Постановление № 27 [1] вступило в силу с 8 апреля 2020 г. и будет действовать в течение 90 календарных дней.
В разъяснениях, опубликованных на сайте МАРТ Республики Беларусь (далее – Разъяснения), сказано, что под средствами защиты органов дыхания (маски, предназначенные для индивидуального применения) для целей, указанных в подп. 1.1 п. 1 постановления № 27, понимаются маски, относящиеся к изделиям медицинского назначения, а также маски, в т.ч. повязки для лица, не являющиеся изделиями медицинского назначения.
Под масками, относящимися к изделиям медицинского назначения, понимаются маски, зарегистрированные в Государственном реестре изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь, либо производителям которых выдано разрешение Минздрава на реализацию и медицинское применение изготавливаемых масок.
Под дезинфицирующими (антибактериальными, обеззараживающими) средствами (в т.ч. гелями, спреями) для целей, указанных в подп. 1.1 п. 1 постановления № 27, понимаются товары, содержащие вещества, которые уничтожают или необратимо дезактивируют вредные бактерии, вирусы или другие микроорганизмы.
В Разъяснениях сказано, что ограничения, указанные в подп. 1.2 и 1.3 п. 1 постановления № 27, распространяются на маски, в т.ч. повязки для лица, не являющиеся изделиями медицинского назначения, а также на дезинфицирующие средства, не являющиеся лекарственными средствами. В подп. 1.2 и 1.3 п. 1 постановления № 27 речь идет о предельной максимальной надбавке импортера и предельной максимальной торговой надбавке, т.е. регулируются ограничения в ценообразовании в сфере торговли.
Важно! Цены на маски, относящиеся к изделиям медицинского назначения, а также на дезинфицирующие средства, являющиеся лекарственными средствами, в сфере торговли по-прежнему продолжают регулироваться Указом № 366 [2].
Из сказанного выше следует, что ограничения, установленные для производителей подп. 1.1 п. 1 постановления № 27, распространяются на производителей указанных в постановлении № 27 товаров, как являющихся соответственно изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами, так и не относящихся к таким группам товаров.
Так, производители при формировании отпускных цен |*| на маски и дезинфицирующие средства применяют предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей, в размере 10 %.
В Разъяснениях сказано, что отпускные цены, устанавливаемые производителями, должны быть подтверждены экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат: материальных, трудовых, накладных и пр.). Рекомендовано дополнительно делать расчет фактической себестоимости с включением в нее всех затрат, которые были учтены при определении плановой себестоимости товаров для целей ценообразования, и на ее основе определять расчетный уровень рентабельности.
В случае возможного несоблюдения установленного подп. 1.1 п. 1 постановления № 27 ограничения необходимо пересмотреть плановую калькуляцию.
Рассмотрим расчет розничной цены на маску, которая не является изделием медицинского назначения, на условном примере.
Пример 1
Формируем цену на маску
1. Определяем размер прибыли, включаемой в цену.
Предположим, что себестоимость маски составила 0,46 руб. В этом случае предельный размер прибыли, включаемой в отпускную цену маски, составляет 0,04 руб.
Поясним почему.
Расчет прибыли, включаемой в цену на маску: 0,46 × 10 / 100 = 0,046 руб.
По правилам математического округления прибыль должна составить 0,05 руб. Однако округление нужно производить в сторону уменьшения, а не по правилам математики, поскольку если округлить размер прибыли до 0,05 руб., то это приведет к нарушению нормы постановления № 27.
Проверим: 0,05 / 0,46 × 100 = 10,87 %, т.е. нарушено условие о предельном размере рентабельности 10 %.
2. Определяем отпускную цену производителя:
0,46 + 0,04 = 0,50 руб.
3. Определяем уровень предельной торговой (с учетом оптовой) надбавки и сумму торговой надбавки.
Предельная торговая (с учетом оптовой) надбавка к отпускной цене производителя на единицу товара составляет 15 %. Сумма ее равна:
0,50 руб. × 15 / 100 = 0,07 руб. (применяем приведенные выше правила округления).
4. Определяем розничную цену:
0,50 + 0,07 = 0,57 руб.
Обращаем внимание, что оптовым организациям рекомендуется отражать информацию об уровне отпускной цены организации-изготовителя (импортера) и размере взимаемой оптовой надбавки (при поставке товаров через нескольких оптовиков-посредников) в гр. 9 и 11 «Примечание» товарно-транспортных накладных ТТН-1 и ТТН-2 (п. 2 разъяснения от 15.05.2009 [3]).
В Разъяснениях указано, что реализация товаров немедицинского назначения по договорам, заключенным до вступления в силу постановления № 27, в т.ч. на условиях внесения предоплаты, осуществляется по ценам с соблюдением норм постановления № 27.
Импорт и розница: формируем цену
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие одновременно импорт и розничную торговлю товарами немедицинского назначения, могут устанавливать цены |*| с применением надбавки импортера и торговой надбавки не выше ограничений, установленных в подп. 1.2 и 1.3 п. 1 постановления № 27.
Рассмотрим на примере 2 расчет розничной цены на мыло, полученное от импортера, которое относится к дезинфицирующим средствам и не является изделием медицинского назначения.
Пример 2
Формируем цену на мыло
1. Затраты импортера на приобретение мыла в расчете на единицу товара составили 0,80 руб.
2. Импортер применяет максимальную надбавку в размере 10 % в соответствии с подп. 1.2 п. 1 постановления № 27.
Определим сумму надбавки импортера:
0,80 × 10 / 100 = 0,08 руб.
3. Отпускная цена импортера с учетом надбавки составляет:
0,80 + 0,08 = 0,88 руб.
4. Произведем расчет розничной цены на мыло:
– определим сумму торговой надбавки (подп. 1.3 п. 1 постановления № 27 (предельная торговая надбавка на маски и дезинфицирующие средства установлена в размере 15 %)):
0,88 × 15 / 100 = 0,13 руб.;
– розничная цена на мыло составит:
0,88 + 0,13 =1,01 руб.