Освобождение от ответственности будет зависеть от того, на основании какого нормативного акта проводится проверка, выявившая нарушение
Новая ст. 5.5, внесенная в Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), определила обстоятельства, при которых совершенное деяние не может быть признано контролирующим или надзорным органом административным правонарушением, а значит, за него исключается привлечение к ответственности. Но это не является новацией, так как похожие положения уже действуют с 1 января 2010 г. Они предусмотрены п. 18 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510). Так, не считаются административными правонарушениями такие деяния юридического лица, как:
1) неуплата или неполная уплата налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных плательщиками (иными обязанными лицами) сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года).
Неуплата или неполная уплата арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, влечет за собой ответственность, установленную законодательством за неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин) (подп. 1.17 п. 1 Указа Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности").
Плательщики отчислений в инновационные фонды в части отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) пользуются правами и исполняют обязанности, установленные для плательщиков налогов, сборов (пошлин), а также несут ответственность за неуплату, неполную уплату указанных отчислений, установленную законодательством за неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин) (подп. 20.1 п. 20 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов").
Плательщики отчислений в государственный целевой бюджетный фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания), государственный целевой бюджетный фонд национального развития, а также республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, хозяйственные общества, обязанные перечислить в бюджет часть прибыли (дохода), в случае неуплаты, неполной уплаты указанных отчислений и платежей несут в 2011 г. ответственность за их неуплату, неполную уплату, установленную законодательством для плательщиков налогов, сборов (пошлин) (ст. 26 Закона РБ от 15.10.2010 № 176-З "О республиканском бюджете на 2011 год").
Данные положения справедливы и для случаев привлечения к ответственности по указанным платежам и отчислениям, но лишь за те периоды, когда по ним в налоговые органы представлялись декларации (расчеты), т.е. налоговыми органами велся их учет;
2) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период.
Под иными обязательствами нужно понимать, в частности, обязанности налогового агента по перечислению в бюджет сумм налогов и сборов, удержанных из доходов плательщиков (в установленных законодательством случаях – за счет собственных средств), ответственность за неисполнение которых предусмотрена ст. 13.7 КоАП;
3) использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин (БВ).
Примерами таких нарушений могут служить:
– нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ресурсов, приобретенных за счет указанных средств (ч. 2 и 3 ст. 11.16 КоАП);
– использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ, или нецелевое использование такой помощи (имущества и иных средств, полученных от ее реализации) ее получателями, а также лицами, получившими помощь в порядке ее распределения согласно плану, либо использование такой помощи и (или) средств на цели, запрещенные законодательством (ч. 1 и 2 ст. 23.23 КоАП).
Однако для освобождения от ответственности одной только незначительности нарушения недостаточно. Нужно еще устранить совершенное нарушение и (или) возместить весь причиненный государству или иным лицам вред в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки. Размер вреда должен быть определен проверяющими в акте проверки.
В отличие от п. 18 Указа № 510 Закон уточняет, что освобождение от ответственности касается лишь самого юридического лица. В то же время по уже сложившейся практике применения п. 18 Указа № 510, которую поддерживают и Генеральная прокуратура РБ, и хозяйственные суды, освобождению от ответственности на основании этого пункта подлежат также и должностные лица юридических лиц. Будем надеяться, что такая практика сохранится несмотря на то, что такие лица в ст. 5.5 КоАП не упомянуты.
Особое внимание обращаем на содержащееся в ст. 5.5 уточнение, согласно которому освобождение возможно только по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Таким актом и является Указ № 510. Но есть целый ряд проверок, которые проводятся не в соответствии с ним (они перечислены в п. 21 Указа № 510).
Не по нормам Указа № 510 проводятся, в частности:
– камеральные поверки, т.е. проверки, осуществляемые по месту нахождения контролирующего или надзорного органа на основании документов, представленных ему субъектом хозяйствования согласно законодательству или уже имеющихся у такого органа;
– проверки при ликвидации организации;
– проверки в рамках выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами РБ;
– проверки государственных органов (кроме проводимых в рамках ведомственного контроля).
По итогам таких проверок штрафные санкции применяются в т.ч. и за деяния, перечисленные в ст. 5.5 КоАП (п. 18 Указа № 510), т.е. нарушители от ответственности не освобождаются.
Смягчены меры ответственности за отдельные нарушения в сфере внешнеторговой и иной предпринимательской деятельности
Проведение внешнеторговой операции без наличия в установленных случаях разрешительных документов либо неисполнение обязанности по регистрации сделки повлечет наложение на организацию штрафа в размере до 20 % стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг. До 12 января 2011 г. отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, а также регистрационного номера сделки при осуществлении внешнеторговой операции влекло наложение штрафа в размере до 100 % указанной стоимости.
Организациям, обязанным осуществлять статистическое декларирование, будет интересно узнать, что как в случае непредставления статистической декларации или периодической статистической декларации в установленный срок, так и в случае отсутствия указанной декларации на организацию будет налагаться штраф в размере от 10 до 100 БВ (ранее за первое нарушение можно было лишиться до 10 % стоимости экспортированных (импортированных) товаров, а за второе – до 20 % стоимости таких товаров).
Менее сурово будет наказываться и нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в т.ч. на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь (вместо штрафа в размере до 10-кратной суммы этих средств организация оплатит штраф в размере до 5-кратной суммы этих средств).
Должностные лица за указанные нарушения к ответственности не привлекаются.
Улучшения затронут и организации, осуществляющие торговую посредническую деятельность. Для них:
– во первых, снижена ответственность за нарушение продавцом (поставщиком) и (или) покупателем установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности. Если до 12 января 2011 г. налагаемый на организацию штраф составлял 10 % суммы договора, то с указанной даты он может быть наложен в размере до 10 % суммы договора.
Порядок оформления договорных отношений в рамках торговой посреднической деятельности определен Указом Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров". Такая деятельность осуществляется путем заключения договоров купли-продажи (розничной купли-продажи, поставки, контрактации) и мены, в т.ч. на основании договоров поручения или комиссии, вустановленном законодательством порядке. При этом:
в качестве существенного условия договора должна указываться цель (цели) приобретения товаров (для собственного производства и (или) потребления, вывоза из Республики Беларусь, оптовой и (или) розничной торговли, переработки на давальческих условиях, поставки для государственных нужд или по установленным Правительством РБ квотам).
Помимо документов, установленных законодательством, к договорам должны прилагаться копии соответствующих специальных разрешений (лицензий) на осуществление оптовой и (или) розничной торговли, а по импортируемым товарам – копии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций). Напомним, что с 1 января 2011 г. согласно Указу Президента РБ от 01.09.2010 № 450 лицензирование торговли сохранилось лишь для отдельных групп товаров: драгметаллов и драгкамней, изделий из них, нефтепродуктов, алкогольной продукции и табачных изделий;
– во-вторых, исключена ответственность за нарушение установленного порядка отнесения на себестоимость товара, произведенного на территории Республики Беларусь, расходов на его приобретение у нерезидента. Ранее за такое нарушение на организацию налагался штраф в размере до 100 % от суммы, необоснованно отнесенной на себестоимость товара.
Смягчена ответственность за все предусмотренные в КоАП нарушения порядка использования иностранной безвозмездной помощи.
Так, использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию, повлечет наложение на виновное должностное лицо (юридическое лицо к ответственности не привлекается) штрафа в размере от 20 до 100 БВ (ранее – от 50 до 200).
Нецелевое использование иностранной безвозмездной помощи (полностью или частично), а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств на цели, запрещенные законодательством, обойдутся:
штрафом в размере от 20 до 200 БВ (ранее – до 300 БВ) – на должностное лицо;
штрафом в размере до 100 % стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации, – на юридическое лицо (здесь без изменений).
Правда, к ответственности станут привлекаться не только получатели помощи (как ранее), но и организации, получившие такую помощь в порядке ее распределения согласно плану.
Невнесение иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, в т.ч. в иностранной валюте, на счета в банках Республики Беларусь в установленный срок повлечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от 20 до 200 БВ (ранее – до 300).
– использование иностранной безвозмездной помощи, подлежащей регистрации, до получения удостоверения о ее регистрации, выдаваемого Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ, запрещается;
– размеры денежных средств, стоимость товаров (имущества) и виды иностранной безвозмездной помощи, не подлежащие регистрации, определены в постановлении Управления делами Президента РБ № 9 от 17.09.2010 "О порядке регистрации, учета, получения и использовании иностранной безвозмездной помощи";
– иностранная безвозмездная помощь, полученная наличными денежными средствами, в т.ч. в иностранной валюте, подлежит внесению получателями на счета в банках Республики Беларусь в течение 5 банковских дней со дня ее получения или ввоза на территорию Республики Беларусь.
Вышеизложенные нормы определены Декретом Президента РБ от 28.11.2003 № 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи".
Не обошлось и без установления новой ответственности.
Так, согласно введенной ст. 12.48 КоАП штраф в размере до 50 БВ будет ожидать юридических лиц за нарушение:
– правил установки средств контроля за приборами учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий;
– порядка представления сведений об этих средствах контроля юридическими лицами, осуществляющими изготовление, ввоз на территорию Республики Беларусь, техническое обслуживание, ремонт указанных приборов учета;
– требований к названным средствам контроля или порядка представления сведений о них юридическими лицами – изготовителями этих средств контроля.
Указанные правила, порядок и требования определены в Порядке использования и учета средств контроля за приборами учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 03.11.2005 № 1225.
За нарушение сроков перечисления в бюджет денежных средств, полученных от реализации или передачи для собственного либо иного использования конфискованного (обращенного в доход государства иным способом) имущества, к ответственности будут привлекаться не только должностные лица организаций (как ранее), но и сами организации. На них будет налагаться штраф в размере 1 % от суммы неперечисленных (несвоевременно перечисленных) денежных средств за каждый день просрочки, но не более 20 % от указанной суммы в общей сложности (ч. 3 ст. 23.8 КоАП).
Ряд корректировок внесен и в ПИКоАП
Среди нововведений, внесенных в ПИКоАП, самое важное касается защиты в процессе физического лица, в т.ч. должностного, привлекаемого к ответственности. Так, если в настоящее время представлять интересы должностного лица в административном процессе (в частности, при составлении протокола и рассмотрении дела о правонарушении) вправе только защитник из числа адвокатов, то с 12 января 2011 г. у должностного лица появляется право ходатайствовать перед органом, ведущим процесс, о допуске в качестве защитника одного из близких родственников. К числу близких родственников ПИКоАП относит родителей, детей, усыновителей, усыновленных (удочеренных), родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков, а также супруга (супругу). Но для такого допуска ходатайство должно быть удовлетворено с вынесением органом соответствующего постановления.