Что надо знать организациям, осуществляющим обращение с отходами: коротко о главном
С 1 апреля 2011 г. вступает в силу новая редакция Классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь (далее – Классификатор отходов). Она утверждена постановлением Минприроды РБ от 31.12.2010 № 63.
Новая редакция Классификатора отходов дополнена новыми видами отходов, а также содержит более расширенную по сравнению с ранее действовавшим классификатором информацию о степени опасности и классах опасности опасных отходов.
В связи с этим организациям, осуществляющим обращение с отходами, необходимо знать, что:
1) если у них есть отходы производства, по которым в Классификаторе отходов указаны новые данные по степени и классу опасности, то необходимо внести корректировки в документы учета отходов, а также в разрешения на хранение и захоронение отходов производства;
2) если у них в соответствии с новой редакцией Классификатора отходов появились новые виды отходов, то нужно также разработать новые инструкции по обращению с отходами;
3) выход новой редакции Классификатора отходов коснется переработчиков отходов, для которых в новой редакции Классификатора указаны 1–3-й классы опасности (например, переработчиков остатков и смесей полимерных материалов (код 5710100)). С 1 апреля 2011 г. таким организациям нужно иметь лицензию на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.
Важно! С 1 января 2011 г. согласно Указу Президента РБ от 01.09.2010 № 450 лицензируются:
– обращение с озоноразрушающими веществами.
Под обращением с озоноразрушающими веществами понимают их производство, куплю (продажу), хранение, утилизацию, рециклинг, обезвреживание и иные виды деятельности, связанной с использованием озоноразрушающих веществ;
– использование отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов.
Лицензии необходимо получить в Минприроды РБ.
Структура Классификатора отходов
Классификатор отходов состоит из 6 блоков. Блоки в свою очередь разбиты на группы и подгруппы, которые содержат виды отходов, объединенные по происхождению, составу и иным признакам. Например, в группу "Отходы металлов и их сплавов" входят подгруппы "Лом и отходы черных металлов", "Лом и отходы цветных металлов" и др. Каждое наименование отхода закодировано 7-значным кодом.
Все отходы разделяют по видам в зависимости от степени опасности на опасные и неопасные (ст. 15 Закона РБ "Об обращении с отходами" (далее – Закон)). Опасные отходы классифицируют по классам опасности:
1-й класс – чрезвычайно опасные;
2-й класс – высокоопасные;
3-й класс – умеренно опасные;
4-й класс – малоопасные.
Опасные отходы – это отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью, в таких количестве и виде, что они сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие вредного воздействия (ст. 1 Закона).
Установление степени и класса опасности отходов осуществляют на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, патогенность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность, способность при обезвреживании образовывать стойкие органические загрязнители) и иных опасных свойств отходов.
Обязательность изучения опасных свойств и установление степени и класса опасности отходов является в соответствии со ст. 4 Закона одним из основополагающих принципов в области обращения с отходами.
Справочно: порядок установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства утвержден постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС РБ от 17.01.2008 № 3/13/2.
Классификатор отходов дополнен информацией о степени и классах опасности опасных отходов
Рассмотрим особенности применения нового Классификатора отходов.
1. В Классификаторе отходов имеется графа "Степень опасности и класс опасности". Она периодически дополняется Минприроды по мере накопления таких данных, которые представляют Минздрав, МЧС, другие министерства и ведомства, а также отдельные субъекты хозяйствования.
Новая редакция Классификатора отходов содержит более расширенную по сравнению с ранее действовавшим классификатором информацию о степени опасности и классах опасности отходов 1–4-го классов опасности.
Такая информация в первую очередь должна заинтересовать юридические лица и индивидуальных предпринимателей (далее – организации), осуществляющих деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду.
Напомним, что использование отходов 1–3-го классов опасности является лицензируемым видом деятельности (Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение № 450)).
При использовании отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов у организации должно быть:
– наличие специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с использованием отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживанием, захоронением отходов;
– наличие регистрации объектов по использованию отходов 1–3-го классов опасности в реестре объектов по использованию отходов, а объектов обезвреживания, захоронения отходов – в реестре объектов хранения, обезвреживания и захоронения отходов;
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании и использование оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ по использованию отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, в т.ч. весового оборудования при осуществлении захоронения отходов;
– проведение в порядке, установленном законодательством, локального мониторинга окружающей среды при выполнении работ по обезвреживанию, захоронению отходов.
Для получения такой лицензии ее соискатель должен представить в Минприроды РБ следующие документы:
– заявление о выдаче лицензии с указанием сведений, предусмотренных подп. 15.1 п. 15 Положения № 450;
– копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
– документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
– копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании оборудования и инструментов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
– копию технологического регламента использования отходов 1–3-го классов опасности;
– перечень отходов 1–3-го классов опасности, использовать которые намерен соискатель лицензии.
Срок действия лицензии на использование отходов 1–3-го классов опасности составляет 5 лет.
Важно! Не нужно получать лицензии для использования отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживания отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также для отходов, образовавшихся в результате проведения таких работ.
2. Организациям, осуществляющим обращение с отходами, в случае, если у них есть отходы производства, для которых в Классификаторе отходов указаны новые данные по степени и классу опасности, необходимо:
– произвести корректировку в книге учета отходов ПОД-9 и книге общего учета отходов ПОД-10, ведение которых осуществляют в соответствии с постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33;
– использовать новые сведения при проведении инвентаризации отходов производства в порядке, установленном постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17;
– внести изменения и (или) дополнения в разрешения на хранение и захоронение отходов производства, выдачу которых осуществляют территориальные органы Минприроды РБ в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104;
– учесть новые сведения при разработке инструкции по обращению с отходами производства.
Важно! Если при вступлении в силу новой редакции Классификатора отходов изменились степень и класс опасности отходов производства, но эти изменения не влекут изменение порядка обращения с такими отходами, который определен в инструкции по обращению с отходами, то разрабатывать новую инструкцию по обращению с отходами не нужно (п. 22 Инструкции, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45).
От редакции:
С информацией о порядке разработки Инструкции по обращению с отходами дополнительно можно ознакомиться в публикациях:
1. Федоренчик А. С 4 февраля 2011 года юридические лица должны разрабатывать Инструкцию по обращению с отходами производства по новым правилам // Гл. бухгалтер. – 2011. – № 7. – С. 43–49;
2. Гнедов А. Комментарий (При наличии инструкции можно не платить экологический налог) // Гл. бухгалтер. – 2011. – № 8. – С. 21–25.
Пример 1
В новой редакции Классификатора отходов для таких отходов, как отрезки кряжей при производстве фанеры шпона строганного (код 1711400), отструг при производстве шпона строганного (код 1711600), обрезки пиломатериалов и черновых мебельных заготовок при производстве мебели (код 1711703), 3-й класс опасности изменен на 4-й класс опасности.
В данном случае условия хранения таких отходов на территории предприятия не меняются. Отходы, как и ранее, будут направляться на использование, например изготовление топливных гранул. То есть изменения порядка обращения с отходами не происходит. Следовательно, разработка инструкции в этом случае не требуется.
3. Изменение сведений о степени и классе опасности отходов производства повлияет также на уплату экологического налога за хранение и захоронение отходов производства. Для упрощения исчисления экологического налога Классификатор отходов вступает в силу именно после закрытия первого налогового периода – календарного квартала, т.е. с 1 апреля 2011 г.
Учитывая ставки экологического налога за хранение и захоронение отходов производства, установленные приложением 8 к Особенной части Налогового кодекса РБ, природопользователи до получения ими заключений о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства или внесения дополнений в Классификатор отходов в части дополнения его сведениями о степени и классе опасности отходов вынуждены уплачивать высокий экологический налог за хранение и захоронение отходов производства, как за отходы, по которым не определены классы опасности.
Например, за захоронение 1 т отходов, по которым не определен класс опасности, ставка экологического налога равна 949 838 бел. руб., за хранение 1 т отходов, по которым не определен класс опасности, – 61 634 бел. руб. (приложение 8 к Налоговому кодексу РБ).
Таким образом, новая редакция Классификатора отходов позволяет:
– во-первых, снизить финансовую нагрузку на организации в части снижения сумм уплаты экологического налога за хранение и захоронение отходов производства;
– во-вторых, не проводить самостоятельно исследования по определению опасных свойств отходов на некоторые виды отходов.
Классификатор отходов дополнен новыми видами отходов
Организациям при выявлении новых видов отходов (например, при проведении инвентаризации отходов производства) необходимо:
– внести соответствующие изменения и (или) дополнения в разрешения на хранение и захоронение отходов производства;
– разработать новую инструкцию по обращению с отходами производства.
Пример 2
Группа "Отходы фармацевтической продукции и ее производства" Классификатора отходов была расширена рядом новых отходов с различными степенью и классами опасности, например:
– дезинфицирующие средства обезвреженные (код 5350701, неопасные);
– отходы производства лекарственных средств в твердых желатиновых капсулах (код 5352001, 3-й класс опасности);
– отходы производства лекарственных средств в мягких желатиновых капсулах (код 5352002, 4-й класс опасности) и др.
Таким образом, фармацевтическим организациям нужно пересмотреть перечень образующихся у них специфических отходов производства и при необходимости разработать новую инструкцию по обращению с отходами производства, расширив перечень образующихся отходов с учетом новых видов, прописать в ней порядок обращения с такими отходами, указать временные места их хранения. Если отходы предполагается отправлять на захоронение, то следует получить разрешение на захоронение отходов производства в соответствующем территориальном органе Минприроды РБ.
Вред, причиненный окружающей среде, придется возместить
Хранение и захоронение отходов возможно только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов (ст. 25 Закона).
Несоблюдение этих правил (даже если они не повлекли деградацию земель, включая почвы) рассматривают как причинение вреда окружающей среде. Данная норма определена Положением, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.07.2008 № 1042 (в ред. от 31.12.2010 № 1940).
Напомним, что санкционированные места хранения отходов производства и захоронения отходов производства определяют в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, выдаваемых территориальными органами Минприроды РБ. При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, такие места указывают в инструкциях по обращению с отходами производства. В них определяют периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество накопления отходов производства.
Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате размещения отходов вне санкционированных мест, не приводящих к деградации земель (почв), установлены приложением 7 к Указу Президента РБ от 24.06.2008 № 348 (в ред. от 03.12.2010 № 618).
Пример 3
Инспекцией Минприроды РБ было установлено, что организация разместила 10 т отходов 4-го класса опасности в месте, которое не определено в инструкции по обращению с отходами.
За 10 т несанкционированного размещения таких отходов организации необходимо будет возместить вред в размере 18 235 000 бел. руб. (52,1 (такса) × 35 000 (базовая величина) × 10 т).