Проведенный анализ практики применения белорусского законодательства, законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта Закона, показал необходимость законодательного закрепления применения МСФО на территории Республики Беларусь.
В проекте Закона установлена обязанность составления консолидированной отчетности в соответствии с МСФО общественно значимыми организациями, к которым отнесены Нацбанк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, открытые акционерные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах организаторов торговли ценными бумагами.
МСФО будут реализованы посредством введения национальных стандартов
Преобразование системы нормативных правовых актов о бухгалтерском учете и отчетности в Республике Беларусь на основе МСФО будет реализовано посредством введения национальных стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности с закреплением в них правил бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов и раскрытия информации о них в отчетности организации. Конкретные методики получения этой информации и детальное определение ее содержания будут изложены в инструкциях по бухгалтерскому учету и отчетности.
Принятие национальных стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности в качестве нормативных правовых актов в Республике Беларусь позволит в полной мере передать смысл и идеи, заложенные в МСФО, будет способствовать постепенному переходу от детального регулирования процесса ведения бухгалтерского учета к усилению требований к содержанию отчетности.
В проекте Закона установлены новые принципы, введены новые базовые понятия
Для обеспечения терминологического единства в проект Закона включены такие базовые понятия МСФО, как "учетная оценка", "профессиональное суждение", "пользователи отчетности", "экономические выгоды", а также уточнены определения понятий "активы", "обязательства", "собственный капитал", "доходы", "расходы", "бухгалтерская (финансовая) отчетность", "учетная политика".
В проекте Закона установлены основополагающие в МСФО принципы: непрерывности деятельности, начисления, преобладания экономического содержания, осмотрительности и др. На их основе в подзаконных актах будут закреплены методики формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности: например, на принципе осмотрительности основывается начисление оценочных резервов, обесценение активов и др.
Активы и обязательства будут оцениваться по-новому
Особое внимание в проекте Закона уделено видам учетных оценок и порядку пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, на основе МСФО.
Предусмотрен новый вид учетной оценки активов и обязательств по дисконтированной стоимости, необходимый главным образом для оценки долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности и определения обесценения активов.
Стоимость долгосрочной задолженности (сроком погашения свыше одного года) на дату составления отчетности и будущую дату ее погашения отличается (в ряде случаев существенно, например при значительной отсрочке оплаты) за счет изменения стоимости денежных средств во времени под влиянием инфляционного и иных факторов. Дисконтирование долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности, т.е. приведение будущей стоимости этой задолженности к ее стоимости на текущий момент, позволит отражать в отчетности реальные финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, в котором возникла эта задолженность, и за отчетный период, в котором она будет погашена. Дисконтированная (приведенная) стоимость долгосрочной задолженности к дате ее погашения будет доводиться до суммы, подлежащей погашению.
Дисконтированная стоимость необходима также для оценки на текущий момент будущих потоков денежных средств от использования имеющихся в организации активов с целью определения сумм обесценения последних.
Принципиально изменится подход к отражению полученных и выданных авансов в валюте
Проект Закона предусматривает по аналогии с положениями МСФО непроведение пересчета средств полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков, выраженных в иностранной валюте, в белорусские рубли на дату совершения хозяйственной операции и на отчетную дату. Это означает, что активы и расходы, которые оплачены в порядке предварительной оплаты либо в счет оплаты которых перечислен аванс или задаток, отражаются в бухгалтерском учете в белорусских рублях по курсу Нацбанка, действовавшему на дату перечисления предварительной оплаты, аванса, задатка. Аналогично доходы, по которым была получена предварительная оплата, аванс, задаток, будут отражать в бухгалтерском учете в белорусских рублях по курсу Нацбанка, действовавшему на дату поступления предварительной оплаты, аванса, задатка. Данный подход основан на том, что по предварительно оплаченным активам, расходам, доходам никакие денежные средства не будут выплачены или получены в будущем. Поэтому указанные активы, расходы, доходы признаются в бухгалтерском учете и отчетности в той оценке, которая существовала на дату перечисления или получения денежных средств в иностранной валюте в счет их оплаты в виде предварительной оплаты, аванса, задатка.
Закрепление в проекте Закона положения о непроведении пересчета авансов, предварительной оплаты, задатков, выраженных в иностранной валюте, в белорусские рубли на дату совершения хозяйственной операции и на отчетную дату позволит:
– повысить достоверность системы показателей макроуровня за счет одновременного непризнания у одной стороны курсовых разниц от пересчета перечисленной предварительной оплаты, выданных авансов, задатков, выраженных в иностранной валюте, а у другой стороны – курсовых разниц от пересчета полученной предварительной оплаты, авансов, задатков, выраженных в иностранной валюте;
– уменьшить финансирование содержания имущества, приобретенного за иностранную валюту за счет бюджетных средств. Так, исключение из стоимости основных средств, полученных в счет авансов в иностранной валюте, выданных поставщикам за счет средств бюджета, доходов в виде курсовых разниц, возникающих от пересчета данных авансов, приведет к снижению финансирования из бюджета расходов на амортизацию основных средств и их содержание;
– снизить риски, связанные с изменениями курсов иностранных валют, для пользователей отчетности, в т.ч. инвесторов, при принятии ими экономических решений.
В проекте Закона определен состав отчетности
Приведенный в проекте Закона состав отчетности полностью соответствует МСФО (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении собственного капитала, отчет о движении денежных средств, примечания к отчетности). Для некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций) предусмотрен сокращенный состав отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств, примечания к отчетности. Состав отчетности бюджетных организаций будет определяться Минфином.
В проекте Закона расширены полномочия главных бухгалтеров и повышены требования к ним
Применение МСФО требует высокой квалификации бухгалтеров, способных применять профессиональное суждение. От профессионального уровня бухгалтера зависят степень доверия пользователей к отчетности и уровень риска для инвесторов. По этой причине в проекте Закона расширены полномочия главных бухгалтеров иповышены требования к ним, а также предусмотрена национальная сертификация специалистов, претендующих на должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением Нацбанка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, квалификационные требования к главным бухгалтерам которых определяет Нацбанк).
Опыт других стран (Италия, Бельгия, Франция, Китай, Казахстан, Латвия и др.) показывает, что сертификация профессиональных бухгалтеров является неотъемлемым условием применения МСФО. Причем в некоторых странах (например, в Китае) организована многоуровневая система подготовки профессиональных бухгалтеров. Кроме того, введение понятия "профессиональный бухгалтер" позволит повысить статус бухгалтеров, поднять престиж их профессии.
Установлены требования к лицам, осуществляющим аутсорсинг. Так, организация, предоставляющая на договорных началах услуги по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению отчетности, должна обеспечить предоставление этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор и который соответствует требованиям, предъявляемым к главным бухгалтерам, в зависимости от того, какой организации предоставляются услуги.
Индивидуальный предприниматель, предоставляющий на договорных началах услуги по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению отчетности, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к главным бухгалтерам, в зависимости от того, какой организации он предоставляет услуги.
Порядок применения первичных учетных документов, предусмотренный Указом № 114, будет сохранен
В проекте Закона закреплены нормы Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (далее – Указ № 114) о том, что формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утверждаемый Советом Министров, утверждают уполномоченные государственные органы, определенные в данном перечне. Формы первичных учетных документов, не указанных в перечне, могут утверждать республиканские органы государственного управления по согласованию с Минфином либо руководитель организации. Организация будет вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, установленных республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином.
Проект Закона предусматривает возможность составления первичных учетных документов в форме электронного документа с соблюдением требований законодательства об электронном документе и электронной цифровой подписи.
С принятием Закона планируется, что утратят силу следующие документы:
– Декрет Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц";
– постановление Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте";
– Указ № 114;
– постановление Совета Министров РБ от 26.02.2003 № 255 "Об утверждении Порядка ведения сводного (консолидированного) учета, баланса и отчетности в части деятельности финансово-промышленной группы".
С принятием Закона будут внесены изменения в постановление Совета Министров РБ от 27.06.2008 № 950 "О некоторых вопросах определения чистых активов", нормативные правовые акты Минфина и других республиканских органов государственного управления.