Технический кодекс установившейся практики "Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения" (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250)), утвержденный приказом Минстройархитектуры РБ от 18.07.2005 № 172
К реконструкции относят работы и мероприятия, направленные на использование по новому назначению зданий, сооружений, коммуникаций, их частей (включая отдельные помещения) и (или) связанные с изменением их основных технико-экономических показателей, а также работы по модернизации зданий, сооружений, коммуникаций (подп. 3.3.9 п. 3).
Технический кодекс установившейся практики "Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию" (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) (далее – ТКП), утвержденный приказом Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267
Документ вступил в силу с 1 января 2011 г. и пришел на смену СНБ 1.04.02-02 "Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений", утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 26.09.2002 № 342. ТКП распространяется на реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений, реставрацию материальных недвижимых историко-культурных ценностей и устанавливает основные требования по проектированию.
ТКП является обязательным для всех организаций, осуществляющих разработку проектной документации на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений, а также реставрацию материальных недвижимых историко-культурных ценностей. В приложении В изложен перечень основных видов работ, выполняемых при модернизации зданий и сооружений.
Кодекс устанавливает порядок разработки технико-экономического обоснования выбора схем теплоснабжения при строительстве и реконструкции объектов при их отсутствии в утвержденной схеме теплоснабжения населенного пункта.
Приказ Минстройархитектуры РБ от 30.12.2008 № 487 "Об утверждении паспортов проектов строительства (реконструкции) объектов"
Приказом утверждены паспорта объектов строительства (реконструкции) объектов: общественных и производственных зданий, сооружений и их комплексов; предприятий сельскохозяйственного назначения и энергетики (п. 1).
При разработке проектной документации на реконструкцию (модернизацию) зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций объем и состав документации, а также состав комплекта чертежей определяет в каждом конкретном случае заказчик по согласованию с проектной организацией. Это установлено в договоре на проектирование (подп. 5.4а п. 5).
Эти санитарные правила устанавливают санитарно-гигиенические требования к проектированию, строительству, реконструкции и вводу объектов в эксплуатацию. Они обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями и не распространяются на объекты – источники ионизирующих излучений (пп. 1, 2).
В документе приведены следующие определения:
– модернизация объектов – совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств объекта, его частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований в существующих габаритах;
– реконструкция объекта – совокупность работ и мероприятий, направленных на улучшение функционирования или использование по новому назначению объекта, вызывающих изменение строительного объема или общей площади объекта (вместимости) или назначения (включая отдельные помещения) с изменением нормативных требований (п. 5).
Правила определяют порядок строительства, реконструкции улиц населенных пунктов, за исключением улиц населенных пунктов, являющихся частью автомобильных дорог общего пользования, а также закрепляют правовые и организационные основы строительства, реконструкции улиц населенных пунктов (п. 1).
Строительство, реконструкцию улиц населенных пунктов осуществляют на основе проектной документации на строительство, в установленном порядке разработанной и утвержденной после согласования со специализированной организацией и с ГАИ МВД, а также имеющей положительное заключение государственной экспертизы (п. 4).
Положение определяет порядок получения решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства вновь создаваемых и (или) реконструируемых оптоволоконных линий связи (за исключением расположенных внутри капитальных строений (зданий, сооружений)) и порядок ввода их в эксплуатацию. Под вводом в эксплуатацию понимают в т.ч. реконструкцию (п. 1).
Законченные возведением, реконструкцией, расширением, техническим перевооружением, реставрацией, капитальным ремонтом, благоустройством и подготовленные к эксплуатации (выпуску продукции и оказанию услуг) объекты, очереди, пусковые комплексы (далее – объекты) независимо от способов возведения и источников финансирования подлежат приемке комиссиями (п. 1).
При приемке в эксплуатацию объекта в период года, неблагоприятный для выполнения отдельных видов работ, с согласия заказчика разрешен перенос сроков их выполнения на ближайший благоприятный период года, если это не препятствует нормальной эксплуатации объекта. Перечень, объемы, стоимость и сроки проведения этих видов работ устанавливают заказчик, застройщик либо уполномоченная им организация по согласованию с разработчиками проектной документации, а также органами государственного надзора, выдающими заключения по данному объекту, и отражают в акте приемки объекта эксплуатации (п. 23).
Инструкция устанавливает порядок определения сметной стоимости и составления сметной документации при реконструкции зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, благоустройстве территорий в базисном уровне цен на 1 января 2006 г. (п. 1).
Она обязательна для применения организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляющими реконструкцию с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков РБ под гарантии Правительства (п. 2).
Сметная стоимость реконструкции является основанием для определения размеров инвестиций в нее, формирования договорных (контрактных) цен на реконструкцию, расчетов за выполненные работы, для возмещения расходов, связанных с приобретением и доставкой оборудования, и других затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости реконструкции (п. 3).
Мингорисполком принимает решения: о разрешении проведения проектно-изыскательских работ по строительству, реконструкции, направленной на использование по новому назначению зданий и сооружений, их частей и (или) связанной с изменением их технико-экономических показателей и параметров; о разрешении строительства, реконструкции, направленной на использование по новому назначению, реставрации зданий и сооружений в границах ранее предоставленных земельных участков в случаях, когда не требуется акт выбора места размещения земельного участка; о разрешении проведения проектно-изыскательских работ по строительству, реконструкции коммуникаций и оборудования связи; о разрешении строительства, реконструкции коммуникаций и оборудования связи (подп. 1.1.2, 1.1.3, 1.1.7, 1.1.8 п. 1).
По вопросу отнесения работ по замене трубопроводов тепловых сетей с применением предварительно изолированных труб (ПИ-трубопроводы) к капитальному ремонту или реконструкции (модернизации как виду реконструкции) разъяснено следующее.
При замене тепловых сетей подземной и надземной прокладки с теплоизоляцией из традиционных материалов ПИ-трубопроводами происходит улучшение потребительских качеств теплосети, связанное с появлением системы оперативно-дистанционного контроля (ОДК) увлажнения изоляции, позволяющей оперативно выявлять и своевременно устранять минимальные повреждения, не доводя ситуацию до критической.
Таким образом, работы по замене трубопроводов тепловых сетей с традиционной изоляцией на ПИ-трубопроводы с системой ОДК относят к реконструкции, а в случаях, когда не происходит изменения оси трассы и диаметра трубопровода, – к модернизации, являющейся видом реконструкции, проводимой в существующих габаритах.
Разъяснено, что при разработке проектно-сметной документации на комплекс строительных работ по сносу (разборке) зданий и сооружений или их отдельных элементов, на работы по дроблению железобетонных конструкций, стоимость которых определяют по соответствующим ресурсно-сметным нормам сборника 46 "Работы по реконструкции зданий и сооружений", составляют локальную смету с начислением накладных расходов и плановых накоплений. Указанные затраты включают в стоимость строительно-монтажных работ (далее – СМР).
Работы по дроблению железобетонных конструкций при сносе (разборке) зданий и сооружений или их отдельных элементов, выполняемые подрядной организацией согласно договору строительного подряда, относят к подрядным СМР.
При направлении и приеме строительных отходов (железобетонных конструкций, рубероида и др.) для последующей переработки следует применять письмо Минстройархитектуры РБ от 27.08.2010 № 04-2-04/2792.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РЕКОНСТРУКЦИИ (МОДЕРНИЗАЦИИ) ОБЪЕКТОВ
Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, с учетом последних изменений от 05.01.2011 № 1
На счете 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражают изменение первоначальной стоимости основных средств при реконструкции, модернизации.
На счете 08 в корреспонденции с дебетом счета 10 "Материалы" отражают полученные при проведении работ по строительству попутно добытое сырье, материалы от возврата неиспользованных материалов при модернизации, реконструкции.
Стоимость основных средств, по которой они приняты к бухучету, не подлежит изменению, кроме случаев модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, иных работ капитального характера (п. 17).
Затраты на проведение модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, иных работ капитального характера не включают в себестоимость продукции (работ, услуг), а относят на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных средств после окончания работ (п. 20).
Затраты, связанные с модернизацией, реконструкцией, отражают в бухучете по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – при осуществлении работ подрядным способом и по дебету счета 08 и кредиту счетов 02 "Амортизация основных средств", 10 "Материалы", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др. счетов – при осуществлении работ хозспособом.
Приемку законченных работ, произведенных собственными силами, по достройке, модернизации, дооборудованию, реконструкции, проведению технического диагностирования с соответствующим освидетельствованием, оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме ОС-3 (п. 32).
Фактические затраты по законченным и оформленным актами приемки-сдачи работам, относимым на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств, отражают в бухучете по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08.
Запасные части, заменяемые в результате модернизации и пригодные к дальнейшему использованию, подлежат оприходованию по цене возможной реализации (если есть возможность определить остаточную стоимость – по остаточной стоимости) с уменьшением расходов на проведение модернизации. Эту операцию в учете отражают по дебету счета 10 , субсчет "Запасные части", и кредиту счета 08 (п. 32).
Инструкция устанавливает единый порядок определения стоимости объекта строительства в бухучете и организации бухучета затрат на возведение, реставрацию, реконструкцию, а также порядок их отражения организациями (за исключением банков, иных небанковских кредитно-финансовых организаций, организаций, финансируемых из бюджета) на счетах бухучета (п. 2).
Аналитический учет затрат ведут в ведомости учета затрат на реконструкцию объекта согласно приложению к Инструкции. По окончании года и по окончании строительства в целом ведомость учета затрат дополняют гр. 5, 6, в которых отражают суммы переоценки незавершенного строительства, произведенные в соответствии с законодательством, а также учетную стоимость объекта (п. 14).
По завершении строительства и подписании акта приемки объекта, законченного реконструкцией, реставрацией, формируют учетную стоимость каждого реконструируемого объекта, выделенного в составе стройки (п. 34).
Ввод в эксплуатацию оборудования, требующего и не требующего монтажа, и списание его стоимости со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" производят одновременно с окончанием работ по реконструкции действующих объектов, приемка которых в эксплуатацию оформлена в установленном порядке (п. 45).
Амортизируемую стоимость основных средств изменяют в случаях модернизации, реконструкции, оформленных актами сдачи-приемки выполненных работ, на сумму соответствующих затрат (п. 9).
Комиссия по проведению амортизационной политики организации вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции (п. 24).
Начисление амортизации не производят во время проведения модернизации объектов основных средств, полной или частичной реконструкции (кроме проведения работ сроком до 12 месяцев бюджетными организациями). В случае проведения указанных работ с полной остановкой части объекта начисление амортизации не производят только по указанной части в зависимости от соотношения натуральных показателей данного использования (п. 35, приложение 4).
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Особенная часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З, с учетом последних изменений от 10.01.2011 № 241-З
Налог на добавленную стоимость
Суммы НДС, приходящиеся на затраты, относимые на увеличение стоимости ранее принятых на учет основных средств и нематериальных активов, можно принять к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам и нематериальным активам (п. 4 ст. 107).
Налог на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
Строительную площадку, монтажный или сборочный объект признают постоянным представительством иностранной организации, если они существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде.
К строительной площадке, монтажному или сборочному объекту иностранной организации на территории Республики Беларусь относят место реконструкции (модернизации) существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов), а также место реконструкции (модернизации) сооружений, машин и оборудования, функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений (п. 4 ст. 139).
Налог на прибыль
Освобождают от обложения налогом на прибыль валовую прибыль организаций, но не более 50 % валовой прибыли, направленную на реконструкцию, модернизацию принадлежащих плательщику объектов основных средств и (или) объектов незавершенного строительства (подп. 2.3 п. 2 ст. 140).
Датой окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства признают дату окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства, подтверждаемую первичными учетными документами, оформленными в соответствии с законодательством (актами приемки объекта, законченного реконструкцией, и др.), независимо от оплаты работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства и применения освобождения от обложения по таким объектам (подп. 4.6 п. 4 ст. 140).
Земельный налог
Подлежащую уплате плательщиками-организациями сумму земельного налога уменьшают на сумму земельного налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной от выполнения работ по реконструкции жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за прошедший квартал без учета НДС (п. 9 ст. 202).
Экологический налог
Исчисленную сумму экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух плательщикам уменьшают ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в реконструкцию газоочистных установок.
Исчисленную сумму экологического налога за сброс сточных вод плательщикам уменьшают ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за сброс сточных вод в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в реконструкцию сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в водные объекты.
Исчисленную сумму экологического налога за хранение, захоронение отходов производства плательщикам уменьшают ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за хранение, захоронение отходов производства в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в реконструкцию собственниками отходов объектов хранения, захоронения и (или) обезвреживания, использования отходов (п. 6 ст. 208).