С 1 января 2013 г. планирование проверок будет осуществляться по системе (вертикали) государственного органа (организации)
Если контролирующий (надзорный) орган провел плановую проверку субъекта, то в течение определенных Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) периодов (1 год, 3 и 5 лет в зависимости от группы риска или 5 лет для добросовестных субъектов) на плановую проверку по той же сфере контроля (надзора) не может выйти ни данный орган, ни его вышестоящий орган (его структурное подразделение, территориальный орган, подчиненная организация), ни подчиненный. Таким образом, периодичность проверок будет определяться не по каждому контролирующему (надзорному) органу в отдельности, а по группам (системам) контролирующих (надзорных) органов, входящих в состав (систему, "вертикаль") одного и того же государственного органа или организации с учетом установленной сферы контрольной или надзорной деятельности (планирование по системе, вертикали).
Это условие планирования будет распространяться с 1 января 2013 г. и на ведомственный контроль.
Справочно: с 2 октября 2010 г. уже действует норма, предусматривающая проведение в рамках ведомственного контроля плановых проверок одной подведомственной организации, в т.ч. ее обособленных подразделений, не чаще одного раза в 2 года независимо от количества органов ведомственного контроля, уполномоченных на ее проведение (подп. 2.4 п. 2 Указа Президента РБ от 22.06.2010 № 325 "О ведомственном контроле в Республике Беларусь").
Незаконно назначенные проверки будут исключаться из координационных планов контрольной (надзорной) деятельности
Комитет государственного контроля и комитеты государственного контроля областей получили право исключать из координационных планов контрольной (надзорной) деятельности включенные государственными органами (организациями) в сводные планы проверок и соответственно в координационные планы контрольной (надзорной) деятельности проверки, не соответствующие требованиям законодательных актов. Такие проверки могут быть исключены из координационных планов независимо от того, принято вышестоящим контролирующим (надзорным) органом решение о признании такой проверки незаконной или нет.
Ужесточена административная ответственность должностных лиц контролирующих (надзорных) органов за нарушения законодательства при назначении и проведении проверок
В настоящее время за нарушения законодательства при назначении и проведении проверок применяют ст. 23.79 КоАП. По данной статье штраф может быть наложен только в том случае, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (руководитель контролирующего или надзорного органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует) принял решение о признании соответствующей проверки незаконной.
С 1 октября 2012 г. будет применяться административная ответственность, установленная Указом № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 332): штраф в размере от 20 до 100 базовых величин за невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала), а также нарушение должностным лицом такого органа установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение). Состав данного административного правонарушения образует совершение одного из вышеперечисленных деяний независимо от того, принял вышестоящий контролирующий орган решение о признании соответствующей проверки незаконной или нет.
Административные взыскания за эти правонарушения могут быть наложены не позднее 2 лет со дня совершения административного правонарушения и 2 месяцев со дня его обнаружения. Право составлять протоколы поним предоставлено уполномоченным должностным лицам:
– органов КГК (по фактам правонарушений, совершенных должностными лицами контролирующих органов);
– прокуратуры (в отношении должностных лиц как контролирующих, так и надзорных органов).
Рассматривать дела об этих правонарушениях будут органы КГК (при составлении протоколов уполномоченными должностными лицами этих органов), районный (городской) суд (в случае составления протоколов уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры).
В ходе проверок будет осуществляться контроль за выполнением проверяемыми субъектами не всех технических нормативных правовых актов, а только обязательных для соблюдения
Обязательными для соблюдения являются технические регламенты. Государственные стандарты обязательны в случаях, если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт или производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги), если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям данного государственного стандарта (Закон РБ от 05.01.2004 "О техническом нормировании и стандартизации"). В отношении оборонной продукции, поставляемой для государственных нужд, требования государственных стандартов являются обязательными в случае отсутствия технических регламентов. За несоблюдение норм технических нормативных правовых актов, не являющихся обязательными для соблюдения, меры ответственности не применяются.
Важно! Тексты технических нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), должны в обязательном порядке размещаться на сайтах соответствующих государственных органов (иных организаций).
Кроме того, Совет Министров до 1 января 2014 г. должен обеспечить пересмотр технических нормативных правовых актов по сферам надзора, сократить объем требований, предъявляемых в таких актах к субъектам и оказывающих влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, а также их актуализацию.
Продление предписаний о приостановлении (запрете) деятельности субъекта будет осуществляться в судебном порядке
Такую меру реагирования на правонарушения, как приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, контролирующие (надзорные) органы могут применять, если:
– такие полномочия установлены им законодательными актами;
– такие случаи определены законодательными актами исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.
Важно! В вышеперечисленных случаях продление предписания о приостановлении (запрете) деятельности субъекта возможно только по решению суда.
Например, в соответствии с Законом РБ "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах" органам КГК предоставлено право выносить предписания:
– о приостановлении либо запрещении реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) населению в случае установления нарушений порядка документального оформления выручки, незаконного расходования наличных денежных средств, превышения лимита остатка кассы, нарушения порядка выдачи сумм под отчет, торговли (выполнения работ, оказания услуг) без наличия специального разрешения (лицензии) до устранения выявленных нарушений;
– приостановлении либо запрещении производства (реализации) товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества граждан или окружающей среды до устранения выявленных нарушений, а также если при соблюдении установленных правил использования товаров (результата работ, услуг), хранения, транспортировки или утилизации товаров (результата работ, услуг) они причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью, имуществу граждан или окружающей среде, до устранения причин вреда;
– приостановлении либо запрещении производства (реализации) товаров (выполнения работ, оказания услуг) без документации, наличие которой требуется в соответствии с законодательством, или не отвечающих ее требованиям и (или) требованиям технических нормативных правовых актов, либо при осуществлении указанной деятельности без специального разрешения (лицензии), если его наличие предусмотрено законодательными актами, до устранения выявленных нарушений,
– запрещении реализации товаров, не имеющих установленных сроков годности и (или) сроков хранения, а также сроки годности и (или) сроки хранения которых истекли;
– изъятии из оборота товаров (результатов работ, услуг), которые причиняют либо могут причинить вред жизни, здоровью, имуществу граждан или окружающей среде, если причины вреда устранить невозможно, в т.ч. об отзыве этих товаров (результатов работ, услуг) от их потребителей;
– приостановлении деятельности организаций (их структурных подразделений), 2 раза и более в течение года нарушивших правила торговли, выполнения работ, оказания услуг и (или) допустивших реализацию некачественных товаров, до устранения выявленных нарушений.
Запрет деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств изначально может устанавливаться по решению суда, если такая процедура предусмотрена законодательным актом для определенного контролирующего (надзорного) органа. Так, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте предоставлено право выносить государственным органам, иным организациям, их работникам и другим гражданам обязательные для исполнения постановления о полном или частичном приостановлении до устранения выявленных нарушений хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и граждан при причинении вреда окружающей среде, возникновении опасности причинения такого вреда в будущем, нарушении законодательства в области охраны окружающей среды или невыполнении предписаний Государственной инспекции. А вот прекращение хозяйственной и иной деятельности юридического лица или гражданина возможно только на основании решения суда по иску такой инспекции.
В новой редакции изложен перечень критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок
Кроме перечня, Указ № 332 также уточнил редакции некоторых критериев; исключил дублирование позиций; ввел новые критерии; изменил по отдельным критериям оценку степени риска.
Так, субъекты, осуществляющие международные автомобильные грузоперевозки с применением книжки МДП, перенесены из высокой группы риска в среднюю. Субъекты, выполняющие автомобильные перевозки пассажиров, отнесены к средней группе риска.
С учетом особенностей правового регулирования отношений в Таможенном союзе к высокой группе риска отнесены субъекты, нарушающие сроки внесения платежей по НДС по товарам, ввозимым не только из Российской Федерации, но и из Республики Казахстан.
Важно! Указ № 332 конкретизировал, что субъект, заявляющий расходы, сопоставимые с суммой его дохода, будет относиться к высокой группе риска, когда его расходы будут составлять 95 % и более от суммы его дохода, полученного за календарный год.
Из высокой группы риска исключены субъекты, занимающиеся клиническими испытаниями лекарственных средств (деятельность по производству, хранению или реализации лекарственных средств по сфере контроля (надзора) "Здравоохранение" относится к средней группе риска). Появился новый критерий "производство, хранение или реализация изделий медицинского назначения и медицинской техники", который позволяет отнести субъекта также к средней группе риска.
По сфере контроля (надзора) "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения" к высокой группе риска отнесены организации социального обеспечения, детские дома и детские деревни (городки). Кроме того, в данной сфере контроля (надзора) исключено дублирование критериев по общепиту (деятельность, связанная с общественным питанием, отнесена к высокой группе риска). Также к высокой группе риска будут относиться:
– субъекты, осуществляющие деятельность по разработке и производству бланков строгой отчетности, специальных материалов для защиты этих бланков от подделки;
– землепользователи, в отношении которых в течение календарного года имеются сведения о нарушении законодательства об охране и использовании земель, в т.ч. самовольный захват земли, порча земель, неосвоение земель в установленные законодательством сроки, невозврат в установленные сроки земельных участков, предоставленных во временное пользование, и использование земель не по целевому назначению.