ЗА ОБРАЩЕНИЯ, КАК И РАНЕЕ, НЕ БУДУТ ВЗИМАТЬ ПЛАТУ
Право граждан на обращение в государственные органы и организации является конституционным (ст. 40 Конституции РБ). Однако объективные факторы обусловили необходимость совершенствования законодательства и в части обращений юридических лиц.
Таким образом, порядок обращения граждан и юридических лиц в государственные органы и организации регулируют следующие документы (см. таблицу):
–––––––––––––––––––––––––––––––
* Некоторые нормы останутся в силе (например, утвержденный перечень).
* Некоторые нормы останутся в силе (например, утвержденный перечень).
** Вступает в силу с 22 января 2012 г.
Законом определен круг лиц, на которые распространяются его нормы:
– заявители (граждане и юридические лица Республики Беларусь, представительства иностранных организаций, а также находящиеся на территории республики иностранные граждане и лица без гражданства);
– государственные органы, иные организации (далее – организации), а также индивидуальные предприниматели, которым адресуются обращения граждан путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений;
– контролирующие (надзорные) органы.
Обращения, как и ранее, подлежат рассмотрению:
1) без взимания платы;
2) организациями, в компетенцию которых входит разрешение вопроса, изложенного в обращении.
Первоначально обращения подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местном органе.
То есть независимо от того, кому адресовано обращение (например, в силу незнания полномочий органов), оно в конечном итоге будет рассмотрено организацией, на которую возложена ответственность за рассмотрение обращений в определенной сфере деятельности. В этой ситуации есть 2 пути выхода:
1) обращение, поступившее на рассмотрение не в компетентный орган, подлежит в течение 5 дней направлению для рассмотрения в организацию, которая в соответствии с законодательством обязана его рассмотреть. При этом заявитель в указанный срок будет письменно об этом уведомлен;
2) обращение оставят без рассмотрения, но уведомят заявителя и разъяснят, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении (п. 3 ст. 10 Закона).
Справочно: перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержден Указом Президента РБ от 15.10.2007 № 498.
ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА МОГУТ РЕАЛИЗОВАТЬ ПОСРЕДСТВОМ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАЯВЛЕНИЯ, ЖАЛОБЫ
Предложение следует рассматривать как пожелание об изменении существующего положения дел в деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) в решении вопросов государственной и общественной жизни.
Заявление касается описания какого-либо факта, в т.ч. факта правонарушения, по которому компетентный орган должен принять решение. Например, к заявлениям будут относиться обращения по вопросам разъяснения законодательства.
Жалоба как вид обращения касается описания факта нарушения прав и свобод заявителя и содержит требование по их устранению.
ФОРМА ОБРАЩЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ УСТНОЙ, ПИСЬМЕННОЙ, ЭЛЕКТРОННОЙ
Устные обращения
Формой непосредственного взаимодействия граждан, их представителей, представителей юридических лиц с организациями является их личный прием представителями этих организаций. Личный прием проводят руководители организаций и уполномоченные ими должностные лица (п. 3 ст. 6 Закона).
Важно! Каждая организация обязана размещать в общедоступных местах информацию о времени и месте проведения такого приема.
При личном приеме заявители должны предъявить:
– гражданин – документ, удостоверяющий его личность (например, паспорт, водительское удостоверение);
– представитель заявителя – документ, подтверждающий его полномочия (например, доверенность от организации, документ, подтверждающий полномочия руководителя организации).
Непредъявление указанных документов может явиться основанием для оставления обращения без рассмотрения по существу (п. 1 ст. 6 Закона).
При устной форме обращения заявитель оперативно получает ответ на интересующий его вопрос. Однако в ситуации, когда для разрешения обращения требуются дополнительное изучение и проверка, заявителю может быть предложено оформить обращение в письменной форме. Соответственно такое обращение будет рассмотрено по правилам, установленным для рассмотрения письменных обращений.
Важно! Если во время личного приема выяснится, что вопрос, по которому обратился заявитель, не относится к компетенции органа, куда он обратился, должностное лицо такого органа обязано разъяснить заявителю, в какую организацию ему следует обратиться.
Письменные обращения
Основное количество обращений, поступающих в организации, – письменные. Это обусловлено желанием заявителя иметь письменное доказательство рассмотрения его обращения по существу (например, для последующего обращения в вышестоящий орган, суд). Такие обращения могут быть поданы нарочным, по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
В Законе установлены требования, предъявляемые к письменным обращениям физических и юридических лиц. К числу таких требований отнесено указание в обращении идентификационных данных заявителя (фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина, адрес места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы); полное наименование юридического лица и его место нахождения), а также проставление на обращении личной подписи гражданина, руководителя юридического лица, заверенной печатью юридического лица.
Отсутствие названных данных может явиться основанием для оставления такого обращения без рассмотрения по существу.
Если обращение ранее рассматривалось, например, в местном органе, в нем надо указать результаты предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.
Как отмечалось выше, к письменным обращениям отнесены также обращения, вносимые в книгу замечаний и предложений. Требования к ним обусловлены формой книги замечаний и предложений, установленной постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 "О совершенствовании работы с населением" и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь".
Электронные обращения
Во всех государственных органах Республики Беларусь есть интернет-сайты, что стало дополнительным каналом для их работы с обращениями. Легализация в Законе такой формы обращений, как электронные, свидетельствует о совершенствовании института работы с обращениями, введении новых форм и методов работы.
Электронные обращения – это обращения, поступившие на адрес электронной почты организации либо размещенные на официальном сайте организации в Интернете. Требования к содержанию электронных обращений немногим отличаются от предъявляемых к письменным обращениям. Так, в электронных обращениях не нужно проставлять личную подпись заявителя, однако надо указать адрес его электронной почты (помимо указания адреса места жительства (места нахождения)).
Ответ на электронное обращение направляется в электронном виде, за исключением случаев, когда:
– заявитель просит направить письменный ответ;
– в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты;
– по решению руководителя организации, рассматривающего электронное обращение, или уполномоченного им лица.
Ответ на электронное обращение должен содержать фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы руководителя организации или лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения.
ПРАВА ЗАЯВИТЕЛЕЙ ПРИ РАССМОТРЕНИИИХ ОБРАЩЕНИЙ ЗАКРЕПЛЕНЫ В СТ. 7 ЗАКОНА
Одно из прав заявителя – это право представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании. Право представлять документы считается важным, поскольку в условиях конфликта между заявителем и должностным лицом организации может последовать отказ в приеме дополнительных документов. Правомочие же обращаться с просьбой об истребовании документов является также немаловажным, поскольку во многих случаях у заявителя отсутствует возможность самому получить необходимые документы, на которых основывается обращение. К сожалению, при наличии указанного права заявителя отсутствует обязанность организаций обеспечивать такое истребование.
Следующим установленным Законом правомочием заявителя при рассмотрении обращения является возможность знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если:
– это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц;
– в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Для отказа в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, достаточно того, чтобы права, свободы и (или) законные интересы других лиц были просто затронуты.
Еще одним правом заявителя, связанным с рассмотрением его обращения, является право на получение ответа на обращение. Это право корреспондирует с обязанностью организации либо разрешить обращение по существу, либо переадресовать его в компетентный орган.
ЗАКОНОМ УСТАНОВЛЕНА УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ЗАЯВИТЕЛЕЙ
В предусмотренном Законом порядке подлежат рассмотрению практически все обращения. Однако некоторые из них имеют свою специфику. В силу этого порядок их рассмотрения регулируют иные законодательные акты. Так, обращения заявителей, связанные с реализацией их процессуальных прав, регулируются Гражданским кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, Хозяйственным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Кодексом РБ об административных правонарушениях, Законом РБ "Об основах административных процедур", а также иными законодательными актами.
Справочно: к иным актам можно отнести, например, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, Трудовой кодекс, Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
Следует учесть наличие 2 аспектов рассмотрения обращений.
Во-первых, это действия уполномоченных на то должностных лиц, направленные на решение вопросов о компетенции организации по рассмотрению обращения.
Если рассмотрение вопроса, изложенного в обращении, не отнесено к компетенции организации, такое обращение подлежит направлению в компетентную организацию (с извещением об этом заявителя) либо заявителю сообщается о том, куда ему следует обратиться.
Во-вторых, это действия уполномоченных на то должностных лиц, направленные на рассмотрение обращений по существу либо оставление их без рассмотрения по существу.
При рассмотрении обращения по существу уполномоченные должностные лица:
– проверяют факты, изложенные в обращении;
– дают оценку обоснованности приведенных доводов;
– принимают меры, направленные на защиту, обеспечение реализации, восстановление прав, свобод и (или) законных интересов заявителей;
– решают вопрос о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущено нарушение прав, свобод и (или) законных интересов заявителей;
– направляют письменный ответ (при поступлении письменного, в т.ч. электронного, обращения) либо объявляют ответ заявителю в ходе личного приема.
Важно! Если обращение рассмотрено по существу путем совершения определенных действий (выполнения работы, оказания услуги) в присутствии заявителя (например, удовлетворена жалоба, внесенная в книгу замечаний и предложений), письменный ответ заявителю не направляется. Для фиксации факта рассмотрения такого обращения предусмотрено внесение заявителем соответствующей записи на обращении либо в книге замечаний и предложений, заверяемой подписью заявителя, или составление отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий (выполнение работ, оказание услуг).
ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ОСНОВАНИЯ, КОГДА ОБРАЩЕНИЯ МОГУТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
В процессе работы с обращениями возможна ситуация, когда заявители преследуют личные интересы, в т.ч. заведомо незаконные, злоупотребляя правом на обращение. Поэтому вполне правомерным является включение в Закон оснований, при наличии которых обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу. Такие основания изложены в ст. 15 Закона (с учетом требований, установленных пп. 1–6 ст. 12 Закона). Так, обращение может быть оставлено без рассмотрения, в частности, если оно:
– не содержит идентификационных данных в отношении заявителя (фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы); полное наименование юридического лица и его место нахождения) (п. 2 ст. 12 Закона). Подача заявителем обращения является его добровольным волеизъявлением, и он должен ответственно подходить к данному вопросу. Этим объясняется негативный подход законодателя к обращениям заявителя, пожелавшего остаться неизвестным (анонимным обращениям). Исключение в Законе сделано только для случаев, когда обращение содержит сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении;
– содержит нецензурные либо оскорбительные слова или выражения (п. 5 ст. 12 Закона);
– не поддается прочтению;
– ранее уже было рассмотрено по существу, а новое не содержит новых обстоятельств (п. 1 ст. 15 Закона).
Для данного случая имеется справедливое ограничение: оставление обращения без рассмотрения может быть осуществлено только в том случае, если все обращения направлялись в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу 2 и более раза.
Оставление обращения без рассмотрения – право лица, его рассматривающего. Решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу принимают руководитель организации, индивидуальный предприниматель, к которым поступило обращение, или уполномоченное ими должностное лицо.
При оставлении обращения без рассмотрения по существу организация должна уведомить об этом заявителя и указать причину принятия такого решения. Причем указанная обязанность не зависит от оснований оставления обращения без рассмотрения по существу.
Законом установлено единственное условие, при соблюдении которого должна быть исполнена обязанность по уведомлению заявителя об оставлении его обращения без рассмотрения по существу: наличие данных о месте жительства (месте пребывания) и (или) месте работы (учебы) либо месте нахождения заявителя. То есть заявителя уведомляют также в случаях, когда обращение оставляется без рассмотрения по существу по причинам употребления в нем нецензурных либо оскорбительных слов или выражений, если текст обращения не поддается прочтению. В последнем случае уведомление заявителя возможно, если, конечно, удается прочитать адрес и фамилию гражданина (наименование организации).
Важно! При направлении уведомления заявителю об оставлении его обращения без рассмотрения по существу оригиналы документов, приложенных к такому обращению, подлежат возврату заявителю.
ОБЩИЙ СРОК ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЩЕНИЙ – 15 ДНЕЙ
Если для рассмотрения обращений требуются дополнительное изучение (например, направление запросов для изучения мнения по обозначенному вопросу заинтересованных государственных органов и получение на них ответов) и проверка, такое обращение может быть рассмотрено в срок, не превышающий 1 месяц, если иное не установлено законодательными актами. В отдельных случаях месячный срок рассмотрения обращения может быть превышен. В таком случае уведомляют заявителя о причинах его превышения и сроках рассмотрения обращения по существу (п. 3 ст. 17 Закона).
ЗАКОН ОПРЕДЕЛИЛ ПОНЯТИЯ "ТЕЧЕНИЕ" И "ИСЧИСЛЕНИЕ" СРОКОВ
Впервые в законодательстве, регулирующем порядок рассмотрения обращений, выделена норма о сроках при рассмотрении обращений в части определения понятий "течение" и "исчисление" сроков, с которыми нормы Закона связывают определенные юридические последствия.
Течение сроков, определяемых месяцами или днями:
– начинается со дня регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений;
– исчисляют в месяцах или календарных днях (п. 1 ст. 17 Закона).
Срок рассмотрения обращений, направленных в организации для рассмотрения в соответствии с их компетенцией, исчисляют со дня регистрации обращений в этих организациях (п. 2 ст. 17 Закона). Срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока.
Важно! Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца. Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Рассмотрим изложенные правила на примерах.
Пример 1
Обращение зарегистрировано в организации 4 июля 2011 г. Течение срока начинается 4 июля 2011 г. Срок рассмотрения обращения истекает 18 июля, а в случае, если для рассмотрения обращения требуется проведение дополнительного изучения и проверки, – 3 августа.
Пример 2
Обращение зарегистрировано в организации 7 июля 2011 г. Течение срока начинается 7 июля 2011 г. Срок рассмотрения обращения истекает 21 июля, а в случае, если для рассмотрения обращения требуется проведение дополнительного изучения и проверки, – 6 августа. 6 августа – нерабочий день (суббота), поэтому срок рассмотрения обращения истекает 8 августа 2011 г. (понедельник – первый рабочий день, следующий за нерабочим днем).
ОТВЕТ НА ОБРАЩЕНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБОСНОВАННЫМ И МОТИВИРОВАННЫМ
Законом установлены требования к письменным ответам на обращения. Так, ответ должен быть обоснованным и мотивированным. Кроме того, если при рассмотрении обращения подлежали анализу нормы актов законодательства (таким примером могут служить обращения по вопросам разъяснения законодательства), такой ответ должен содержать также ссылки на нормы актов законодательства.
Ответ на жалобу должен содержать анализ и оценку фактов, на которые жалуется заявитель, а также информацию о принятых мерах в случае признания жалобы обоснованной.
Конкретизирована норма об обязательном указании в ответе порядка обжалования письменных ответов: порядок обжалования указывается только в случаях, если в ответе содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу (п. 1 ст. 18 Закона).
Письменные ответы на письменные обращения должны быть подписаны руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) или уполномоченными им должностными лицами.