Декретом № 1 [2] внесены изменения в декреты № 5 [3] и № 29 [1].
Исключена норма подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5, регламентирующая обязанность нанимателя предупреждать работника об изменении существенных условий труда |*| в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами не позднее чем за 7 календарных дней.
* Срок предупреждения об изменении существенных условий труда
Из Декрета № 29 исключены:
– нормы, регулирующие порядок и условия заключения и прекращения контрактов нанимателями с работниками (п. 1), содержание и условия контракта (п. 2), сроки и периодичность выплаты заработной платы и среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска;
– норма об обязанности государственных органов, государственных организаций информировать не реже одного раза в полугодие вышестоящие государственные органы о причинах невыполнения нормативных актов, судебных постановлений, поручений и иных решений вышестоящих органов с представлением предложений об устранении причин невыполнения либо о мерах, принятых по устранению этих причин.
С учетом нормативных предписаний п. 2 Декрета № 1 приведенные нормы, касающиеся исключения указанных положений из Декрета № 29, вступили в силу после официального опубликования Декрета № 1 (12 апреля 2020 г.) и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 28 января 2020 г.
Таким образом, завершена работа по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Законом № 219-З [4].
Напомним, что Закон № 219-З предусматривал корректировку ТК [5] и вступил в силу с 28 января 2020 г.
Следовательно, в споре о силе действия законодательных актов по регулированию сроков уведомления нанимателями работников об изменении существенных условий труда поставлена точка.
Таким образом, с 28 января 2020 г. предупреждение работника об изменении существенных условий труда производится не позднее чем за 1 месяц.
Нормы Декрета № 29, касающиеся регулирования контрактной формы найма, исключены в связи с корректировкой ТК, в результате которой в ТК появилась гл. 18-1 «Особенности регулирования труда работников, с которыми заключаются контракты».
Указанная глава ТК определила:
– заключение контракта;
– содержание и условия контракта;
– срок действия контракта, его продление, заключение нового контракта, прекращение контракта в связи с истечением срока его действия;
– случаи, когда трудовые отношения продолжаются на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок;
– гарантии при заключении, продлении срока действия и прекращении контракта для отдельных категорий работников.
С учетом изложенного с 28 января 2020 г. регулирование контрактной формы найма осуществляется только на основании гл. 18-1 ТК |*|.
Декретом № 1 также дополнен Декрет № 5: нормами, обязывающими Администрацию Президента, Совет Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком, райисполкомы, горисполкомы (городов областного подчинения), местные администрации районов в городах осуществлять мониторинг трудоустройства лиц, освобожденных по дискредитирующим обстоятельствам от должностей, включенных в кадровые реестры, указанные в части первой п. 8 Декрета № 5, в течение 5 лет после такого увольнения.
С 12 апреля 2020 г. указанные государственные органы вправе запрашивать от государственных органов, иных организаций независимо от формы собственности сведения, необходимые для осуществления мониторинга трудоустройства лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, которые представляются на безвозмездной основе в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.