Из Налогового кодекса в отношении земельных участков религиозных организаций исключены льгота и объект налогообложения
В 2011 г. от земельного налога освобождались земельные участки религиозных организаций, в т.ч. в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на таких земельных участках, иным религиозным организациям (подп. 1.18 п. 1 ст. 194 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Однако религиозным организациям по-прежнему приходилось определять кадастровую стоимость земельных участков, исчислять в общеустановленном порядке земельный налог, чтобы определить потери бюджета от предоставления льготы, подавать в налоговые инспекции налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций по форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82, вместе со справкой о составе и размере использованных льгот по земельному налогу.
Как видим, наличие такой льготы не упростило у религиозных организаций порядок налогообложения.
Поэтому с 2012 г. указанная льгота для религиозных организаций отменена. Одновременно часть вторая ст. 193 НК дополнена новым, восьмым, абзацем, в соответствии с которым земельные участки религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, в т.ч. в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на таких земельных участках, иным религиозным организациям (объединениям) исключены из объектов обложения земельным налогом.
Таким образом, в 2012 г. религиозным организациям больше не нужно исчислять земельный налог и представлять в налоговые инспекции налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций.
С 1 января 2012 г. перечень материальных историко-культурных ценностей должен утверждать не Президент, а Совет Министров
В 2010–2011 гг. от земельного налога освобождались земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Президентом, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия (подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК).
Справочно: перечень материальных историко-культурных ценностей утвержден Указом Президента РБ от 30.07.2007 № 367.
С 1 января 2012 г. перечень материальных историко-культурных ценностей должен утверждать не Президент, а Совет Министров. Правительству необходимо в 6-месячный срок со дня официального опубликования Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" (далее – Закон № 330-З) обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с ним и принять иные меры для реализации его положений (ст. 4 Закона № 330-З).
Таким образом, постановление Правительства об утверждении перечня материальных историко-культурных ценностей должно быть принято не позже июня 2012 г.
В то же время НК определен конкретный срок представления в налоговые органы налоговой декларации (расчета) по земельному налогу – не позднее 20 февраля текущего года.
Справочно: по вновь отведенным земельным участкам или при прекращении права пожизненного наследуемого владения, постоянного, временного пользования или права частной собственности на земельный участок (за исключением земельных участков, в отношении которых решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, принято уполномоченным государственным органом или прекращено право пользования земельным участком в декабре текущего года) после 20 февраля текущего года налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу представляются в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, или прекращено право пользования им (часть первая п. 14 ст. 202 НК).
Из вышеизложенного следует, что, если перечень не будет принят до 20 февраля 2012 г., организациям, имеющим материальные историко-культурные ценности, придется исчислить земельный налог, представить в налоговые инспекции налоговые декларации и уплатить земельный налог в установленные сроки без применения льготы.
Дальнейшие действия организаций будут зависеть от того, с какой даты вступит в силу постановление Правительства.
Вариант 1: постановление Правительства вступит в силу задним числом с 1 января 2012 г.
В этом случае исчисленный земельный налог по земельным участкам, занятым материальными историко-культурными ценностями, сторнируется, в налоговую инспекцию представляется уточненная налоговая декларация и уплаченная сумма земельного налога подлежит зачету в счет будущих платежей или возврату из бюджета.
Вариант 2: постановление Правительства вступит в силу после его принятия.
В такой ситуации действие льготы будет возобновлено с месяца, следующего за месяцем принятия постановления Правительства. Организации должны будут пересчитать земельный налог и представить в налоговые инспекции уточненные налоговые декларации.
Таким образом, организациям, применяющим льготу, определенную подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК, придется дважды исчислять земельный налог за 2012 г.
Уменьшена льгота по земельным участкам, выделенным для строительства жилья
В 2011 г. от земельного налога освобождались земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, – на период их строительства (подп. 1.17 п. 1 ст. 194 НК).
С 2012 г. подп. 1.17 п. 1 ст. 194 НК изложен в новой редакции: освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), на период их строительства.
Справочно: жилой дом представляет собой здание, в котором более половины площади пола занято жилыми помещениями, т.е. помещениями, предназначенными и пригодными для проживания граждан (ст. 1 Жилищного кодекса РБ).
Пример 1
Согласно проектной документации строится жилой дом с пристройкой, в которой будет размещен супермаркет. Площадь жилого дома – 20 тыс. кв. м, площадь супермаркета – 17 тыс. кв. м. Так как более половины площади строящегося объекта (54,05 %) составляют жилые помещения, то объект относится к жилому дому.
В 2011 г. весь земельный участок, выделенный для строительства этого объекта, освобождался от земельного налога. С 2012 г. льгота будет предоставляться только на 54,05 % его площади. Остальная часть земельного участка будет облагаться земельным налогом.
Данное новшество касается не только земельных участков, предоставляемых с 2012 г. для строительства жилых домов, но и земельных участков, выделенных для этих целей ранее.
Пример 2
Например, в 2011 г. организации выделен земельный участок для строительства жилого дома. Строительство дома осуществляется за счет привлечения средств дольщиков путем продажи жилищных облигаций. При формировании стоимости 1 кв. м жилого дома земельный налог не учитывался. Все жилищные облигации были реализованы в 2011 г. С 2012 г. организация должна за часть земельного участка, приходящегося на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), уплачивать земельный налог.
Справочно: отметим, что переложить эти расходы на дольщиков уже невозможно, так как жилищные облигации были проданы в прошлом году.
А согласно п. 3 Инструкции о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных облигаций, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.09.2009 № 115, жилищная облигация является именной ценной бумагой, удостоверяющей внесение ее владельцем денежных средств на строительство определенного размера общей площади жилого помещения. Жилищная облигация имеет номинальную стоимость в белорусских рублях или иностранной валюте и эквивалент этой стоимости, выраженный в квадратных метрах общей площади жилого помещения. Указанный в жилищной облигации эквивалент не подлежит изменению.
Увеличена льгота для строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии
В 2011 г. освобождались от земельного налога земельные участки, занятые объектами и установками по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (подп. 1.21 п. 1 ст. 194 НК).
С 2012 г. льгота увеличена. Дополнительно стали освобождаться от земельного налога земельные участки, предоставленные на период строительства (реконструкции) объектов и установок по использованию возобновляемых источников энергии. При этом из указанного подпункта исключено слово "нетрадиционные".
НК дополнен четырьмя новыми льготами по земельному налогу
Освобождаются от земельного налога земельные участки:
1) научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий (подп. 1.31 п. 1 ст. 194 НК).
Важно! Эта льгота предоставлена указанным организациям до 1 января 2016 г.;
2) организаций культуры (подп. 1.32 п. 1 ст. 194 НК).
Справочно: данная норма перенесена в НК из подп. 2.7 п. 2 Указа Президента РБ от 14.04.2011 № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации";
3) предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, – в течение периода проведения проектных работ, осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, – в течение 2 лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию (подп. 1.33 п. 1 ст. 194 НК).
Справочно: данная льгота была перенесена в НК из Указа Президента РБ от 15.05.2008 № 270 "О мерах по развитию придорожного сервиса" (далее – Указ № 270), который принят в целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах и обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь.
С 22 июня 2011 г. действуют изменения и дополнения, внесенные Указом Президента РБ от 13.06.2011 № 245 в Указ № 270.
В частности, Указ № 245:
– предоставил дополнительные налоговые льготы по земельному налогу.
Так, освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, в течение 2 лет после ввода таких объектов в эксплуатацию;
– изложил в новой редакции перечень объектов придорожного сервиса.
Важно! Нормы Указа № 270 следует учитывать при заполнении справки о размере и составе использованных льгот по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) (далее – справка). Форма справки размещена в приложении 1 к налоговой декларации (расчету) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82. В 2012 г. в связи с выходом постановления МНС РБ от 02.01.2012 № 1* она не изменилась по сравнению с прошлым годом.
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2012.– № 7. – С. 33–55.
Следует иметь в виду, что плательщик заполняет справку однократно по истечении календарного года при применении льгот по налогам (сборам), в т.ч. при применении пониженных по сравнению с обычными ставок налогов (сборов) (п. 6 гл. 1 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением № 82).
Поэтому при представлении в налоговую инспекцию по месту постановки на учет не позднее 20 февраля 2012 г. налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2012 г. организации должны приложить к декларации справку о размере и составе использованных льгот по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) за 2011 г.;
4) в границах свободных экономических зон, предоставленные резидентам свободных экономических зон, зарегистрированным в качестве таковых с 1 января 2012 г., для строительства объектов – на период проектирования и строительства этих объектов, но не более 5 лет с даты указанной регистрации (подп. 1.34 п. 1 ст. 194 НК).
Резиденты свободных экономических зон, зарегистрированные в качестве таковых до 1 января 2012 г., вправе применять эту льготу в период проектирования и строительства объектов, для строительства которых предоставлены земельные участки, но не ранее чем с 1 января 2017 г. и не более 5 лет с указанной даты.
Это сделано специально, чтобы стимулировать привлечение в СЭЗ новых резидентов.