Организации могут использовать книгу кассира-операциониста и после 14 октября,если ее форма будет приведена в соответствие с формой книги кассира
До 14 октября организации, осуществляющие прием наличных денежных средств с использованием кассового оборудования, по каждой единице кассового оборудования вели книгу кассира-операциониста. Ее форма и порядок заполнения были определены постановлением МНС РБ от 09.09.2004 № 103 "Об утверждении Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг" (далее – постановление МНС № 103).
С 14 октября организации должны вести по каждой единице кассового оборудования книгу кассира. Ее форма установлена постановлением № 924/16 (приложение 2 к Положению). Порядок ведения книги кассира определен гл. 2 Положения.
Для сравнения приводим форму документа, который применялся до 14 октября и который применяется после 14 октября (см. приложение).
Книга кассира должна находиться в месте установки кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого в автобусах пригородных, междугородных, международных маршрутов в регулярном сообщении и автобусах с максимальной массой не более 5 000 кг экспрессных городских маршрутов, а также в автомобилях-такси).
Как и ранее, записи в книге кассира следует производить:
– ежедневно в хронологическом порядке перьевой или шариковой ручкой, без помарок;
– на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов.
В начале рабочего дня (смены) производят запись даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций. По окончании рабочего дня (смены) заполняют остальные реквизиты, предусмотренные в форме книги кассира.
Кроме вышеизложенного, в постановлении № 924/16:
1) уточнен порядок внесения в книгу кассира исправлений.
Так, исправление нужно осуществлять следующим образом: вначале зачеркнуть ошибочную запись, затем рядом либо сверху сделать правильную запись и заверить ее подписью лица, уполномоченного юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем (п. 14 постановления № 924/16).
При этом листы книги кассира должны быть сформированы в виде выходной формы "Вкладной лист книги кассира". В последней выходной форме "Вкладной лист книги кассира" за каждый месяц должно быть напечатано общее количество листов книги кассира за каждый месяц, а в последней такой форме за календарный год – общее количество листов книги кассира за год. Нумерацию листов книги кассира в выходных формах осуществляют в порядке возрастания с начала года. Выходные формы "Вкладной лист книги кассира" брошюруют в хронологическом порядке в течение года. По окончании календарного года (или по мере необходимости) общее количество листов за год заверяется подписями руководителя юридического лица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юридического лица либо подписью индивидуального предпринимателя;
3) уточнены в зависимости от вида кассового оборудования действия кассира по окончании рабочего дня (смены) (п. 18 постановления № 924/16).
Так, кассир по окончании рабочего дня (смены) обязан вывести в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование:
– контрольную ленту – для кассового оборудования с электронным журналом, когда контрольная лента формируется в едином рабочем цикле с чековой лентой при регистрации кассовой операции, но оформляется раздельно (ранее эта норма отсутствовала);
– суточный (сменный) отчет (Z-отчет).
До 14 октября указанные документы хранились 3 года. Сокращение срока хранения контрольных лент, суточных (сменных) отчетов (Z-отчетов) не вызовет потери информации, так как она содержится в фискальной памяти кассового оборудования и может быть распечатана в фискальном отчете за любой период.
Юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) запрещено использовать кассовое оборудование:
– модели (модификации) которого не включены в Государственный реестр либо исключены из него;
– после 1 июля 2013 г. по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе по месту постановки на учет юридического лица (индивидуального предпринимателя) (за исключением моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов, используемых в своей деятельности банками, и специальных компьютерных систем);
– не зарегистрированного в налоговом органе по месту постановки юридического лица и индивидуального предпринимателя на учет;
– модели (модификации) которого используются не в соответствии со сферой применения, указанной в Государственном реестре;
– без заполнения книги кассира (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности банками, индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встроенного в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, и специальных компьютерных систем);
– без средств контроля либо с поврежденными средствами контроля;
– без заключения договора на его техническое обслуживание и ремонт (за исключением специальных компьютерных систем);
– не соответствующего технической документации и эталонному образцу модели (модификации) кассового оборудования, включенной в Государственный реестр, по акту (заключению) юридического лица, определенного Госстандартом, о результатах технического освидетельствования кассового оборудования;
– не в фискальном режиме либо не обеспечивающего наличие на платежном документе информации, предусмотренной государственными стандартами Республики Беларусь.
При нарушении вышеперечисленных правил организации и (или) их должностные лица будут привлечены к административной ответственности по ст. 12.20 "Нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов, использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на них" КоАП РБ.
Так, нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а равно отсутствие указанного оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 10 до 200 базовых величин (БВ).
Нарушение порядка использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины и (или) таксометры, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанных аппаратов, систем, машин, таксометров либо их техническое обслуживание и ремонт, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 50 БВ, а на юридическое лицо – от 10 до 100 БВ.
Случаи, когда юридические лица (индивидуальные предприниматели) вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, и порядок их приема определены в гл. 4 Положения.
В основном это те же перечень и порядок, что и в постановлении Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее – постановление № 18/1). Но есть и ряд нововведений.
1. К оказанию разовых услуг, при которых прием наличных денежных средств осуществляют в кассу организации, относят и реализацию бывшего в употреблении имущества (подп. 31.15 п. 31 постановления № 924/16).
2. В случаи, когда можно принимать наличные денежные средства без кассового оборудования и платежных терминалов, включена реализация лотерейных билетов. При этом при реализации таких билетов, как и в случаях, указанных в подп. 31.13, 31.17 и 31.25 п. 31 Положения, при приеме наличных денежных средств покупателю (потребителю) продают (выдают) документы, оформленные на бланках строгой отчетности.
3. В случаях, предусмотренных в подп. 31.5, 31.6 и 31.11 (в части оказания на дому услуг, а также осуществления торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи) п. 31 Положения, при продаже (выдаче) покупателю (потребителю) документов, оформленных на бланках строгой отчетности, прием наличных денежных средств можно осуществлять без оформления приходных кассовых ордеров по окончании рабочего дня (смены).
4. До 1 сентября т.г. виды учреждений образования, к которым, в частности, относились общеобразовательные учреждения, учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, были определены ст. 15 Закона РБ "Об образовании" (далее – Закон). К общеобразовательным учреждениям относились в т.ч. специальные общеобразовательные школы (ст. 23 Закона).
С 1 сентября 2011 г. вступил в силу Кодекс РБ об образовании (далее – Кодекс об образовании). Им, в частности, определено, что учреждения образования подразделяются в т.ч. на учреждения общего среднего образования, учреждения высшего образования, учреждения специального образования (ст. 19). К учреждениям специального образования относят и специальные общеобразовательные школы (подп. 2.2 п. 2 ст. 261 Кодекса об образовании).
До 14 октября юридические лица (индивидуальные предприниматели) вправе были принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов в случае организации общественного питания в торговых объектах, расположенных в общеобразовательных учреждениях (подп. 2.2.25 п. 2 постановления № 18/1).
К торговым объектам общественного питания, подлежащим оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, относились также столовые учреждений, обеспечивающих получение высшего образования (п. 2 приложения 1 к постановлению № 18/1).
Таким образом, в целях приведения постановления № 18/1 в соответствие с Кодексом об образовании в постановлении № 924/16:
– слова "общеобразовательных учреждениях" заменены словами "учреждениях общего среднего образования, специальных общеобразовательных школах";
– из п. 2 приложения 1 к постановлению № 924/16 исключены слова ", обеспечивающих получение".
До 14 октября 2011 г. порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) без кассового оборудования регулировался подп. 2.2 п. 2 постановления № 18/1, с 14 октября – пп. 32–35 постановления № 924/16. Сравним данные нормы (см. таблицу).
– квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов (утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34**);
– реестр сделок участника биржевой торговли (утвержден постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34*);
– приходный кассовый ордер;
– товарно-транспортную накладную и товарную накладную.