Ситуация
Иностранная организация (резидент Итальянской Республики) по заказу белорусской организации разрабатывает дизайн-проект сооружения, которое будет располагаться в Республике Беларусь. Дизайн-проектирование включает несколько этапов.
Подготовительные работы по заключению контракта начались в 2013 г., контракт заключен в сентябре 2013 г., к работе приступили в декабре 2013 г. Работы выполняет иностранная компания и в Италии, и в Беларуси. Итальянская компания арендовала в г. Минске помещение, где с 2014 г. выполняет определенную часть работ по дизайн-проекту.
Общая продолжительность работ по проекту составляет 20 месяцев, из них на 1-й этап приходится 6 месяцев.
Будет ли в этой ситуации у итальянской организации постоянное представительство в Беларуси?
В приведенной ситуации работу по управлению проектом итальянской компании в Беларуси следует рассматривать как основную деятельность и считать ее выполняемой через постоянное представительство.
Обоснуем наш вывод.
Налоговый кодекс – с 1 января 2014 г. новый подход к определению постоянного представительства
Если сравнить редакцию понятия постоянного представительства 2013 г. с редакцией 2014 г., то увидим, что в новой редакции отсутствует положение о необходимости осуществления предпринимательской и иной деятельности иностранной организации в Беларуси через ее обособленное структурное подразделение (учреждение) в Беларуси.
Так, с 2014 г. постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признают постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь, в т.ч. связанную:
– с выполнением предусмотренных договором работ и (или) оказанием услуг по строительству, а также по установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования (иного имущества), компьютерных программ;
– продажей товаров с расположенных на территории Республики Беларусь складов;
– выполнением работ и (или) оказанием услуг на территории Республики Беларусь, осуществлением иной не запрещенной законодательством деятельности, за исключением предусмотренной абз. 2–5 части первой п. 5 ст. 139 Налогового кодекса РБ (далее – НК) (п. 1 ст. 139 НК).
Для того чтобы правильно определить, осуществляет ли иностранная компания деятельность через постоянное представительство, надо также применить нормы:
1) Гражданского кодекса РБ (далее – ГК).
Им определен перечень видов деятельности, работ и услуг, выполнение которых не относится к предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 1 ГК).
Работы по разработке дизайн-проектов в данном перечне отсутствуют.
Справочно: предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (п. 1 ст. 1 ГК);
2) абз. 2–5 части первой п. 5 ст. 139 НК.
В частности, там сказано, что не признается постоянным представительством иностранной организации в Республике Беларусь место, используемое ею исключительно для одной или нескольких целей, а именно:
– для хранения, демонстрации или поставки товаров собственного производства.
Поставкой считают доставку и отгрузку товаров без их реализации на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;
– закупки товаров для иностранной организации;
– сбора или распространения информации для иностранной организации;
– осуществления иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер.
Важно! Указанные виды деятельности не приводят к образованию постоянного представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь, даже если они осуществляются через постоянное место деятельности иностранной организации, при условии, что эти виды деятельности отдельно либо в совокупности носят подготовительный или вспомогательный характер.
При этом виды деятельности иностранной организации на территории Республики Беларусь рассматриваются как подготовительные или вспомогательные, если они носят подготовительный, вспомогательный характер по отношению к деятельности иностранной организации, за осуществление которой иностранная организация получает выручку (часть третья п. 5 ст. 139 НК).
То есть к подготовительной (вспомогательной) следует относить деятельность, которая направлена на создание условий для ведения основной деятельности.
В нашей же ситуации присутствуют обстоятельства, согласно которым итальянская компания в Беларуси выполняет основные функции, присущие основной деятельности компании, а именно осуществляет часть работ по дизайн-проекту.
Всего дизайн-проектирование, как правило, включает 4 этапа:
– 1-й этап – разработка технического задания.
На этом этапе собирают информацию о проектируемом объекте и определяют проектную ситуацию. В нашем случае эта часть работы выполняется в Беларуси;
– 2-й этап – создание эскизного проекта.
На этом этапе происходят создание нескольких вариантов эскизов (макетов) и выбор наиболее оптимального;
– 3-й этап – собственно проектирование.
На данном этапе осуществляется непосредственно дизайн-проектирование;
– 4-й этап – авторский надзор.
Отметим, что при выполнении 2-го, 3-го и 4-го этапов итальянской компании требуется присутствие в Беларуси, так как в Беларуси она осуществляет управление проектом в целом и исполняет авторский надзор;
3) п. 3 ст. 139 НК.
Данным пунктом установлены предельные сроки выполнения работ, оказания услуг, с учетом которых следует оценивать деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь как деятельность через постоянное представительство.
Общая продолжительность работ по проекту составляет 20 месяцев, из них на 1-й этап приходится 6 месяцев.
Если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в течение 1 календарного года, то место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации рассматривается как постоянное представительство (п. 3 ст. 139 НК).
И если 1-й этап работ (сбор информации о проектируемом объекте) еще можно отнести к подготовительной (вспомогательной) деятельности, то работу по управлению проектом итальянской компании в Беларуси необходимо рассматривать как основную деятельность и считать ее выполняемой через постоянное представительство.
Важно! Иностранная организация, осуществляющая или собирающаяся осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность, обязана в порядке, установленном пп. 2–6 ст. 66 НК, стать на учет в налоговом органе вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь (п. 4 ст. 22 НК).
Международное соглашение – о выполнении дизайнерских работ в Беларуси
В Конвенции между Правительством Республики Беларусь и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 11.08.2005 (далее – Конвенция) термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия (п. 1 ст. 5 Конвенции).
Термин "постоянное представительство" включает, в частности, место управления; отделение; контору; фабрику; мастерскую; рудник, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; строительную площадку или строительный или монтажный объект, которые существуют больше 12 месяцев (п. 2 ст. 5 Конвенции).
Термин "постоянное представительство" не рассматривается как включающий:
a) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;
b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки;
c) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей переработки другим предприятием;
d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;
e) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей осуществления рекламы, представления информации, научных исследований или аналогичной деятельности подготовительного или вспомогательного характера для предприятия (п. 3 ст. 5 Конвенции).
Выполнение работ по дизайн-проекту нельзя отнести к понятию "строительная площадка или строительный или монтажный объект". Таким образом, к нему нельзя применить положения подп. g п. 2 ст. 5 Конвенции.
Но следует обратить внимание на термин "место управления", упомянутый в подп. а п. 2 ст. 5 Конвенции. Использование этого места для осуществления управленческих функций приведет к возникновению постоянного представительства в Беларуси.
При этом срок, с которого начинает существовать такое постоянное представительство, Конвенцией не оговорен. Следовательно, оно возникает с момента осуществления итальянской компанией деятельности по управлению проектом в Беларуси.
Если же учитывать положения п. 3 ст. 139 НК, то оказание услуг, выполнение работ приводят к постоянному представительству, если такие работы, услуги оказываются в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в течение 1 календарного года.
По условиям контракта с итальянской организацией 1-й этап продолжается 6 месяцев. Таким образом, можно констатировать, что постоянное представительство у итальянской компании в Беларуси есть. Согласно положениям НК оно возникает спустя 90 дней выполнения работ, оказания услуг.
Поэтому иностранная компания обязана стать на учет в налоговом органе РБ в качестве налогоплательщика.
Какие документы необходимы иностранной организации для постановки на учет в налоговом органе
Иностранная организация, которая на основании договора с юридическим лицом на территории Республики Беларусь выполняет работы, должна подать заявление в налоговый орган по месту осуществления деятельности на территории Республики Беларусь до начала деятельности по такому договору (подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК, в редакции 2014 г.).
Поскольку предпринимательская деятельность у итальянской организации начинается в 2014 г. и до этого времени у нее не было открытого в МИД представительства, то постановка на учет в белорусском налоговом органе будет происходить в следующем порядке.
Для регистрации в белорусском налоговом органе ей потребуется достаточно обширный перечень документов.
В частности, к заявлению должны быть приложены следующие документы (оригиналы и их копии):
– справка налогового органа страны местонахождения иностранной организации о ее регистрации в качестве плательщика в этой стране с указанием кода плательщика или аналога кода плательщика;
– договор (договоры), согласно положениям которого (которых) иностранная организация на территории Республики Беларусь выполняет работы и (или) оказывает услуги в течение периода, превышающего сроки, установленные пп. 3 и 4 ст. 139 НК, осуществляет иную не запрещенную законодательством деятельность.
В описанной ситуации действия итальянской компании подпадают под п. 3 ст. 139 НК;
– доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя иностранной организации на территории Республики Беларусь на совершение сделок, иных юридически значимых действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.
Кроме указанных документов, итальянская компания должна также представить:
– копию выписки из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство ее юридического статуса в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее 3 месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе;
– копии своих учредительных документов.
Важно! Документы, выданные на территории другого государства, представляемые для постановки плательщика на учет в белорусском налоговом органе, должны быть оформлены в соответствии с законодательством этого государства. В налоговый орган необходимо представлять оригиналы и (или) в установленных законодательством случаях копии документов, удостоверенные компетентными органами иностранных государств (либо судами, либо нотариусами, либо иными компетентными органами иностранных государств). Эти документы (оригиналы, в установленных случаях – копии документов) должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РБ, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.
Требования о необходимости перевода документов, составленных на иностранном языке, на белорусский или русский язык остались прежними. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально либо дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РБ (п. 5 ст. 66 НК).
Из изложенного следует, что иностранная организация, планирующая осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, сможет стать на учет в налоговых органах в качестве постоянного представительства без открытия представительства в МИД.
В настоящее время факт постановки на учет в налоговых органах не связан с необходимостью открытия (регистрации) представительства на территории Республики Беларусь. То есть иностранная организация может не иметь открытого на территории Республики Беларусь представительства и при этом состоять на учете в налоговых органах РБ.
Более того, представительство коммерческой иностранной организации может быть открыто только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера, если иное не установлено международными договорами, заключенными Республикой Беларусь, или законодательными актами РБ. Это определено Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2013 № 1189.
Отметим, что итальянской компании также придется выполнять и иные обязанности перед бюджетом РБ:
– вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения;
– уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);
– представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), а также исполнять иные обязанности, установленные в ст. 22 НК.