У контролирующих органов стало больше возможностей для назначения внеплановых проверок в период моратория
На проведение проверок вновь созданных организаций, а также обособленных подразделений организаций, которым присвоен учетный номер плательщика, п. 4 Указа № 510 установлен 2-летний мораторий. В течение моратория возможны лишь некоторые внеплановые проверки, т.е. проверки, не включенные в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.
Изменения в этом вопросе, действующие с 1 октября, заключаются:
– во-первых, в сужении числа субъектов, которые могут претендовать на мораторий;
– во-вторых, в расширении возможностей для назначения внеплановых проверок в период моратория.
Напомним, что до 1 октября 2012 г. любое обособленное подразделение, имеющее учетный номер плательщика, в течение 2 лет со дня присвоения ему указанного номера находилось в моратории, т.е. освобождалось от плановых и большинства внеплановых проверок. Аналогичная "льгота" касалась и самих вновь созданных организаций, кроме организаций, созданных в порядке реорганизации (слияния, разделения, выделения или преобразования).
Отметим, что как ранее действовавшее исключение (для организаций, созданных в порядке реорганизации), так и новое исключение (для их обособленных подразделений с учетным номером плательщика) не распространяются на реорганизованные организации и их подразделения, находившиеся в моратории до реорганизации организаций, если такая реорганизация произошла путем выделения из них других организаций или путем присоединения к ним других организаций. Они и после реорганизации смогут продолжать пользоваться освобождением от проверок, поскольку в подобных случаях организации не являются вновь созданными, а продолжают свою деятельность.
Расширение возможностей для назначения внеплановых поверок в период 2-летнего моратория на их проведение произошло по 2 направлениям.
Во-первых, установлено новое основание для назначения проверок – теперь проверка может быть назначена Комитетом госконтроля либо иным органом по его поручению при наличии у КГК информации, свидетельствующей о совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.
Ранее такое было возможно только при наличии сведений, свидетельствующих о лжепредпринимательской деятельности самого проверяемого субъекта. Теперь же, как видим, можно будет внепланово проверить не только структуру, действующую как лжепредпринимательская, но и контрагентов такой структуры.
Во-вторых, право давать контролирующим (надзорным) органам поручения о проведении внеплановых проверок при отсутствии возбужденного уголовного дела предоставлено не только руководителям (как ранее), но и заместителям руководителей органов уголовного преследования по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности.
Напомним, что при наличии возбужденного уголовного дела по указанным фактам поручение может быть дано любым следователем, а не только руководителем органа уголовного преследования или его заместителем.
Расширился перечень лиц, имеющих право назначать внеплановые проверки
За пределами 2-летнего моратория внеплановые проверки с 1 октября 2012 г. будут назначать с учетом следующих изменений.
Право назначать внеплановые проверки дополнительно получили:
– Премьер-министр РБ (ранее – Президиум Совета Министров);
– не только председатель КГК и его заместители, председатели комитетов госконтроля областей (как ранее), но и начальники управлений Департамента финансовых расследований КГК по областям, по Минской области и г. Минску в пределах их компетенции;
– не только Генеральный прокурор и его заместители (как ранее), но и прокуроры областей, г. Минска и приравненные к ним прокуроры (например, транспортный прокурор) в пределах компетенции.
Основанием для назначения внеплановой проверки на местном уровне (т.е. по решению руководителя любого контролирующего (надзорного) органа (в т.ч. территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченного заместителя) при отсутствии возбужденного уголовного дела также может быть поручение не только руководителя органа уголовного преследования, в производстве которого находятся дела (материалы), но и его заместителя.
1) проверка может проводиться одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому субъекту, в т.ч. расположенных на территориях разных административно-территориальных единиц;
2) проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий) по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании. Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий). В отношении документов (их копий), которые должны быть представлены проверяемым субъектом не позднее следующего рабочего дня, проверяющими должно быть оформлено письменное требование о представлении документов (их копий);
3) по результатам проверки, в ходе которой установлены нарушения законодательства, проверяющие обязаны составить акт проверки (в 2 экземплярах), за исключением случая, о котором говорится ниже, а в случае неустановления таких нарушений – справку проверки. В акте проверки указываются, в частности:
– сведения о лицах, проводивших проверку;
– даты начала и окончания проверки;
– факты нарушений законодательства, место и время (если они установлены) их совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такие нарушения;
– должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
4) акт проверки может не составляться, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляется.
Помимо ранее предусмотренной для проверок в рамках ведомственного контроля возможности проведения плановых проверок (не чаще 1 раза в 2 календарных года независимо от группы риска) и внеплановых проверок по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам и руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам), дополнительно установлена возможность проведения внеплановых проверок республиканских и коммунальных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества в порядке, установленном законодательством, для подтверждения достоверности баланса данных предприятий на 1 января текущего года.
Право проводить внеплановые тематические оперативные проверки дополнительно предоставлено Минздраву, органам и учреждениям, осуществляющим государственный санитарный надзор, по вопросам соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при наличии информации об угрозе возникновения массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний в целях профилактики их возникновения (распространения), связанной с оборотом недоброкачественной продукции.
Их продолжительность не может превышать3 рабочих дней.
К числу вопросов внеплановой тематической оперативной проверки, которую могут проводить налоговые органы и органы КГК, дополнительно отнесены вопросы соблюдения проверяемыми субъектами порядка использования автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов.
Справочно: соответствующие требования к такому порядку определены Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16.