Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов перечислены в ст. 86 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). К ним наряду с внесением денежных средств, залогом имущества и банковской гарантией относят и поручительство. Комментируемым постановлением Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее – постановление № 1374) утверждено Положение об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами (далее – Положение № 1374). Рассмотрим предусмотренные им нововведения более подробно.
Справочно: до 25 октября 2011 г. порядок признания юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) поручителями регулировался Положением об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 01.08.2007 № 977. С 25 октября данное Положение утрачивает силу, так как с этой даты начинает действовать постановление № 1374.
Если плательщик не выполнит обязательство по уплате таможенных платежей, это должен сделать поручитель
Сегодня к наиболее распространенным случаям, когда заинтересованные лица должны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, относят:
– перевозку товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (ст. 216 ТК ТС);
– включение заинтересованных лиц в реестр таможенных перевозчиков или реестр таможенных представителей (ст. 13 и 19 ТК ТС);
– получение отсрочек (рассрочек) по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 85 ТК ТС).
С 6 января 2012 г. такое требование будут предъявлять также при присвоении заинтересованному лицу статуса уполномоченного экономического оператора (ст. 39 ТК ТС).
Справочно: обеспечение предоставляют:
– при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в размере ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для внутреннего потребления (ст. 88 ТК ТС);
– включении заинтересованных лиц в реестр таможенных перевозчиков – в сумме, эквивалентной не менее 200 тыс. евро (ст. 19 ТК ТС);
– включении заинтересованных лиц в реестр таможенных представителей – в сумме, эквивалентной не менее 1 млн. евро (ст. 13 ТК ТС);
– получении отсрочек (рассрочек) по уплате таможенных пошлин, налогов – в размере предоставляемой отсрочки (рассрочки) (ст. 88 ТК ТС).
С вышеуказанной даты одним из условий присвоения заинтересованному лицу статуса уполномоченного экономического оператора будет являться предоставление обеспечения в сумме, эквивалентной не менее 1 млн. евро (150 тыс. евро – лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии таможенного союза) (ст. 39 ТК ТС).
Способы, которыми может быть предоставлено рассматриваемое обеспечение, определены в ст. 86 ТК ТС. Одним из них является поручительство, которое предполагает заключение между поручителем и таможенным органом договора поручительства, включающего в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов плательщика в случае неисполнения его последним (ст. 286 Таможенного кодекса РБ (далее – ТК РБ)).
Пример 1
Организация для целей помещения импортируемого оборудования под таможенную процедуру таможенного транзита должна предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей. Сумма обеспечения будет определяться в размере ввозной таможенной пошлины и НДС, которые подлежали бы уплате при выпуске такого оборудования для внутреннего потребления (без учета льгот по уплате таможенных платежей). Такую сумму рассчитывают (применяются ставки платежей, курсы валют) на дату регистрации транзитной декларации. Одним из способов предоставления такого обеспечения может быть поручительство.
В перечне лиц, имеющих право выступать поручителями, изменений не произошло
Лица, которые могут выступать в качестве поручителя перед таможенными органами, перечислены в ст. 286 ТК РБ.
Во-первых, это банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, который ведет Государственный таможенный комитет (ГТК).
С данным реестром можно ознакомиться на сайте ГТК customs.gov.by.
Во-вторых, это иные лица на условиях и в порядке, установленных Правительством, если иное не определено Президентом.
Такие условия и порядок определены в Положении № 1374.
Условия признания заинтересованных лиц поручителями остались прежними
Положением № 1374 определены 3 условия (см. табл. 1), при одновременном соблюдении которых заинтересованное лицо (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, включенных в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей) может быть признано поручителем для целей обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Отметим, что подобные условия предусматривались и ранее.
Пример 2
Открытое акционерное общество намерено обратиться в таможенные органы с заявлением о признании его поручителем. В данной организационно-правовой форме оно осуществляет деятельность в течение 2 лет. До этого времени оно осуществляло деятельность в течение 3 лет в форме закрытого акционерного общества, из которого 2 года назад было преобразовано в открытое акционерное общество. Преобразование является одним из видов реорганизации (ст. 53 ГК РБ). При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (ст. 54 ГК РБ). Таким образом, при наличии по такому передаточному акту право-преемственности соблюдается установленный 3-годичный срок для признания открытого акционерного общества поручителем.
Отметим, что второе из вышерассмотренных условий (см. табл. 1) не применяется при признании в качестве поручителя назначенного оператора почтовой связи Республики Беларусь при совершении таможенных операций с международными почтовыми отправлениями.
Порядок признания заинтересованных лиц поручителями не изменился
Положением № 1374 определен следующий алгоритм действий для признания заинтересованного лица поручителем (см. схему). Отметим, что ранее предусматривался аналогичный порядок.
Есть новшества в отношении суммы, на которую могут быть заключены договоры поручительства
По общему правилу договор поручительства заключают на сумму предоставленной поручителем гарантии выполнения своих обязательств. Подобное положение предусматривалось и ранее.
Вместе с тем по нормам Положения № 1374 такая сумма в определенных случаях может превышать на 20 или 30 % сумму предоставленной гарантии. Это допускается при одновременном выполнении условий, перечисленных в табл. 2.
Пример 3
Организация "А" намерена стать таможенным перевозчиком, в связи с чем она должна предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму не менее в эквиваленте 200 тыс. евро.Организация "Б" выразила готовность стать поручителем организации "А". Организация "Б" (при признании ее поручителем) перечислила в качестве гарантии на единый счет сумму в 2,5 млрд. бел. руб. При одновременном выполнении вышеуказанных условий (см. табл. 2) организация "Б" вправе заключить договоры поручительства на общую сумму 3 млрд. бел. руб. (2,5 млрд. бел. руб. + 20 % от такой суммы). В расчетах условно считаем, что на дату заключения договора поручительства курс белорусского рубля к евро – 11 900 бел. руб. за 1 евро.
Действие решения о признании лица поручителем может быть приостановлено
В заключение отметим, что в Положении № 1374, как и в предыдущем документе, определены основания для приостановления действия решения о признании лица поручителем. Такое решение может быть приостановлено по решению таможенного органа в следующих случаях:
– поручитель по требованию таможенных органов не уплатил таможенные платежи, проценты, пени в соответствии с заключенным договором поручительства;
– поручитель имеет неисполненную обязанность по уплате таможенных платежей, процентов и пеней в течение 1 месяца;
– поручитель перестал соответствовать требованиям о предоставлении гарантии выполнения своих обязательств (см. выше);
– у таможенных органов нет информации об исполнении в установленные сроки обязательств перед таможенными органами, обеспеченных договором поручительства, общая сумма по которым превышает 50 % от суммы такого договора.
Пример 4
Организация для целей получения статуса поручителя предоставила банковскую гарантию. Спустя год, срок действия такой гарантии истек. В связи с этим организация перестала соответствовать требованиям признания поручителем о предоставлении гарантии выполнения своих обязательств. Изложенное является основанием для приостановления действия решения о признании организации поручителем.
Решение таможенного органа о приостановлении действия решения о признании лица поручителем должно быть направлено поручителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Такое решение вступает в силу по истечении 5 рабочих дней после его вынесения. В период его действия лицо не вправе выступать в качестве поручителя перед таможенным органом, однако продолжает нести ответственность по всем своим обязательствам, возникшим до вступления его в силу.
Решение о возобновлении решения о признании лица поручителем таможенный орган принимает после устранения причин, послуживших основанием для его приостановления. Такое решение направляют поручителю также заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, и оно вступает в силу по истечении 5 рабочих дней после его вынесения.
Пример 5
В ситуации, рассмотренной в примере 4, организация может предоставить новую банковскую гарантию либо применить иной способ предоставления гарантии выполнения своих обязательств как поручителя. По истечении 5 рабочих дней после принятия таможенным органом решения о возобновлении действия решения о признании лица поручителем организация получает право продолжить свою деятельность в качестве поручителя.