В учетной политике организации, осуществляющей торговую деятельность, на 2009–2010 гг. закреплено, что налог за импорт товара, упакованного в пластмассовую тару и тару на основе бумагии картона, включается в стоимость товара. Аудиторы при проверке сделали замечание, что этот налог должен был включаться в издержки обращения.
Экологический налог за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, следовало включать в состав издержек обращения с отражением в учете следующим образом: Д-т 44 "Расходы на реализацию", субсчет 2 "Издержки обращения", – К-т 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Объектами обложения экологическим налогом признаются производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона (подп. 1.7 п. 1 ст. 205 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ)).
Суммы экологического налога за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (п. 1 ст. 209 НК РБ).
Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод в окружающую среду, хранение, захоронение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, не включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (п. 2 ст. 209 НК РБ).
От редакции:
На себестоимость продукции (работ, услуг) в 2009–2010 гг. относились платежи за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги, картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона (подп. 3.12 п. 3 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151 (далее – Основные положения)).
Правомерно ли списывать эти затраты в 2011 г., так как в 2010 г. это производство не принесло доходов?
Расходы организации по освоению новых производств правомерно списывать в порядке, предусмотренном в учетной политике. Соответственно, если учетной политикой будет установлено, что такие расходы списываются в течение 2011 г., то их можно списать в течение 2011 г. на затраты в бухгалтерском и налоговом учете.
Затраты, приводящие к получению в будущем экономических выгод, считаются активами организации и признаются расходами в период получения от них экономической выгоды (п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 182 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 182)).
На счете 97 отражаются расходы, которые произведены в данном отчетном периоде, но относятся к будущим отчетным периодам, определяемым соответствующими службами предприятия либо нормативными правовыми актами, а также приказом по учетной политике организации. К учитываемым на счете 97 могут относиться:
– расходы, связанные с освоением и подготовкой производств новых видов продукции и технологических процессов в тех случаях, когда они не финансируются за счет специальных источников;
– расходы на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы) и др.
Учтенные на счете 97 производственные расходы списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др. равными частями согласно утвержденной учетной политике организации (комментарий к счету 97 Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89).
При учете затрат на подготовку и освоение производства следует учитывать нормы НК РБ.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (ст. 130 НК РБ).
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая). Причем необходимо иметь в виду, что затраты, производимые до начала осуществления деятельности организации по освоению новых производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), отражаются в порядке, предусмотренном учетной политикой организации, но не ранее чем со дня начала осуществления соответственно деятельности организации, эксплуатации производств, цехов и агрегатов.
От редакции:
До 27 ноября 2010 г. при списании затрат на подготовку и освоение производства на себестоимость следовало руководствоваться подп. 3.3 п. 3 Основных положений.
Затраты на производство продукции (работ, услуг) включались в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относились, независимо от времени оплаты (предварительная или последующая). Отдельные виды затрат (затраты на подготовку и освоение производства, погашение стоимости специальных инструментов и приспособлений и др.), в отношении которых нельзя точно установить, к какому отчетному периоду они относились, а также затраты сезонных отраслей промышленности включались в себестоимость в сметно-нормализованном порядке, определяемом в отраслевых методических рекомендациях или учетной политике (п. 22 Основных положений). Этот принцип сохраняется и после 27 ноября 2010 г.
В процессе эксплуатации шин потребовались ремонт и восстановление до истечения установленного нормативного ресурса использования.
Относятся ли на затраты расходы по ремонту и восстановлению шин?
Если шины эксплуатировались в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными постановлением Минтранса РБ от 21.12.2000 № 52 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением Минтранса РБ от 02.02.2010 № 8), то расходы по их ремонту и восстановлению списываются на затраты.
Такие расходы относятся к затратам по поддержанию основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в рабочем состоянии.
До 27 ноября 2010 г. применялась следующая норма: на себестоимость относятся затраты по поддержанию основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в рабочем состоянии (затраты на технический осмотр, уход, на проведение всех видов ремонта, включая затраты по разработке, утверждению и экспертизе проектно-сметной документации при проведении капитального ремонта основных средств, используемых в предпринимательской деятельности) (подп. 3.8.2 п. 3 Основных положений). С 27 ноября 2010 г. сохраняется этот же принцип.
Система управления охраной труда производственной организации сертифицирована на соответствие государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 18001-2009 "Системы управления охраной труда. Требования" (далее – СТБ 18001-2009).
В отчетном месяце аккредитованным органом по сертификации был произведен инспекционный контроль над сертифицированной системой управления охраной труда на соответствие требованиям СТБ 18001-2009, по результатам которого выдано заключение о сохранении действия ранее выданного сертификата.
Правомерно ли включать расходы на сертификацию и инспекционный контроль в затраты?
В бухгалтерском учете стоимость работ по проведению инспекционного контроля отражается на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
Под сертификацией понимается установленный порядок документального удостоверения соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, осуществляемого аккредитованным органом по сертификации (ст. 1 Закона РБ от 05.01.2004 № 269-З "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" (далее – Закон № 269-З)).
Общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем управления охраной труда на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации установлены Техническим кодексом установившейся практики ТКП 5.1.12-2006 "Порядок сертификации систем управления охраной труда", утвержденным постановлением Госкомитета по стандартизации РБ от 16.10.2006 № 46 (далее – ТКП 5.1.12-2006).
Сертификация систем управления охраной труда производится по инициативе организации и является добровольной, включает в себя в т.ч. и проведение инспекционного контроля (подп. 4.3, 4.6 п. 4 ТКП 5.1.12-2006).
Орган по сертификации осуществляет плановый и внеплановый инспекционный контроль за сертифицированной системой охраны труда в течение всего срока действия сертификата соответствия.
Оплата работ по сертификации осуществляется на договорной основе и состоит в т.ч. и из оплаты работ инспекционного контроля (подп. 12.1 п. 12 ТКП 5.1.12-2006).
Поскольку сертификация на основании ст. 1 Закона № 269-З является одной из форм подтверждения соответствия, а проведение инспекционного контроля над сертифицированной системой управления охраной труда на соответствие требованиям СТБ 18001-2009 является одним из элементов процесса сертификации системы управления охраной труда, то расходы на его проведение включаются в себестоимость продукции производственной организации.
Расходы признаются в бухгалтерском учете путем их соответствующего распределения между отчетными периодами в случаях, когда они обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 17 Инструкции № 182).
Расходы организации, связанные с проведением инспекционного контроля над сертифицированной системой управления охраной труда на соответствие требованиям СТБ 18001-2009, включаются в состав затрат, учитываемых приисчислении налога на прибыль, согласно ст. 130, 131 НК РБ.
От редакции:
До 27 ноября 2010 г. такие расходы включались в затраты на основании подп. 3.13.10 п. 3, подп. 18.25 п. 18 Основных положений: затраты организации на оплату работ по подтверждению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производством. Это принцип учета указанных затрат применяется и после 27 ноября 2010 г.