В настоящее время отменена дооценка остатков товаров до уровня цен последнего приобретения аналогичных товаров или до цен товаропроизводителей РБ на момент реализации этих товаров, ранее производившаяся юридическими лицами, занимавшимися оптовой торговлей товарами народного потребления. Перечень таких юридических лиц был утвержден Минторгом.
Вышеуказанным постановлением Минторгу поручено в месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с постановлением № 579.
Минторг постановлениями от 02.08.2013 № 15 (вступило в силу с 16 августа 2013 г.) и № 16 (вступило в силу со 2 августа 2013 г.) отменил действие постановлений Минторга РБ от 30.07.2001 № 31 "Об утверждении перечня юридических лиц, которым предоставляется право производить дооценку товаров народного потребления" и № 32 "Об утверждении нормативных правовых актов по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность".
Переоценку проводят в отношении товаров, цены на которые регулирует государство
Приведенная норма не распространяется на товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен. Обращаем внимание, что дооценка товаров, регулирование цен на которые происходит согласно законодательству РБ, до уровня цен товаропроизводителей на момент реализации этих товаров производится на основании нормативного правового акта об изменении уровня цен на такие товары. Этот документ должен быть приобщен к акту проведения переоценки, и на него в акте переоценки должна быть сделана ссылка.
В настоящее время в Республике Беларусь государственное регулирование цен путем утверждения предельных максимальных розничных цен установлено только на сахар-песок, произведенный на территории Республики Беларусь.
Так, к примеру, п. 2 постановления Минэкономики РБ от 04.07.2013 № 49 предписано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие объекты оптовой, розничной торговли и общественного питания, должны были произвести по состоянию на 12 июля 2013 г. переоценку остатков сахара-песка белого без добавок в соответствии с изменениями, предусмотренными п. 1 указанного постановления, с отнесением разницы от переоценки остатков продукции согласно законодательству РБ.
Переоценку остатков товаров проводят юридические лица, участвующие в формировании стабилизационных фондов продуктов животноводства
Порядок проведения переоценки остатков продуктов животноводства юридическими лицами, участвующими в формировании стабилизационных фондов продуктов животноводства, определен постановлением Минэкономики, Минфина и Минторга РБ от 16.01.2007 № 11/6/4 "О переоценке остатков товаров юридическими лицами, участвующими в формировании стабилизационных фондов продуктов животноводства".
Под продуктами животноводства понимаются: масло животное, сухое обезжиренное и цельное молоко, творог, сухие детские молочные смеси, сыры сычужные твердые, мясо свинины и говядины.
Юридические лица, участвующие в формировании стабилизационных фондов продуктов животноводства, вправе производить переоценку остатков продуктов животноводства в сроки, определяемые их собственниками либо уполномоченными ими лицами, до цен последнего приобретения аналогичных товаров или до цен, действующих у их производителей – резидентов РБ на момент переоценки этих товаров. Сумму в виде разницы, образовавшейся в результате переоценки товаров, организации в налоговом учете относят на внереализационные доходы.
Иные организации оптовой торговли дооценку остатков товаров не производят.
Переоценка остатков товаров в розничной торговле до уровня цен последнего приобретения
Постановлением Кабинета Министров РБ от 17.07.1995 № 375 "О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле" организациям, осуществляющим розничную торговлю, независимо от форм собственности предоставлено право проведения переоценки остатков товаров народного потребления до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров с отнесением суммы разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности. Организации, осуществляющие розничную торговлю, производят переоценку на основании приказа (решения, распоряжения) руководителя организации.
Рассмотрим порядок проведения переоценки остатков товаров до уровня цен их последнего приобретения на условной ситуации.
Организация розничной торговли получила от поставщика колбасу сырокопченую "Московская", в/с, по отпускной цене (без НДС) 108 134 руб. за 1 кг. На момент поставки партии такого товара в остатке числилось 5 кг такой же колбасы, поставленной ранее по отпускной цене 107 170 руб. за 1 кг.
Руководителем организации розничной торговли было принято решение о переоценке имеющихся на остатке 5 кг колбасы до цены их последнего приобретения. Сведения о том, для чего была создана комиссия, и результаты проведения переоценки колбасы сырокопченой "Московская", в/с, занесены в опись-акт и оформлены следующим образом:
От редакции:
В бухгалтерском учете результаты переоценки товаров следует отразить так, как показано в табл. 1.
Переоценка остатков товаров может осуществляться и в связи с изменением уровня предельных торговых надбавок, установленных органами государственного управленияв рамках предоставленных им полномочий по регулированию цен на отдельные социально значимые товары.
В целях упорядочения регулирования цен (тарифов) Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" определены перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Советом Министров, государственные органы (организации) (далее – Указ № 72).
Перечни социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Минэкономики, облисполкомы и Минский горисполком, приведены в постановлении от 14.04.2011 № 495.
Цены на ряд социально значимых товаров регулирует Минэкономики. В настоящее время предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) установлены на основные группы продовольственных товаров в приложении к постановлению Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200.
Облисполкомы и Минский горисполком в соответствии с предоставленными полномочиями регулируют предельные торговые надбавки на свежие картофель, капусту белокочанную, морковь столовую, свеклу столовую, лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки, апельсины, бананы, лимоны, чулочно-носочные изделия, мыло хозяйственное и синтетические моющие средства бытового назначения, предназначенные для стирки, и товары для детей.
Предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупки сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных организаций и физических лиц, а также к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на продовольственные товары, утверждены облисполкомами и Минским горисполкомом.
В случае изменения уровня установленных предельных торговых надбавок на социально значимые товары торговые организации вправе произвести переоценку остатков товаров на дату утверждения новых уровней торговых надбавок.
Рассмотрим порядок проведения переоценки остатков товаров на дату утверждения новых уровней торговых надбавок на условной ситуации.
В организации розничной торговли имеется в наличии товар "А" (по отпускной цене 250 000 руб. за 1 единицу) в количестве 30 единиц, на который изменилась предельная торговая надбавка с 25 % до 30 %.
Специально созданной комиссией по состоянию на 20 августа 2013 г. (условно) произведена переоценка остатков товара "А" в количестве 30 единиц. Результаты переоценки представлены в табл. 2.
В бухгалтерском учете результаты переоценки товаров следует отразить так, как показано в табл. 3.
Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин. Нарушение установленных соответствующими государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (пп. 1 и 2 ст. 12.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях).