Основные новации, произошедшие в постановлении № 924/16 с учетом постановления от 11.12.2012 № 1139/16 (далее – постановление № 1139/16), направлены на увеличение доли безналичных расчетов в сфере розничной торговли (оказания услуг населению) и снижение доли "теневых" товаров.
Итак, постановление № 1139/16:
1) привело терминологию постановления № 924/16 в соответствие с терминологией, применяемой в ст. 273 новой редакции Банковского кодекса РБ (норма вступила в силу с 22 января, даты вступления в силу названного кодекса).
В частности, словосочетание "банковские пластиковые карточки" заменено на "банковские платежные карточки";
2) продлило до 1 октября 2015 г. срок действия нормы по замене кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации (вступает в силу с 1 июня).
Ранее такой срок замены был определен до 1 июля 2013 г. Новая норма не распространяется на КСА:
– совмещенные с таксометрами, по которым ограничение срока их использования в течение 6 лет с даты первой регистрации в налоговом органе вступает в силу с 1 июля 2013 г.;
– используемые банками в своей деятельности и применяемые в период нахождения их моделей (модификаций) в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;
3) в 2 раза уменьшило пороговые значения выручки, при которых возникает обязательность установки платежных терминалов (вступает в силу с 16 июня).
Это связано с тем, что с 1 апреля 2012 г. в республике увеличен размер базовой величины (с 35 000 до 100 000 руб.);
4) расширило перечень объектов торговли и услуг, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек (вступает в силу с 16 июня).
Так, с 16 июня 2013 г. платежные терминалы должны иметь:
– все стационарные торговые объекты общественного питания.
Исключение – объекты, расположенные в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах);
– все объекты бытового обслуживания населения.
Исключение – объекты, расположенные в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 3 человек в одну смену;
– розничные торговые объекты, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях).
Исключение – торговые объекты, относимые к передвижным средствам разносной торговли, а также к системе потребительской кооперации, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет 1 продавец (данная норма распространяется на магазины);
– кассовые залы станций метрополитена;
– вновь созданные объекты придорожного сервиса;
5) сократило перечень случаев приема наличных денежных средств без использования кассового оборудования (вступает в силу с 16 июня).
Перечень случаев, когда организации вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования, определен п. 31 Положения, утвержденного постановлением № 924/16.
С 16 июня 2013 г. этот перечень начнет действовать в новой редакции. Так, с указанной даты кассовое оборудование должны применять:
– розничная торговля товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах.
Данные организации вправе не применять кассовое оборудование и (или) платежные терминалы только в случае осуществления розничной торговли 1 продавцом.
Справочно: до 16 июня такие объекты, имеющие не более 3 продавцов, вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования (подп. 31.1 п. 31 Положения, утвержденного постановлением № 924/16).
Однако в таких случаях каждый факт приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) должен быть оформлен документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (п. 32 Положения, утвержденного постановлением № 924/16).
Перечень таких документов утвержден постановлением Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912. В него, в частности, входят приходный кассовый ордер и квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов;
– розничная торговля на торговых местах на рынках запасными частями к автомобилям;
– осуществление развозной торговли товарами;
– осуществление торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место;
– оказание бытовых услуг в объектах, расположенных не в сельских населенных пунктах, причем независимо от количества работающих.
Право оказания бытовых услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов сохранено только в отношении объектов с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену, расположенных в сельских населенных пунктах.
Справочно: до 16 июня такие объекты вправе не применять кассовое оборудование, если в одну смену работает не более 3 человек. При этом месторасположение такого объекта (т.е. сельская местность или город) значения не имеет (подп. 31.16 п. 31 Положения, утвержденного постановлением № 924/16).
Указанные организации должны до 16 июня каждый факт приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) оформлять приходным кассовым ордером и (или) квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов.
Необходимость внесения данных изменений обосновывается следующим.
В настоящее время розничная торговля автозапчастями относится к высокодоходным видам деятельности, что, в свою очередь, требует эффективного контроля со стороны государства за ее осуществлением. Использование кассового оборудования субъектами предпринимательской деятельности, реализующими автозапчасти, позволит упорядочить прием наличных денежных средств данной категорией плательщиков и обеспечит более действенный контроль за выручкой таких субъектов.
Развозную торговлю товарами осуществляют с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, в которых имеется возможность применения кассового оборудования.
Как правило, осуществление торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место (в основном это интернет-торговля) имеет доходность выше средней и значительные потоки "теневого" товара реализуются именно посредством данного вида торговли с последующим сокрытием выручки от реализации товаров и неуплатой платежей в бюджет. При этом условия осуществления торговли по образцам позволяют использовать кассовое оборудование, так как имеется техническая возможность данного решения ввиду наличия в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, автономных портативных кассовых суммирующих аппаратов (в настоящее время в реестр включено 42 модели). Эти аппараты могут работать в автономном режиме, т.е. без необходимости подключения кассового оборудования к электросети. Портативность моделей позволяет использовать данное кассовое оборудование при осуществлении деятельности вне основного места нахождения субъекта хозяйствования длительное время и выдавать платежный документ (кассовый чек) при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг. Применение кассового оборудования в этих случаях позволит исключить бумажное оформление каждого факта приема наличных денежных средств, повысит скорость и качество оформления указанных расчетов, а также будет способствовать легализации выручки субъектов хозяйствования и укрепит потребительские гарантии покупателя.
Поскольку объекты бытового обслуживания населения являются стационарными, то в них также есть возможность установить кассовое оборудование;
6) с 3 до 1 базовой величины уменьшены нормы порогового значения стоимости единицы продаваемого непродовольственного товара (вступает в силу с 16 июня);
7) объекты общественного питания, расположенные в учреждениях профессионально-технического образования, включены в перечень случаев, когда прием наличных денежных средств можно осуществлять без применения кассового оборудования и платежных терминалов (вступает в силу с 16 июня).