то из контролирующих органов намеревается проверить наряду со строительной организацией и иных субъектов. В таком случае у него может иметься одно предписание на проведение их проверок, но в нем должны быть отражены темы проверки и вопросы, подлежащие проверке у каждого субъекта, а также сроки проведения проверки у каждого субъекта и проверяемые периоды.
На основании выписанного на проверку строительной организации предписания контролирующий орган вправе при необходимости провести встречную проверку контрагентов (третьих лиц) организации.
Проведению проверки должно предшествовать совершение каждым контролирующим органом ряда действий
Перед началом проверки проверяющий (руководитель проверки) каждого из контролирующих органов обязан совершить следующие действия:
1) предъявить представителю строительной организации свое служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;
2) внести сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги). В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.
При проведении органом строительного надзора проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности сведения о ее проведении вносятся в журнал производства работ.
Формы книги учета проверок, журнала производства работ и правила их ведения утверждены постановлением № 383.
Поскольку проверка является совместной, в книгу учета проверок запись о ее начале и завершении, а также сведения о ее результатах вносятся под одним порядковым номером каждым контролирующим органом, участвующим в проверке;
3) ознакомить представителя строительной организации с перечнем вопросов, подлежащих проверке, и уточнить, какой контролирующий орган ранее проверял вопросы, подлежащие проверке.
В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных иным контролирующим органом, проверяющий обязан незамедлительно поставить в известность лицо, назначившее проверку (выдавшее предписание на проведение проверки), которым вносятся соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимается решение о прекращении проверки, кроме вышеуказанных случаев, когда допустима перепроверка ранее проверенных вопросов.
Каждый контролирующий орган самостоятельно оформляет результаты проверки и принимает соответствующие акты по ее итогам
По результатам совместной проверки каждый контролирующий орган должен составить акт проверки (если им установлены нарушения законодательства) либо справку проверки (если нарушения не установлены).
В проверке строительной организации (см. ситуацию) участвуют 3 органа. Соответственно по результатам проверки организации должны быть составлены 3 акта проверки (справки).
Акт или справка проверки оформляется каждым органом не менее чем в 2 экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки. Кроме того, по фактам выявленных нарушений проверяющими в пределах их компетенции могут быть составлены протоколы об административном правонарушении и (или) вынесены постановления о наложении административного взыскания.
В акте проверки отражаются, в частности, факты нарушений законодательства, место и время их совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение; размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений; должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения организацией законодательства.
Составленные акт или справка проверки должны быть подписаны проверяющим (руководителем проверки) и руководителем строительной организации, а при его отсутствии – иным представителем организации.
Акт (справка), составленный налоговым органом, должен быть подписан также главным бухгалтером организации.
Вниманию читателей: подписание акта не означает согласия с отраженными в нем фактами и сделанными проверяющими выводами.
Наряду с актом или справкой по результатам проведенного органом государственного строительного надзора контрольного обмера могут быть составлены пояснительная записка, сводные ведомости о стоимости проверенных строительно-монтажных и (или) ремонтно-строительных работ, произведенных затратах и суммах завышений, установленных контрольными обмерами. Акт контрольного обмера и приложения к нему подписываются лицами, принимавшими участие в обмере.
По каждому из актов проверок представители строительной организации вправе представить в контролирующий орган, его составивший, свои возражения.
О наличии возражений представителю строительной организации следует сделать запись перед своей подписью в акте, а сами возражения представить в контролирующий орган в письменном виде не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта.
Возражения будут изучены проверяющим (руководителем проверки) контролирующего органа, в который поступили возражения, и по ним в течение 15 рабочих дней будет составлено письменное заключение, которое направляется организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ее представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных ввозражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка организации. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется ей или вручается ее представителю не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
На основании акта каждый контролирующий орган выносит решение по акту проверки или требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе ее проведения. Возможно и вынесение обоих указанных документов.
И решение по акту проверки, и требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения строительной организацией.
О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений организация обязана письменно сообщить каждому контролирующему органу, проводившему проверку, в сроки, установленные в требовании (предписании).
К устранению нарушений не следует подходить формально, так как контролирующий орган, получив сообщение, вправе не позднее 2 рабочих дней со дня его получения назначить проведение контрольной проверки устранения организацией выявленных нарушений.
В случаях, когда контролирующим органом выявлены факты нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью населения, а также причинения экологического вреда, возникновения опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушения требований в области охраны окружающей среды, руководителем контролирующего органа выносится требование (предписание) об устранении нарушений, которое вручается (направляется) строительной организации или ее представителю не позднее 3 рабочих дней со дня выявления нарушений, т.е. не дожидаясь составления акта проверки и представления организацией возражений по акту проверки.
Наиболее серьезное последствие проверки –приостановление (запрет) деятельности строительной организации
Еще более оперативно – в день выявления нарушения – может быть вынесено требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности строительной организации. Данный документ подписывается непосредственно проверяющим (руководителем проверки), но он подлежит утверждению руководителем контролирующего органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его вынесения, и вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) организации или ее представителю в день выявления нарушения.
После устранения нарушений, повлекших приостановление (запрет) деятельности организации, последняя обязана в установленные в требовании (предписании) сроки направить руководителю контролирующего органа соответствующее уведомление. Руководитель этого органа, подписавший требование (предписание), не позднее 2 рабочих дней со дня получения уведомления принимает решение о выдаче разрешения на дальнейшую деятельность организации либо о проведении контрольной проверки устранения ею выявленных нарушений. В последнем случае вопрос о выдаче или невыдаче разрешения на дальнейшую деятельность решается по итогам проведения такой проверки, но не позднее 2 рабочих дней со дня ее окончания.